Выбираем мультики ответственно

В некоторых верующих семьях детям показывают лишь советскую мультипликацию. А из современного — только мультфильмы на православную тематику. В других считают, что нельзя жить прошлым, и следят за новинками анимации. Так что же можно безопасно показывать детям, а что — нет? Мы выслушали несколько мнений на этот счет. 

Кадр из мультфильма "Суперкнига"
Журнал: № 5 (май) 2016Автор: Елена МиловидоваФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 24 мая 2016
Иерей Алексий Волчков, глава пресс-службы Санкт-Петербургской епархии, клирик Феодоровского собора

— Мудрость родителя не в том, чтобы бороться с мультфильмами, а в том, чтобы предложить ребенку мультфильмы качественные, с хорошим содержанием, затрагивающим вечные темы.

Я бы посоветовал родителям смотреть мультфильмы вместе со своими детьми. По крайней мере, эпизодически. Обязательно — первые серии. Тогда у вас будет возможность вовремя обнаружить негодное содержание и изъять фильм из семейной коллекции. В нашей семье подобный «родительский контроль» в свое время не прошел мультсериал «Маша и медведь». По моему мнению, настроение фильма, изобилующее грубыми сценами, полными насилия и эмоциональной неуравновешенности, контрастирует с духом отношений в нашей семье.

Зато мультфильм «Лунтик» полюбился и моим детям, и мне. Создателям этого мультика удалось сделать одновременно остроумный и интересный фильм. В каждой серии затрагиваются темы, касающиеся норм межличностных отношений. Я думаю, что этот мультик является очень христианским по своему духу. Очень рекомендую мультфильмы, которые знакомят детей с миром техники и науки («Фиксики», «Вспыш и чудо-машинки»).

Безусловно, мультфильм является элементом культуры общества, и в этом отношении у каждого мульт-проекта есть свое духовное содержание. Не всегда оно касается напрямую религиозных вопросов. Из всех «мультиков про Бога» мне кажется самым удачным мультфильм, который я смотрел в далеком детстве — «Суперкнига». Неудачных примеров этого направления религиозного творчества, увы, очень и очень много.

Но дело не в конкретных мультиках, в конце концов, тут многое определяется личным вкусом, я могу и ошибаться. Важнее понять, что «духовное» в мультфильме — это те принципы отношений человека с ближним, которые выражены в конкретном мульт-повествовании (нарративе). Если мультик учит агрессии и насилию, то его духовное содержание гнилое. Если добру и пониманию, то этот мультфильм имеет право на присутствие в духовном мире христианской семьи.


Александра Соколова, мама и бабушка, прихожанка храма святого пророка Илии на Пороховых 

— Я считаю, задача мультфильма — научить хорошим поступкам, дружбе, взаимопониманию, открыть для ребенка что-то новое. Или даже просто порадовать, развеселить или, наоборот, дать погрустить, но с определенной целью. Мультфильм не должен пугать, делать ребенка хуже или больным психически. К сожалению, именно такой эффект производят многие современные мультфильмы.

Считаю просто опасными те из них, где размыты понятия добра и зла. Например, «Энгри Бердс» или «Трансформеры», где условно добрый герой борется с условно злым одними и теми же методами, всё разрушая, по сути, убивая — и вновь возвращаясь в исходное состояние. Получается, что добро вовсе не торжествует, как это должно быть в детских сказках, а непобедимо. И дети, не обладая абстрактным мышлением, сначала очень переживают за этих персонажей, потом привыкают к убийству.

Еще один настораживающий момент — заигрывание с нечистой силой. «Винкс — школа волшебниц» или «Мой маленький пони», например, внешне очень красочные. И добро там вроде бы со злом борется. Но борется при помощи разного рода заклинаний, магии и колдовства. Да, и в старых советских мультфильмах обязательно присутствовали волшебники. Но они никогда не были главными героями, с которыми ассоциирует себя ребенок!

Выходит, что лучшее на сегодня — это советское. А всё остальное любящие родители должны смотреть с детьми и четко анализировать содержание, полезно оно ребенку или нет. По ходу просмотра можно объяснить ребенку, если что-то непонятно или не нравится.



Светлана Селезнёва, психолог и ведущая детских групп центра «Город»:

— Многие родители критикуют те или иные мультфильмы, например, сериал «Маша и Медведь», говоря, что после их просмотра дети копируют гиперактивное поведение героев. Но мультфильмы обычно не действуют на детей так прямолинейно. Проблема в другом: когда ребенок смотрит мультфильмы, он переживает много чувств, которые не имеет возможность выразить, как это происходит, например, в игре. Перевозбуждение ребенка после просмотра связано именно с накоплением этих невыраженных эмоций. Чтобы от них избавиться, можно поиграть с ребенком, дать ему возможность подвигаться и выразить переживания.

Очень важен темп мультфильма. Сегодня много мультфильмов с яркой раскраской, быстрой сменой картинок, насыщенным содержанием, громкой или агрессивной музыкой. Ребенок может не успевать перерабатывать информацию. Это перегружает его психику, особенно если он смотрит мультфильмы часами. Без вреда пятилетнему ребенку можно смотреть не больше 20 минут за один раз. Младшему школьнику доступна для восприятия полнометражная серия мультипликационного фильма. Потом должно следовать полноценное проигрывание или обсуждение увиденного!

Что касается графики мультфильмов, где действуют персонажи с преувеличенно большими головами или, как в «Свинке Пеппе», неправильно расположенными носами, это само по себе не страшно. Так рисуют дети, и такой мультипликационный язык они хорошо понимают. Проблема больше в том, что ни один, даже очень хороший мультфильм воображение ребенка не развивает, так как, в отличие от чтения, предлагает готовый образ. От длительного просмотра страдают и коммуникативные навыки, поскольку мультфильмы предлагают лишь суррогат общения. Минимизировать ущерб можно обсуждением просмотренного с ребенком.

Есть особо агрессивные мультфильмы, например, «Черепашки-ниндзя», «Бэтмен», «Человек-паук». Они особенно напрягают психику. Но некоторых детей привлекают именно монстры и агрессивные драки. Причины могут быть разные. Во-первых, мода, разговоры об этих персонажах в школе. Родителю, не согласному с таким выбором ребенка, нужно не просто запрещать просмотр, а предложить адекватную альтернативу, выяснив, чем привлекает данный персонаж. Тяга к страшному может быть свидетельством каких-то невыраженных переживаний, страхов, непрожитой агрессии. Например, ребенок испытывает страх, а ему все говорят: «Ну, ты же взрослый, не бойся». А здесь он может смотреть и выражать свой страх. Или, напротив, увидеть, что монстр — совсем не страшный и так избавляться от того, что его беспокоит. Важно понять, какие эмоции, страх, например, или гнев, беспокоят ребенка и привлекают его к экранным монстрам. И работать уже с этой причиной. 


Поделиться

Другие статьи из рубрики "Крупный план"

19 марта, вторник
rss

№ 5 (май) 2016

Обложка

Статьи номера

ПРАЗДНИК
Исповедание апостола Фомы
Пасхальное послание
ПОДРОБНО
/ Острый угол / Чудо об аниматорах
/ Острый угол / С кем пойти в "Теологоразведку"?
/ Интервью / Собор служит народу
/ Крупный план / Выбираем мультики ответственно
/ Крупный план / Серьезнее, чем взрослое кино (часть 3)
/ Крупный план / Серьезнее, чем взрослое кино (часть 2)
/ Крупный план / Серьезнее, чем взрослое кино (часть 1)
/ Via Historica / Май 1916 года
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Имена / Усталый философ
/ Умный разговор / Что такое русская философия?
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
Добрые люди из Череменца. Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь
В одном переплете
/ Приход / Храм, где полиция с народом
/ Служение / Лекарства, лапша и молитва. Единственный в России здравпункт для бездомных
/ Подари журнал / Подари журнал... кому?
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Сорок мелодий для древнего текста
Возвращение святого Луки
Музыка в мае