Всё, что вы хотели знать...

Быть молодым — значит быть не только активным, но и любознательным. Да и просто любопытным! Мы собрали анонимные вопросы по принципу «всё, что вы хотели знать, но боялись спросить» у православных молодых людей и девушек и попросили ответить на них председателя отдела по делам молодежи протоиерея Константина Головатского.
Раздел: Интервью
Всё, что вы хотели знать...
Протоиерей Константин Головатский
Журнал: № 2 (февраль) 2015Страницы: 12-15 Автор: Тимур Щукин Опубликовано: 24 февраля 2015

О любви

«Как правильно расстаться с тем, кто в тебя влюблен? Бывает ведь так, что человек тебе и нравится, и интересно с ним, но на дружбу он не соглашается. Значит, нужно расставаться. А как?»

Мне кажется, вообще расставаться не нужно. Лучше «потянуть резину». Стоит постараться, чтобы отношения не перерастали во что-то серьезное, но чтобы при этом было интересно. Можно посмотреть хороший фильм, пообщаться в компании, куда-нибудь съездить. В общем, предложить что-то, что обогатило бы отношения. Так вы постепенно узнаете друг друга. Многие молодые люди сейчас не очень торопятся с какими-либо близкими отношениями, если они внутренне на них не настроены, им интереснее простое общение, дружба. Из этой дружбы может вырасти что-то большее. А если не вырастет — тоже неплохо.

«Прилично ли православной девушке проявлять инициативу при знакомстве? Бывают же парни хорошие, умные, деятельные, но стеснительные».

— Сейчас смелая девушка вполне может сделать первый шаг. Особенно если она хочет просто завязать дружеское общение. Но делать это нужно мягко, незаметно, чтобы не обидеть молодого человека и чтобы не показаться нескромной. Чем-то угостить, как-то позаботиться, спросить, как дела, — в общем, проявить внимание. Ведь если речь идет о серьезных отношениях на всю жизнь, в их основе должна лежать христианская любовь, то есть глубокое восприятие человеческой личности. Оно как раз и начинается с простых вещей: с того, чтобы не пройти мимо человека, обратить на него внимание, заинтересоваться им.

О браке

«Интимная жизнь запрещена до брака у православных. А мои знакомые, оказалось, полгода до брака жили вместе! При этом ездили к своему духовнику, то есть он был в курсе. Разве батюшка не должен был их отлучить от Церкви?»

— Вязать и решить грехи — это дело священника. Подробности духовной жизни другого человека не должны нас волновать. Если мы что-то узнаем, нам следует отойти в сторонку. Нужно обращать внимание на себя, прислушиваться не к слухам, а к Евангелию. Конечно, жить вместе до брака — это не просто табу, это еще и урон, который грех наносит этим людям и их семейной жизни. И духовник не может до конца разрешить те проблемы, которые люди для себя сами создали. Но Евангелие всегда говорит об идеале, об образце, к которому нужно стремиться. И если мы видим, что кто-то рядом с нами не может подняться на ступеньку выше, то, может быть, нам попытаться это сделать в собственной жизни?

«После вступления в брак часто происходит охлаждение в дружеских отношениях. Как сохранить дружеские отношения и жену не обидеть?»

— В жизни есть такие вещи, которых избежать невозможно. И дело даже не в том, что нет времени. А в том, что брак приводит человека во взрослый возраст: он меняется, появляются интересы, непонятные незамужним, неженатым друзьям. Это осложняет общение. И удобнее заводить знакомство с людьми семейными, просто потому, что у вас схожие интересы, есть о чем поговорить. Есть друзья, которые «на всю жизнь», — они никуда не денутся. Отношения с остальными можно строить по принципу «как Бог даст». Может быть, на время ваши друзья найдут себе другое общение, найдут там, где им легче. Но потом они могут вернуться, и вы вновь станете близки.

О призвании

«Я поступил на факультет менеджмента. Вроде бы профессия престижная, многие предметы мне нравятся. Но что-то меня гложет: может быть, всё это не мое? Очень страшно потерять время на то, что мне не кажется близким. Но я не очень понимаю, к чему лежит сердце. Как быть?»

— Мы, конечно, профессию выбираем, но нас направляет Сам Господь, и не нужно, полагаясь только на свои ощущения, метаться из одного вуза в другой. Если есть сомнения, но нет твердого решения, то лучше остаться и получать образование. Я знаю одну девушку, которая поступила в технический университет; как многим девушкам, ей эта техника была «до фонаря». Первые два года ей учиться ужасно не нравилось, а в конце третьего курса она пришла домой и сказала: «Мама, я — инженер». То есть она, сама того не сознавая, сформировалась как будущий специалист, как человек определенной профессии. Не нужно бояться потерять время, нужно это время эффективно использовать. Хорошее образование пригодится человеку всегда. Ведь оно не только дает знания в определенной области, но еще и созидает личность человека. А вот если есть ясное понимание того, где твое место, тогда можно рискнуть. Например, я сам поступил на факультет менеджмента одного тверского вуза и через год затосковал. Но я знал, чего хочу: жить в своем любимом городе, учиться на философском факультете СПбГУ. Я долго готовился к экзаменам без репетиторов, поступил и через пять лет окончил университет. Это было осознанное решение, и оно оказало влияние на всю мою жизнь.

«Может, это юношеский максимализм, но мне странно заниматься всякой ерундой, когда вокруг столько страдания. Может, пойти волонтером в хоспис? С другой стороны, это же такая ответственность. Как соизмерять свои силы?»

— Нужно посоветоваться с духовником или, по крайней мере, с родителями, которые наверняка такими же вопросами в свое время задавались. Я не думаю, что большинство людей занимается ерундой. Не все способны разделять страдание тяжелобольных или инвалидов. И если ты боишься браться за дело, с которым можешь не справиться в силу душевной ограниченности, не нужно торопиться, нужно начать с малого, стараясь действовать в своих зонах ответственности, в тех, которые по мере взросления появляются у каждого человека: семья, работа, церковная община. И стараться понемногу совмещать повседневные дела с помощью ближнему, да хоть старушке-соседке. А там, если помолимся, — Господь управит, и мы увидим свои возможности, свое призвание. «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю».

«Мне кажется, изменить что-то в нашей стране можно только с помощью революции. Активным людям нужно противостоять преступному режиму всеми возможными способами. Я верующий человек, но Церковь предлагает мне быть политически пассивным, фактически осуждает протестные акции. Как быть?»

— Почитать Достоевского: революция несет зло и разрушение. Церковь не предлагает быть политически пассивным. Она призывает к деятельному участию в политике, но положительным образом. Предложи позитивную альтернативу, привлекай других людей. Наше общество устроено не идеально, как и всякое другое общество, несущее на себе печать греха. Но оно устроено не так плохо, как кажется, поскольку каждый верующий человек может себя в нем проявить. Если ты хочешь что-то изменить, — оглянись, найди росток доброго и постарайся, чтобы он окреп и дал плод. Есть у нас прекрасные молодежные группы, которые посещают детские дома, помогают старикам, ходят в больницы. Нужно помогать конкретному человеку, учась милосердию и состраданию.

«Меня впечатлило Откровение Иоанна Богослова. Оказывается, история скоро закончится, все умрут, вся наша материальная культура будет уничтожена. Зачем мы тогда получаем образование, зарабатываем деньги, что-то строим, кому-то помогаем? Может быть, правильнее всем уйти в пустыню, молиться и ждать Второго пришествия?»

— Те, кто уходил в пустыню, становились или святыми, или раскольниками. Но уподобиться нашим преподобным и не уподобиться раскольникам, которые просто не доверяют Церкви, сложно. Нужно так любить Бога, чтобы все вещи этого мира потеряли свою цену. Но разве мы достигли таких высот? Нет, а значит, должны получать хорошее образование, заниматься созидательным трудом, растить детей. И наша вера, наши добрые дела позволят отсрочить те события, о которых говорит Священное Писание. Ведь история закончится тогда, когда наступят времена беззакония, когда зло достигнет определенного предела, когда диаволу и его союзникам будет на кого в этом мире опереться. А проще всего им будет опереться на тех, кто уклоняется от исполнения своего долга. Даже под благочестивым предлогом.

О совместных проектах

Ассоциация православных молодежных общин Санкт-Петербурга создана на базе отдела по делам молодежи в 2011 году. Православные молодежные общины могут свободно входить в ассоциацию и выходить из нее. Каждая община ассоциации реализует или стремится разработать свой проект по духовно-нравственному просвещению или миссии. В составе ассоциации 15 общин, с их списком можно ознакомиться на сайте отдела: odm-spb.ru.

Группа «ВКонтакте»: vk.com/clubampo

О досуге

«Мы с приятелями часто ходим в клубы — не ночные, а обычные, послушать „живые“ группы. Мама моя считает, что там наркотики чуть ли не на входе раздают. Хотя я не пью и не курю, о чем она знает, и вообще я верующий человек. Но что мне теперь, бисером вечерами вышивать? Разве это грех — ходить в клуб, слушать музыку, общаться?»

— Вопрос поставлен правильно: грех или не грех? Так вот ты сам для себя это и реши. Постарайся сопоставить всё это с теми христианскими убеждениями, которые ты получил от родителей. Если ты сопоставишь и греха не увидишь, наверно, всё это допус­тимо. Но меня больше беспокоят отношения с мамой. Мама — это человек, который тебя любит, нужно считаться с ее мнением. Нужно постараться ей объяснить, что там ничего плохого нет. Люди старшего поколения слышали много историй о том, как молодые люди становились наркоманами и попадали в дурные компании. Но если убедить не удается — нужно постараться маму лишний раз не волновать. В конце концов, тревоги могут сократить ее дни. И, конечно, даже в хорошем месте нужно быть осторожным: плохое знакомство может произойти незаметно для тебя — даже когда ты вышиваешь бисером.

«Я читал книжку отца Александра Милеанта, в которой он доказывает, что рок-музыка — это зло, что сам ритм настраивает человека на агрессивный лад, что там везде сексуальные аллюзии, что все рокеры были сатанистами. Но дело даже не в крайностях. Что делать, если мне не нравится церковная эстетика — от и до? А нравится эстетика, например, 1960-х?»

— Христианину церковную эстетику нельзя сопоставлять ни с какой другой формой культуры, она имеет для него особое значение. Мы ведь приходим в храм не для того, чтобы послушать хор или посмотреть на иконы, правильно? В Церкви мы ищем Бога. И если человек поставил перед собой правильную цель, он поймет, что в храмовом убранстве, богослужении, иконописи заложен духовный опыт, преломленный в произведениях искусства. В отношении современных форм массовой культуры Церковь ничего не диктует. С другой стороны, я знал молодых людей, которые надевали на себя цепи и черные кожаные куртки не потому, что им это нравилось, а потому что они допустили власть этих ритмов над собой. Им трудно было прийти на Исповедь, вернуться к своему молитвенному правилу, даже просто собраться с мыслями. В увлечении рок-музыкой есть свои подводные камни. Опять-таки, нужно быть осторожным.

О спорте

Межприходская футбольная лига (МПФЛ) — проводящийся с 2007 года чемпионат по футболу среди сборных петербургских православных приходов. Организаторами его выступают «молодежный» и «спортивный» отделы епархии. Целями МПФЛ являются улучшение взаимосвязей между молодежью разных приходов, популяризация здорового образа жизни среди православной молодежи, организация ее досуга, а также миссия среди невоцерковленных участников и болельщиков. Однодневные турниры МПФЛ проходят два раза в год. Участвуют в них от 6 до 12 команд. Судьи приглашаются со стороны. Перед началом турнира совершается молебен.

О том, как быть православным

«Все в университете обсуждают, кто с кем переспал, подшучивают над девственниками. Я там как белая ворона. Не общаться, что ли, ни с кем? Православных друзей у меня нет, молодежные общины не нравятся — скучно и слишком правильно».

— Значит, нужно найти православных друзей! Тем более что желание их отыскать слышится в самом вопросе. Таких молодых людей много. Наверняка они есть и в твоем храме. Просто ты их не замечаешь. К сожалению, во многих храмах нет молодежных сообществ. Мне самому когда-то выпало заниматься созданием молодежной общины. Первых пятнадцать ребят я «выцепил» на Исповеди, пригласив каждого прийти в определенное время, даже не называя предмет встречи. Они увидели друг друга и удивились: оказывается, их не так уж и мало. Они создали общину, и она стала настолько нескучной, настолько интересной, что до сих пор на каждую встречу приходят новые ребята. Всё в наших руках, мы всё можем сделать сами, а не ждать, когда православные друзья сами прибегут и скажут: «Хватит быть белой вороной». Белой вороной, кстати, быть не плохо. Это судьба христианина. Но не следует и замыкаться. Нужно стать белым голубем, который несет мир, радость и любовь. Может быть, в один прекрасный момент именно ты понадобишься человеку, например твоему однокурснику, в той или иной сложной ситуации в жизни. Он раньше тебя не замечал, а теперь, может, попросит что-то объяснить, наставить и помолиться за него.

«Я крестик ношу в университете, но никому про свою веру не рассказываю. Если прямо в лоб спросят, скрывать не буду. Но не стану и афишировать. А вот мама считает, что это трусость, и приводит в пример молодых людей, которые рассказывают одногруппникам о вере и многих якобы уже „заразили“».

— Пока достаточно и того, что ты носишь крестик, и стараешься определиться в своей вере. Когда вера укрепится, можно будет ее исповедовать более открыто. И, кстати, многих молодых людей решительность в рассказе о вере как раз привлекает. Личный ­взгляд, личная позиция, которых нет у тех, кто просто плывет по течению, — вот они-то как раз и «заражают». Но веру не обязательно проявлять в словах. Слова о вере не каждый способен воспринять, и не всякий способен их донести. Зато научиться христианскому образу жизни может каждый. Увидев ваше неравнодушие, ваше доброе сердце, другие люди будут стремиться подражать вам. Это та миссия, которая доступна каждому.
Все фотографии

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Интервью"

29 марта, пятница
rss

№ 2 (февраль) 2015

Обложка