Вся власть учредительному собранию!

К столетию Октябрьской революции в музее истории Петербурга (Петропавловская крепость) открывается выставка, которая предлагает зрителям взглянуть на исторические события глазами современников.
Журнал: № 11 (ноябрь) 2017Страницы: 54 Автор: Мария Сухова Опубликовано: 2 ноября 2017

Выставка «Великий Ок­тябрь и поэма А. Блока „Двенадцать“» открывает­ся в музее истории Петербурга 28 ноября. Зимняя стужа, голод, разруха и разбой на улицах — Блок описывает Петроград спустя два месяца после событий октября 1917-го в образах, через которые слышны шум и грохот «мирового пожара» — еще не остывших чаяний «мировой революции». Поставив точку в поэме, в своем дневнике Блок напишет: «Сегодня я — гений». Еще при жизни поэта одни считали «Двенадцать» сатирой и декламировали её строки как частушки (именно так и читала поэму со сцены жена, друг и единомышленник Блока Любовь Дмитриевна), другие считали поэму «гимном революции» — впоследствии эту трактовку пытались вложить в головы советских школьников. Сам же Блок писал о ней так: «Кто видит в „Двенадцати“ политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи… Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией». Классика не бывает однозначна, однако несомненная ценность «Двенадцати» именно в том, что Блок фиксирует атмосферу времени, характеризуя её как нарастающий шум. Отсюда — знаменитое «Слушайте, слушайте музыку революции!» Под эту музыку поэт и показывает нам хаотично сменяющие друг друга яркие «слайды» зарисовок улиц Петрограда.

По невероятному совпадению министров Временного правительства А. Шингарева и Ф. Кокошкина в Мариинской больнице убивают именно двенадцать матросов. Это число, символически отсылающее читателя к апостолам, пророчески знаменует собой полноту революции и последующее нарастание хаоса, которое предчувствовал великий поэт. «Важно, что Иисус Хрис­тос, неожиданно появляющийся в конце поэмы, идет не во главе революционной колонны, а ей навстречу, — считает литературовед Евгений Белодубровский. — Этой точки зрения сегодня придерживается большинство исследователей творчества Блока. Если бы Христос в поэме возглавлял шествие, тогда следовало бы думать, что Блок и сам нес знамя революции. Но эту ношу возложили на Блока советские критики. Достаточно внимательно прочитать текст, чтобы увидеть, что это не так. „Кто ещё там? Выходи!“ Идущие революционеры всматриваются вперед и, наконец, „впереди“ видят Христа. И еще неизвестно, как матросы его примут, поравнявшись…» Впрочем, последовавшие за 1917 годом события отечественной истории — гонения на Церковь, 58-я статья — хорошо показали, как именно.

На выставке будут представлены материалы из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга, отражающие атмосферу послереволюционного Петрограда: графические работы, на которых изображен захваченный революционными событиями город и его обитатели («Петроград» Ю. П. Анненкова, «Красногвардейский пат­руль» С. М. Мочалова); исторические фотографии, запечатлевшие демонстрации и пикеты рабочих и солдат на улицах Петрограда, отряды красногвардейцев, охрану Смольного, очереди за продуктами; агитационные плакаты и листовки 1917–1918 годов; изделия из фарфора: тарелки с росписью С. В. Чехонина, скульптуры «Красногвардеец» В. В. Кузнецова и «Матрос со знаменем» Н. Я. Данько, выполненные на Ленинградском фарфоровом заводе; денежные знаки, выпущенные Временным правительством (казначейские знаки в 20 и 40 рублей); открытки с карикатурами на императорскую семью и высшие сословия. И, конечно, первые публикации и отдельные издания поэмы «Двенад­цать». Кроме этого, зрителям будет представлен электронный альбом-каталог «Двенадцать», который знакомит с иллюстрациями и отдельными изданиями поэмы с момента первой публикации до настоящего времени.


Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"

29 марта, пятница