Иконостасы, иконы и панно из дерева

Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
  Войти
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Выйти из лодки. За Христом. Как определить, в чем твое призвание?

В жизни, наверное, каждого христианина наступает момент, когда он чувствует: Христос зовет. Нужно что-то менять в жизни. Но что менять? И как? И Христос ли зовет? Ответы на эти вопросы можно найти в Писании. Впрочем, даже священный опыт не подменит опыта личного.
Раздел: ПОДРОБНО
Выйти из лодки. За Христом. Как определить, в чем твое призвание?
Александр Иванов. Хождение по водам (Христос спасает начавшего тонуть Петра). 1850-е годы. Третьяковская галерея
Журнал: № 5 (май) 2017Страницы: 4-7 Автор: Анна Ершова Опубликовано: 10 мая 2017

Как услышать Бога?

Библейские примеры говорят нам о том, что Бог обращается к человеку очень конкретно. Часто — называя по имени и даже с некоторой настойчивостью: «И воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!.. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога» (Исх. 3, 4–6). Бог называет Моисея по имени и объясняет, кто Он Сам. Но Моисей боится, Моисей сомневается и начинает подробно выспрашивать Бога, что делать, — а Бог так же подробно отвечает. «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» (Исх. 3, 13–15). Так терпеливо, настойчиво и внятно Бог объясняет Моисею, что нужно сделать, — и Моисей, наконец, соглашается.

Понятно, что в нашей жизни, скорее всего, не будет Неопалимой купины, да и других чудесных явлений мы вряд ли сподобимся. Но, как говорится в Притчах Соломоновых, «блажен человек, который слушает Меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!» (8, 34). Как же нам услышать призыв Христа?

В Книге пророка Захарии люди обвиняются в том, что «уши свои отяготили, чтобы не слышать» (7, 11). В ритме современной жизни действительно трудно услышать не только Бога, но даже ближнего. Святой Ефрем Сирин сказал в одном из своих трудов: когда Бог творит человека, Он вкладывает в сердцевину его существа всё Царство Божие, и задача жизни заключается в том, чтобы копать, копать, пока не дойдешь до той глубины, где находится этот клад. Но как отбросить всё наносное и дойти до сердцевины, как услышать голос Бога у себя в душе?

«Первая задача, которая перед нами стоит — это молчание, потому что разговором, общением мы друг друга вырываем из внутренней собранности, вносим друг в друга суету, отрываем друг друга от мыслей, от чувств, от представлений, которые нас занимали в этот момент, и заставляем войти в интересы и тревоги, которые нам совершенно порою чужды, — говорит митрополит Антоний Сурожский („Внутреннее молчание“). — И очень важно в какие-то моменты найти в себе силу, решимость вступить в период молчания… когда вдруг мы можем сказать времени, течению наших мыслей, движению наших чувств и даже внешнему слову: „Остановись!“»

Научившись молчать и захотев услышать, мы обязательно услышим. Бог предлагает каждому свой собственный путь, соотносящийся с его историей и харизмой. Апостол Пётр ловил рыбу — и стал ловцом людей. Апостол Павел был ревностным гонителем Христа — стал ревностным Его проповедником. Часто мы боимся, что Господь потребует от нас чего-то, с чем мы не справимся. Кто из нас в начале пути не опасался, что, слишком углубившись в веру, окажется в монастыре? Кто не подумывал бросить любимую работу и стать свечницей или церковным сторожем? Но Бог знает нас, знает наше сердце — и говорит нам: «Не бойся!»

Если мы думаем, что Он что-то отнимет у нас — мы рисуем ложный образ Бога. Я сама в период неофитства прошла все эти точки сомнения: боялась, что стану «чересчур» верующей, боялась, что священник «благословит» уйти из светского СМИ. В конце концов я нашла свое призвание в той же сфере, где и работала, — в журналистике, но не в светском глянцевом журнале, а в церковном. Господь высветил и подчеркнул все мои способности, дал возможность расцвести им — и я получила неизмеримо больше, чем у меня было до прихода в Церковь.


Что мы отвечаем Богу?

Давайте посмотрим, какие человеческие ответы на призыв Бога описаны в Евангелии.

ВСТАЛИ И ПОШЛИ ЗА НИМ

«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4, 18–20). Здесь описан очень скорый, харизматичный ответ на призыв. Один мой знакомый, меломан по натуре, услышав подобный призыв в своей душе, в одночасье вынес из дома коллекциюиз 1000 собранных им музыкальных дисков. Он никогда не жалел об этом поступке: так он ответил на зов сердца и избавился от того, что было для него лишним в тот момент.

Еще случай: один молодой человек помогал мне в обустройстве первого петербургского филиала журнала «Фома», где я тогда работала. Вагончик, куда должен был въехать «филиал», нужно было покрасить и облагородить. Мне вызвались помогать несколько волонтеров из молодежного клуба «Чайка», а руководил ими толковый и ответственный юноша, назовем его Василий. В какой-то момент Василий исчез: мне сообщили, что он уехал в паломничество в монастырь, скоро вернется. Но Василий не возвращался. Спустя месяц он вернулся — за вещами — и снова уехал туда… послушником. Это реакция сердца, опережающая интеллектуальные доводы.

«ЛУКЕ И КЛЕОПЕ ВО ЕММАУС СПУТЕШЕСТВОВАВШИЙ…»

Но чаще ответ Богу — плод длинного пути, включающий в себя разные состояния, колебания, знаки. Так узнавали Господа ученики, шедшие в Эммаус (Лк. 24, 13–32). Лука и Клеопа шли, беседовали о событиях последних дней — и не заметили, как к ним приблизился Христос. Более того, Они не узнали Его и в разговоре признались, что после распятия все ученики считают Иисуса только пророком. «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля», — добавили они, определив душевное состояние всех учеников: разочарование, рухнувшие надежды… «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» — ответил им Христос. И в конце концов«открылись у них глаза, и они узнали Его».

Часто и нам нужно, чтобы некоторое время прошло в пути. Господь не оставляет нас: Он говорит с нами снова и снова, дает подтверждающие знаки, ждет, когда мы узнаем Его. Важно в какой-то момент все-таки, услышав, ответить на призыв. Потому что все двери не могут всю жизнь ждать нас открытыми.

«ЕСЛИ НЕ УВИЖУ — НЕ ПОВЕРЮ»

Многие из нас следуют больше уму, нежели сердцу. Евангельский пример такой реакции на призыв — апостол Фома: «Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 25–27). Да, не все могут, услышав голос Бога, сразу «встать и пойти» за Ним. Большинству из нас нужно обдумать, разобраться в происходящем. И это неплохо, Христос и тут идет нам навстречу. И как только Фома «разобрался», у него заговорило сердце: «Господь мой и Бог мой»! (Ин. 20, 28).


От Бога ли этот призыв?

Как узнать, что призыв, который мы услышали, — от Бога? Мы можем найти подтверждение, читая Библию. И даже если это наш ежедневный выбор, вплоть до мелочей, — Бог может дать нам ответ через Священное Писание. Многие замечали: если ежедневно читаешь рекомендованный церковным календарем отрывок, можешь увидеть ответ на какой-то свой конкретный вопрос. Например, однажды у меня произошла размолвка с близким человеком и я сомневалась, стоит ли мне сообщить ему, в чем он неправ. Одна сестра во Христе посоветовала ничего не говорить: «Пусть Господь вразумит, а иначе можно спровоцировать новую ссору». Но я все-таки не удержалась и сказала. А на следующий день, размышляя, правильно ли я поступила, прочитала в Книге Притчей: «Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит» (11, 12). В той ситуации для меня это было очень верной оценкой.

Узнавать, в правильном ли направлении мы идем, «имеющий ухо» может и от близких, от братьев и сестер по вере, от родителей, от духовника. «Учитель приходит тогда, когда готов ученик» — гласит древняя восточная мудрость. И действительно, когда мы ищем ответ на внутренний вопрос, мы можем его услышать где угодно.

Ответом может стать и внутренняя убежденность. Когда мы чувствуем утешение, а не возбуждение и сомнение, когда на сердце мир, тишина, удовлетворение, — значит, выбранный путь верен, значит, мы нашли себя.


Опасная прокрастинация

В книге «Вхождение в Церковь», которую я редактировала для издательства «Никея», протоиерей Анд­рей Ткачёв замечательно пишет о прокрастинации — биче нашего времени, который проявляется и в деле ответа на призыв Господа: «Проявляется прокрастинация в том, что человек, зная необходимость каких-то важных задач, игнорирует их и отвлекает свое внимание на что-то другое, — пишет отец Андрей. — Лежит, например, перед ним Библия, которую он никак не возьмется читать. И говорит он себе: „Надо, знаю. Но не сейчас“. Так может длиться годами… Недавно я узнал о святом мученике Экспедите (память 19 апреля). Тот был решителен в преодолении соблазна откладывать на завтра добрые дела. Его изображают с крестом в руках, на котором написано hodie — „сегодня“. А под пятой у него ворон с лентой в клюве. На ленте надпись: „завтра“. В образе ворона диавол искушал святого отложить Крещение. Латинское cras (завтра) (от которого произошло слово «прокрастинация». — Прим. авт.) и звучит словно карканье. Так вот, святой Экспедит наступил на птицу, сказав свое „сегодня“. Достойный покровитель для современников».

Почему мы не отвечаем на призыв, откладывая на завтра «то, что можно сделать сегодня»? Да, есть своего рода хорошая нерешительность, некая пауза перед принятием решения, которая нужна. Но чаще всего эта пауза сильно затягивается и становится неконструктивной. Почему?

Причиной может быть наша неумеренная активность: хочу всё успеть, рассеиваюсь, это меня раздирает, я не могу сконцентрироваться на главном. Нужно научиться от чего-то отказываться в пользу более важного. Что нас созидает, а чтопросто «балласт»? От чего мы можем отказаться, ничего не теряя? Хорошо бы это вовремя взвесить.

Есть и ситуация «слишком много должен»: я должен возить каждый день детей в самую лучшую гимназию, чтобы они выросли образованными. Я должна целыми днями водить детей на кружки, чтобы они были развитыми. Я должен работать на трех работах, чтобы семья не знала ни в чем нужды. Мы наваливаем на себя кучу обязательств, и у нас нет сил на что-то бóльшее. Это не значит, что мы не должны заботиться об образовании детей и обеспечении семьи. Это лишь означает, что в жизни между чашами весов «должно», «хочу» и «полезно моей душе» нужно установить баланс, отбросив второстепенное.


Преодолеть страх

Если человек не пробовал «выйти из зоны комфорта», не знал поражений, не делал ошибок, то вряд ли ему знакома радость побед, преодолений и вряд ли он сделал что-то значимое для людей и для славы Божией. Кто из нас хотел бы прожитьжизнь, всего боясь, ничего не меняя, ни в чем не ошибаясь, не страдая, ничего не ища и не находя?

Только один из учеников Иисуса Христа, — который отрекся от Него три раза, ошибался и был прощен, — был горяч и верен Ему настолько, что смог, не побоявшись ничего, сделать шаг за Ним по воде. Был сильный ветер, волны били по борту, да и вообще это было форменное безумие: Иисус еще не явил Себя Богом, и все ученики сочли Его призраком, но Пётр вышел в бурю и пошел за Ним (Мф. 14, 24–32). Что призвало его поверить, попробовать, выйти из лодки?

Страх ведет к крику отчаяния, он сковывает действия. Но нашелся тот, кто преодолел его и пошел по воде навстречу Господу. И ощутил действие Чуда на себе.Попробуем и мы выйти из лодки.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"

11 декабря, понедельник
rss

№ 5 (май) 2017

Обложка

Статьи номера

ПОДРОБНО
Пока земля еще вертится. Беседа с артистом и певцом Андреем Свяцким
Бизнес или благотворительность? Как решается этот вопрос в кафе "Федерико"
Священник и его профессия
Выйти из лодки. За Христом. Как определить, в чем твое призвание?
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
Такие разные выборы. Об избрании епископата в древней Церкви
Четыре урока владыки Вениамина
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
Умное путешествие. Туристический проект протоиерея Александра Дягилева и его супруги Любови
Для тех, кто понял, что на дне. Храм иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" при наркологической больнице
Кружной путь бездомного
Монастырь на краю болота. Путешествие в Макарьевскую пустынь
/ По душам / Полвека среди людей. В гостях у архимандрита Иринарха (Соловьёва)
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Новый музей для новых древностей. Музейная экспозиция в Александро-Невской лавре
Музыка в мае
Милосердие христианское... и не только. Выставка в Государственном музее истории религии