Всегда возвращаемся к молитве

Наверное, без посещения Иоанновского монастыря на Карповке и гробницы святого Иоанна Кронштадтского не обходится путь ни одного православного верующего в нашем городе — ни жителя, ни гостя. Монастырь — это сложный «организм», и напряженная духовная жизнь отнюдь не отменяет обыденные заботы. Об этом рассказывает настоятельница игумения Людмила (Волошина).
Журнал: № 03 (март) 2021Автор: Татьяна Кириллина Опубликовано: 28 марта 2021

Впитать веру

Мои родные с детства были людьми крепкой веры, которую они вложили и в нас. В то время детей воспитывали в вере, они её как бы впитывали с раннего возраста, они росли в Церкви, и для них было естественно молиться и всё принимать как волю Божию. Поэтому никакие внешние обстоятельства не могли эту веру уничтожить.

Три моих тети были монахинями, встречалась с ними. Когда закрыли Козельщанский монастырь, где они были насельницами, то их перевели в другие обители, я к ним ездила. В нашем доме часто собирались монахини закрытого Козельщанского монастыря, мы вместе молились, читали акафисты. У нас в доме были иконы, мама постоянно молилась. Вот в такой обстановке мы росли.

Игумения Людмила (Волошина)

родилась в Полтавской области в благочестивой семье. В 1970 году после окончания средней школы переехала в Москву, где училась и работала. В 1980-м по благословению духовника иеросхимонаха Сампсона (Сиверса) поступила в Свято-Успенский Пюхтицкий женский монастырь. Несла послушание в канцелярии. В 1991 году была назначена казначеей монастыря. 18 мая 1990 года была пострижена в мантию митрополитом Ленинградским и Таллинским Алексием (Ридигером) с наречением имени в честь мученицы Людмилы, княгини Чешской. В 1992 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II переведена в восстанавливающийсяИоанновский ставропигиальный женский монастырь Санкт-Петербурга. С 1993 года несла послушание казначеи. 2 декабря 2012 года удостоена права ношения наперсного креста. После кончины настоятельницы игумении Серафимы, своей старшей сестры, решением Священного Синода от 25–26 декабря 2013 года была назначена настоятельницей Иоанновского монастыря. 2 апреля 2014 года Святейшим Патриархом Кириллом возведена в сан игумении.

В детстве нас всегда дразнили монашками, но нас это не задевало, мы не обращали внимания. Мы не вступали ни в пионеры, ни в комсомол. Конечно, учителя были недовольны, проводили беседы, убеждали, уговаривали, но мы ссылались на родителей, а мама, в свою очередь, говорила: «Это мое право — воспитывать детей так, как считаю нужным», и не поддавалась ни на какие уговоры.

У меня с детства была мечта посвятить свою жизнь Богу. Часто я ездила в Троице-Сергиеву лавру, в другие монастыри. Монахи, которых я там видела, были для меня примером, хотелось быть, как они.

Наш духовник батюшка Сампсон утвердил мое намерение и благословил нам с сестрой поступать в Пюхтицкий монастырь. Это первая обитель, которая навсегда осталась в памяти и которую я вспоминаю с большой теплотой и любовью. Там началась моя монашеская жизнь. Я всегда благодарила и благодарю Матерь Божию, что Она привела меня в эту Свою обитель. Конечно, сейчас я поддерживаю связь с сестрами, общаюсь со многими. Мы молимся о тех, кто умирает. Некоторые матушки Пюхтицкого монастыря стали игумениями возрожденных монастырей, и мы тоже общаемся друг с другом.

Интерьер храма-усыпальницы святого праведного Иоанна Кронштадтского. Этап восстановительных рбот. 1990-е годы

Интерьер храма-усыпальницы святого праведного Иоанна Кронштадтского. Этап восстановительных рбот. 1990-е годы 


Поскорее привести в порядок

Когда по благословению Патриарха Алексия II я перешла в Иоанновский монастырь, больше всего запомнились разруха, множество разных помещений, арендаторы, жильцы. Всё это было не похоже на монастырь. Было только одно желание — поскорее привести всё это в порядок. Некоторые жильцы не хотели выезжать. Им давали квартиры, но они их сдавали, а сами продолжали жить на прежнем месте — в монастыре. Некоторые говорили, что у них нет коробок, транспорта, чтобы перевезти вещи, — мы им предоставляли.

Монастырь начал восстанавливаться с 1989 года, но не всё здание сразу отдали Церкви. Сначала только нижний храм, усыпальницу батюшки Иоанна Кронштадтского и несколько помещений первого этажа. Их тут же стали ремонтировать. Тогда работали день и ночь, очень торопились. Времени было мало: митрополит Алексий (будущий Святейший Патриарх) просил отремонтировать храм преподобного Иоанна Рыльского к престольному празднику — 1 ноября. Потом спешно приводили в порядок усыпальницу. Сестрам тогда даже спать было негде — спали на полу в усыпальнице, но у всех был большой духовный подъем, радовались возрождению обители дорогого батюшки, потому что еще за несколько лет до того невозможно было представить, что монастырь передадут Церкви.

Постепенно монастырю возвращали другие помещения и корпуса, они тоже сразу же ремонтировались. В 1999 году закончилось расселение последнего корпуса, и он также был отремонтирован. То есть наиболее интенсивные работы пришлись на первые десять лет с момента открытия монастыря, но полностью они не закончились и по сей день. В те годы нужно было расчистить мусор, вернуть храмам и другим помещениям первоначальную историческую планировку, потому что организации, которые размещались в здании, приспосабливали помещения под свои нужды. Внешний и внутренний облик монастыря восстановить удалось, но в последние годы назрела необходимость делать гидроизоляцию, полностью менять крышу, тщательно реставрировать фасады, чтобы сохранить здание от разрушения, поэтому сейчас в монастыре тоже ведутся реставрационные работы.

Святейший Патриарх Кирилл в Иоанновском монастыре. Крайняя слева — ныне покойная игумения Серафима (Волошина), родная сестра матушки Людмилы, была настоятельницей в 1991–2013, крайняя справа — монахиня Людмила (ныне игумения), третья справа рядом со Святейшим — схимонахиня Гавриила (Волошина), мать игумении Серафимы и игумении Людмилы. 12 июля 2009

Святейший Патриарх Кирилл в Иоанновском монастыре. Крайняя слева — ныне покойная игумения Серафима (Волошина), родная сестра матушки Людмилы, была настоятельницей в 1991–2013, крайняя справа — монахиня Людмила (ныне игумения), третья справа рядом со Святейшим — схимонахиня Гавриила (Волошина), мать игумении Серафимы и игумении Людмилы. 12 июля 2009 


Собрать приход

Жизнь монастыря, обстановка в обители — это фундамент нашей жизни, ценность и смысл её состоит именно в монашеском делании, а внешний мир всегда остается внешним. Когда приходится выходить по делам из монастыря, то хочется только побыстрее вернуться. А молитвенный настрой должен быть всегда, без него невозможно жить, как без воздуха. Мы решаем какие-то внешние дела, но потом опять возвращаемся к молитве.

Недавно наш приход пережил большую утрату: скончался старший священник монастыря протоиерей Николай Беляев. Я знала отца Николая еще с 1980-х, когда он приезжал в Пюхтицкий монастырь, где в то время на покое жил его отец — известный протоиерей Алексий Беляев. То, что будущий отец Николай был сыном священнослужителя, повлияло в итоге на его выбор жизненного пути. Он вырос в церковной среде, у него перед глазами был пример отца, глубоко верующего, преданного Церкви человека, которого батюшка очень уважал. Отец Николай с детства хотел стать священником, всю жизнь готовил себя к этому и, как только это стало возможным, в 1990 году, принял священный сан. Первые два года после рукоположения он служил в соборе Владимирской иконы Божией Матери, а затем, в 1992 году, перешел на Карповку.

В Иоанновском монастыре, который в то время начал возрождаться, число прихожан постепенно росло. Конечно, люди приходили сюда ради великой монастырской святыни — мощей батюшки Иоанна Кронштадтского. Но чтобы приход ожил, нужен был человек, который смог бы сплотить людей, организовать приходскую деятельность. И отец Николай стал этим человеком. Он был очень активным, у него было множество идей, подчас весьма масштабных. Это и социальная работа, и работа с молодежью, и благотворительная, и образовательная деятельность. Это и создание «Иоанновской семьи», и возрождение Сурского монастыря, одного из детищ святого праведного Иоанна Кронштадтского. Удивительно, как отец Николай мог организовать такое множество людей, вовлечь их всех в совместную деятельность. Видимо, у него был особый дар от Бога. Люди очень любили его. Он был мудрым пастырем, молитвенником. Прихожане получали от батюшки и духовную поддержку, и утешение, и совет. Он был очень добрым, внимательным. Люди чувствовали это и тянулись к нему.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"