Иконостасы, иконы и панно из дерева

Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
  Войти
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Вторая государственная

Сначала Финляндию отвоевали у враждебного соседа, потом, когда народ дозрел до самостоятельности, отпустили в свободное плавание, потом спорили из-за приграничных территорий, страшно воевали, трогательно дружили, много торговали и налаживали «культурные связи». Типичная история отношений метрополии и бывшей колонии. В этой многовековой мелодраме свою роль сыграла и Православная Церковь. Она, конечно, могла занять чью-либо сторону, но «с точки зрения вечности» была только за тех, кто верен ей и Христу.
Раздел: Via Historica
Вторая государственная
Журнал: № 2 (февраль) 2018Страницы: 16-20 Автор: Тимур Сунайт Опубликовано: 9 февраля 2018

О перипетиях истории Православной Церкви Финляндии рассказывает доктор исторических наук Вадим Мусаев.

РУССКО-ШВЕДСКИЙ ПАРАДОКС

— Каким было положение православия в Финляндии во времена Российской империи?

— Хотя Финляндия и пользовалась определенной автономией, но всё же была частью большого Российского государства. А православие в империи являлось государственной религией. При этом в самой Финляндии преобладало евангелически-лютеранское исповедание веры. И, как ни парадоксально, православные не обладали в ней всей полнотой прав, которыми располагали другие финляндские подданные. Это ущемление в правах выражалось во многих вещах. Например, в том, что православным упорно не хотели давать возможность отмечать праздники по юлианскому календарю, в том числе Рождество и Пасху. Кроме того, православным запрещалось замещать некоторые должности. Они не могли и быть избраны в Законодательное собрание. Совершенно ясно, что если православные люди не могут выдвинуть и избрать своих представителей, тех, кто призван отстаивать и защищать их интересы внутри финской правовой системы, то это положение странное, если учесть, что Финляндия входит в состав Российской империи. Другое дело, что дисбаланс начал постепенно выправляться после создания Финлянд­ско-Выборгской епархии в 1892 году. Однако положение менялось очень медленно, и проблема неполноправного положения православных сохранялась вплоть до образования независимой Финляндии в 1918 году.


— Какой именно государственно-правовой статус был у православных в Финляндии до 1918 года?

— Православная Церковь признавалась церковью меньшинства. Таково было фактическое положение дел, как говорят, «де-факто». Но никаких специальных норм, обозначенных и четко прописанных в законах, не было. Как, кстати, и в отношении Лютеранской Церкви. Хотя при этом финны пытались придать лютеранству особый статус, сравнимый с положением государственной религии, опираясь еще на шведские традиции. Дело в том, что официально старая шведская форма правления оставалась в силе и после вхождения Финляндии в состав Российской империи. Ведь когда это произошло, российский император Александр I подписал 15 марта 1809 года Манифест о государственном устройстве Финляндии. Он примечателен помимо всего прочего тем, что сохранил на территории Финляндии действие шведского законодательства во всех внутренних вопросах. А по старой шведской формуле лютеранство являлось в Финляндии официальной религией.

ВАДИМ ИБРАГИМОВИЧ МУСАЕВ

РОДИЛСЯ В 1962 ГОДУ. ЗАКОНЧИЛ В 1984 ГОДУ ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА. С 1988 ГОДА ЯВЛЯЕТСЯ СОТРУДНИКОМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ИНСТИТУТА ИСТОРИИ РАН. В 1993 ГОДУ ЗАЩИТИЛ КАНДИДАТСКУЮ ДИССЕРТАЦИЮ НА ТЕМУ «БЕЛОЕ ДВИЖЕНИЕ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ В 1918–1920 ГОДАХ И ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ». В 2002 ГОДУ — ДОКТОРСКУЮ НА ТЕМУ «ИНГЕРМАНЛАНДСКИЙ ВОПРОС ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ И ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ И ФИНЛЯНДИИ В КОНЦЕ XIX — ХХ ВЕКАХ». КРУПНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ, ИСТОРИИ ФИНЛЯНДИИ, ИСТОРИИ ИНГЕРМАНЛАНДИИ. В ОБЛАСТЬ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ ВХОДИТ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ МИГРАЦИИ В ПРИБАЛТИКЕ, ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ФИНЛЯНДИИ. АВТОР БОЛЕЕ 130 ПЕЧАТНЫХ РАБОТ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЫШЕДШЕЙ В 2014 ГОДУ КНИГИ «МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ: ПРАВОСЛАВИЕ В АВТОНОМНОЙ И НЕЗАВИСИМОЙ ФИНЛЯНДИИ (1890 –1930-Е ГОДЫ)».

МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ

— Что стало с Православной Церковью в Финляндии после событий 1917 года и провозглашения независимости страны?

— Этот период был особенно сложным, особенно первые годы. Ведь раньше, при всей специфичности ситуации, всё же была поддержка из центра: как со стороны финляндского губернатора, так и со стороны высших церковных властей, Святейшего Синода. Теперь эта поддержка исчезла, поскольку Финляндия была объявлена независимым государством. И в России Православная Церковь тогда сама испытывала, пожалуй, значительно более серь­езные сложности, чемв Финляндии. Поэтому помощи с этой стороны ждать не приходилось.

В то же время в Финляндии довольно сильны были антиправославные настроения. В частности, в прессе звучали призывы закрыть Валаамский и Коневецкий монастыри. Кроме того, внутри самой Православной Церкви в Финляндии возникли если не тенденции к расколу, то, во всяком случае, серьезные внутренние противоречия. Выделилась группа национально-ориентированных клириков, которая пыталась придать местному православию чисто финский характер. Это касалось и более активного использования финского языка при богослужении, и определенной обрядовой модернизации в сторону упрощения культа. Был поставлен, наконец, вопрос о выводе Церкви из юрисдикции Московского Патриархата. Рассматривался вариант полной автокефалии с объединением Православных Церквей Финляндии и Эстонии. Когда это реализовать не удалось, то обе эти Церкви перешли под омофор Константинопольского Патриарха и получили статус автономных Церквей в юрисдикции Константинополя. Это произошло в 1923 году.

— Какова была позиция Православной Церкви Финляндии в период Гражданской войны?

— Она старалась держаться в стороне от политики, сохранять нейтралитет. Хотя в ходе войны в Финляндии зимой-­весной 1918 года какие-то откровенно антицерковные, антиправославные акты были редкостью. Они были, как со стороны красных, так и со стороны белых, но не приняли массового характера. И даже когда эксцессы имели место, то это выражалось обычно в реквизициях, захвате имущества, аресте отдельных священников и прихожан. Но всё же этого было немного.

— Что же произошло в Выборге в 1918 году, когда финские белые без суда и следствия казнили сотни русских людей?

— Страшные события, и, по свидетельству очевидцев, среди погибших оказались и православные священнослужители. Имела место расправа прежде всего над русскими, хотя под горячую руку попали и представители других национальностей. Речь шла об этнической чистке, и религиозному фактору я бы не придавал здесь особенного значения.

— А в чем была причина подобной жестокости?

— Нужно иметь в виду такую вещь. Если во взятии Гельсингфорса участвовали немцы, то в Выборге немцев не было. Ради справедливости нужно сказать, что немцы во время Гражданской войны в Финляндии во многом старались играть роль сдерживающей силы и не давали финским белым переходить к крайностям. Поэтому в Гельсингфорсе за очень редкими исключениями и не было случаев такого произвола. А в Выборге финские белые дошли до высшей точки ожесточения и насилия. Они были уверены, что красные в Финляндии — это предатели, и действуют они не самостоятельно, что ими руководят большевики. Иначе говоря, эта война понималась ими не как гражданская, а как освободительная. Война, в которой главным врагом являются не финские красные, а советские большевики. В финской историографии термина «гражданская война» долгие годы избегали, и только в последние годы он начал использоваться в исследованиях. Конечно, большевики поддерживали финских красных, но всё же не руководили ими напрямую, как это утверждала местная пропаганда. И еще раз подчеркну, что при всем этом Православная Церковь ни одной из сторон уже тогда не воспринималась как какой-то враждебный элемент.

— Как Православную Церковь воспринимали в финском обществе в 20–30-е годы, после того как ситуация в стране стабилизировалась?

— После гражданской войны отношение к Православной Церкви еще улучшилось. В значительной мере этому способствовал переход под омофор Константинопольского патриарха. И вдобавок в Церкви была значительно усилена финская составляющая. Финский язык стал более активно использоваться. Как чужеродную силу, как некоего русского агента, Православную Церковь не воспринимали. Разве что некоторые крайние националисты могли по-прежнему так считать. Однако на официальном уровне и, что самое главное, в широких общественных слоях отношение было более чем нормальным.


ЦЕРКОВЬ КАРЕЛО-ФИННОВ И РУССКИХ

— Остановимся подробнее на том, при каких обстоятельствах Финская Церковь получила автономию.

— Летом 1923 года, в июле, в Константинополь была отправлена совместная финско-эстонская церковная делегация. Изначально эти Церкви хотели добиться автономии от Московского Патриархата. Но поскольку Патриарх Тихон и Синод нашей Церкви отказывались давать им автокефалию, созрел план добиться своего обходным путем. То есть получить самостоятельность из рук Вселенского патриарха. Тогда Константинопольским патриархом был Мелетий (Метаксакис), бывший митрополит Афинский. Это была особая фигура в истории православия. У него были амбициозные планы, он стремился сделать Константинополь покровителем всех православных, вернуть Константинопольскому патриарху ведущую роль в православном мире. В частности, он претендовал на попечение над всеми православными диаспорами, которые оказались за пределами канонических территорий своих кириархальных Церквей. В свете таких идей патриарх Мелетий с радостью принял финско-эстонскую делегацию. Он заявил, что претендовать на автокефалию у этих Церквей оснований нет, но Константинополь готов предоставить им широкую автономию под своим омофором. Финско-эстонские посланники приняли это предложение. Был издан особый томос о принятии Финской и Эстонской Церквей в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.

— Изменился ли этнический состав прихожан Православной Церкви Финляндии после обретения автономии?

— Радикальных изменений не произошло. Три четверти прихожан составляли карелы, жители выборгско-ладожской Карелии. Русских там всегда было меньшинство, примерно четверть. Это соотношение сохранялось. Конечно, немного выросло число местных уроженцев, но оно уравновешивалось эмигрантами, прибывшими из России. Так что баланс сохранился примерно на прежнем уровне.

— Как отразилось на Православной Церкви Финляндии вхождение Выборгской губернии в состав СССР в 1940 году?

— По Московскому миру в 1940 году территория Выборгской губернии действительно вошла в состав СССР. Но особенность ситуации была в том, что большая часть населения — не только карельского, но даже и просто русского православного населения — оставаться там не пожелала. Хотя советская власть людей специально не изгоняла. Совершенно сознательно и по своей воле жители эвакуировались с этих территорий в глубь Финляндии (еще многих эвакуировали перед началом боевых действий). Остались на присоединенных к СССР территориях буквально не более нескольких сотен человек. В итоге почти вся паства Православной Церкви осталась в Финляндии. Эвакуировались они в разные части страны. И поэтому, если раньше православные проживали более или менее компактно в Выборгской губернии, то после 1940 года они оказались разбросаны по всей южной, центральной и отчасти даже западной Финляндии.


ПЛАНЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

— И вот наступает Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Как вели себя финские православные в эти годы?

Православные вели себя лояльно по отношению к Финляндии, просоветского движения в церковной среде не было. Были и мужчины призывного возраста, которые воевали со стороны финляндских вооруженных сил. У финского государства и общества не было никаких оснований для каких-то подозрений. Точно так же не было и каких-то особых надежд на православное население Финляндии у советских властей. Скорее советская власть надеялась сформировать так называемую «пятую колонну» из финских левых, прежде всего коммунистов. Впрочем, все эти надежды, что финские рабочие и бедные крестьяне будут переходить на советскую сторону и устраивать мятежи в тылу, не оправдались уже в ходе Зимней войны 1939–1940 годов. Хотя предпринимались пропагандистские усилия с советской стороны. Было налажено распространение листовок и радиовещание на финском языке. Это не сработало в 1939–1940 годах, поэтому и в 1941–1945 годах надежды такого рода не имели под собой серьезных оснований.

— После 1945 года у советской власти были планы использовать влияние Русской Православной Церкви и экуменическое движение в своих политических целях. Была ли включена в эти планы Православная Церковь Финляндии?

Такие попытки были. Неслучайно довольно долго велись переговоры о возвращении Православной Церкви Финляндии в лоно Русской Православной Церкви. Но они не увенчались успехом, и Финляндская Православная Церковь осталась в статусе, полученном в 1923 году, — в положении автономной Церкви. Но ряд приходов при этом перешел в юрисдикцию Русской Православной Церкви. Два таких прихода было в столице Финляндии Хельсинки — это Никольская и Покровская общины. К ним примкнули еще несколько приходов в разных частях Финляндии. Однако большинство приходов и общин, в том числе и Ново-Валаамский монастырь, остались в прежней юрисдикции.

С Ново-Валаамским монастырем была особая история. Сейчас это единственный мужской монастырь в Финляндской Церкви. Он был создан братией Валаамского монастыря, эвакуировавшейся в годы Зимней войны 1939–1940 годов. Потом к ним присоединилась братия Печенгского монастыря, настоятель которого, игумен ­Паисий (Рябов), попал в руки НКВД и был расстрелян в декабре 1940 года. А в 1950-е годы в общину Ново-Валаамского монастыря влились монахи Коневского монастыря.


УВАЖЕНИЕ К ТРАДИЦИИ

— Каково современное положение Финляндской Православной Церкви?

— Отношения с финским государством вполне отрегулированные. Более того, Православная Церковь получила статус второй государственной после Евангелически-Лютеранской. И это несмотря на то, что по численности она сейчас уже даже не вторая, а примерно четвертая-пятая. В наши дни Православная Церковь Финляндии насчитывает около шестидесяти тысяч прихожан. Она поддерживается финским государством. Официальная резиденция архиепископа находится в городе Куопио. Там располагается и издательский центр, и церковные мастерские, и крупнейший в Западной Европе музей православия.

Если вернуться к вопросу о численности православных в Финляндии, то нужно сказать, что тут произошли значительные изменения пропорций. Православных потеснили прежде всего католики. Затем нужно упомянуть о явлении последних десятилетий — это рост численности и влияния пятидесятнических общин. И, конечно, нельзя забывать о мусульманах, численность которых увеличилась за счет иммиграции. Хотя и меньше, чем в других северных странах, таких как Швеция и Дания, но всё же мусульман в Финляндии прибавилось немало.


— Чем можно объяснить такой высокий официальный статус Православной Церкви в Финляндии?

— Это объясняется уважением к традиции. Финляндия была крещена шведами, они принесли христианство в католической форме. Однако восточная часть Финляндии, а именно Карелия, приняла христианство от православных монахов-проповедников из Валаамского монастыря. В XVI столетии в Финляндию из Швеции пришла Реформация, финны стали протестантами, лютеранами. Но православие в Финляндии сохранилось с древних времен. Это связано и с Россией, под властью которой долгое время находились карелы. И с тем, что к концу XVII века давление на православных уменьшилось. По этим и другим причинам православие в Финляндии пользуется защитой государства. Немаловажную роль и сейчас играет соседство России, историческая значимость для Финляндии отношений с нашей страной. Конечно, одного ответа тут нет. В любом случае, высокий статус Православной Церкви Финляндии как второй государственной Церкви имеет основания в исторической традиции.




Поделиться

Другие статьи из рубрики "Via Historica"