Восстав, иду к Тебе, Господи

Проповедь митрополита Варсонофия в Неделю о блудном сыне
Раздел: ПРОПОВЕДЬ
Восстав, иду к Тебе, Господи
«Возвращение блудного сына». Рембрандт ван Рейн. 1636 г., офорт
Журнал: № 2 (февраль) 2015Страницы: 2-3 Автор: митрополит Варсонофий Опубликовано: 7 февраля 2015
Проповедь митрополита Варсонофия в Неделю о блудном сыне

Царство Божие есть царство любви. Бог Отец зовет человека к Себе. Он «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). И хотя все люди согрешили перед Богом, любовь Божия к человеку не оскудела. Грешнику нужно только покаяться в своих преступлениях, и тогда он вполне испытает на себе любовь Божию и войдет в Царство Небесное.

Первое условие вхождения в Царство Божие — это покаяние, сознание своей греховности и истинное желание начать новую жизнь. И чтобы понятнее было, как безмерна любовь Божия к человеку и какую радость дает человеку искреннее покаяние, Господь рассказал глубокую по смыслу притчу о блудном сыне.

Если в прошлое воскресенье Святая Церковь словами евангельской притчи внушала нам не полагаться на свою праведность, а смиренно просить у Бога милости, то сегодня в притче о блудном сыне Господь показывает: даже самый падший человек может восстать и что Бог принимает кающегося грешника с радостью и отеческой любовью.

У одного человека, — сказал Господь, — было два сына. Младшему надоело жить под руководством отца, ему хотелось самостоятельной, веселой, даже разгульной жизни вдали от родительского дома. С этой целью он взял причитающуюся ему долю из родительского имения, которую ему отец выделил, и, гонимый бесами, ушел в далекую страну. Здесь он нашел себе новых друзей, и пошла жизнь вольготная и веселая. Будучи, видимо, ленив и не зная цену имевшегося у него, живя распутно, он быстро растратил всё, что дал ему отец, и превратился в нищего. Мнимые друзья, которых он приобрел на чужбине, покинули его, и он остался совсем один. Нагрянула нужда, а затем и голод, и это заставило его наняться пасти свиней у одного из жителей той страны. Голод настолько одолевал его, что ему хотелось утолить его хотя бы той пищей, которую давали свиньям, но даже этого ему не позволяли хозяева. И вот только теперь, лишившись всего, дошедши до отчаянного положения, блудный сын вспомнил о своем отце и о своей жизни в его доме и с чувством глубокого покаяния сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! я согрешил против неба и перед тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».

Отметим, дорогие братья и сес­т­ры, с чего началось возвращение блудного сына. Вначале он «пришел в себя». Это отправная точка: у него появилось желание спасти себя. И далее он говорит: «Восстав, иду», — это следующий шаг от греха к Богу. Святитель Феофан Затворник говорит: «Иного разбудят, а он опять заснет или лежит, не вставая, — то же и в духовной жизни. Должен совершиться перелом воли, после которого душа уже не хочет греха, — это дар благодати».

И вот блудный сын, голодный, полураздетый и усталый, встал и пошел с покаянным сердцем к своему отцу. Чем ближе подходил он к отчему дому, тем сильнее совесть обличала его: что же теперь скажут ему его отец и брат?

Любящее отцовское сердце уже почувствовало приближающегося сына. И что же? Ни слова упрека, ни одного гневного слова. В сердце отца воскресла отеческая нежность, которая видела в несчастном не преступника, а сына. И когда он был еще далеко, увидел его отец, побежал к нему навстречу, обнял его, нищего и убогого, и целовал, целовал его… Он всё простил своему сыну, а рабам своим сказал: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги, и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

В доме отца началось веселье, но среди веселящихся не было старшего сына, он в это время работал в поле. Старший сын ничем и ни в чем не провинился перед своим отцом. Вернувшись с поля и услышав, что дом наполнен радостью и весельем, прежде чем приобщиться к этой радости, он захотел узнать, чему все радуются и почему эта радость без него. И когда узнал, что его младший брат вернулся, — он и войти не захотел. Оставшись вне дома, праведный брат показал, что нет у него никакой радости от известия, что его погибавший брат спасся. Праведный видел в блудном только согрешившего сына своего отца, которого за брата он уже не может принять. И когда отец напом­нил ему, что блудный его сын для праведного — брат, то в ответ услышал только упрек: «Я столько лет служу тебе, и никогда не переступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Но отец на эту обиду кротко сказал в ответ: «Сын мой! ты всегда со мной, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 11–32).

Эта притча, дорогие братья и сестры, подчеркивает безграничную­ любовь Божию к людям. Здесь под отцом разумеется Бог, а два его сына — это люди, то есть всё грешное человечество. Младший сын согрешил: он не пожелал служить отцу, покинул дом и, унеся с собой всё свое имущество, решил жить «по своей воле», то есть независимо от любой морали. Но вскоре, промотав всё добро, полученное в родительском доме, он стал нищим и одиноким. Сколько среди нас таких, кто, подобно младшему сыну, получив от Отца Небесного бесценные духовные сокровища, не хотят жить по Его заповедям. Отворачиваясь от Бога, уходя от Него в «страну далече», люди живут там по своим прихотям, утопая в страстях и пороках. Но, порвав связь с Небом, душа человеческая постепенно духовно пустеет, личность разлагается, и человек, деградируя, превращается в существо, мало чем отличающееся от животного, то есть живет только своими животными инстинктами.

Старший же работал в доме отца, но духовно всё же был далек от него. Не имея любви, даже жалости к брату, он далек был и от единства с отцом. Он роптал на отца и осуждал его за любовь и милосердие, оказанное возвратившемуся блудному сыну. Разумеется, в образе старшего сына Спаситель показал книжников и фарисеев, но, конечно, и не только их. Многие всю свою жизнь, хотя внешне и исполняют заповеди Божии, но в сердце остаются эгоистами и не имеют любви к ближнему, необдуманно ставя свою праведность в заслугу себе. Отец проявил равную любовь к своим грешным детям: он с радостью принял младшего сына и вернул ему сыновнее достоинство, к старшему сыну он тоже вышел навстречу и нежно просил его разделить с ним семейную радость.

В Евангелии не сказано, дошел ли до сердца старшего сына зов отца, явился ли он в дом и оттаял ли он на пиру радости и любви. Известно, что младший был в доме и разделял с отцом и друзьями радость примирения. Так исполнились слова Христа, сказанные фарисеям в притче о двух сыновьях: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царствие Божие» (Мф. 21, 31).

Близится Великий пост, время возвращения на путь покаяния и спасения. Отец Небесный ждет нас. Разве можем мы отвергать Его милость?! Сколько можно нам блуж­дать по чужбине, потакать своим страстям и бесам, пасти своих мысленных свиней? Душа наша изголодалась в пустыне греха, ослепленная прелестями этого мира, она в тоске проводит время плена. От нас требуется намерение и решимость, и Господь, видя их, подаст нам и силы возвратиться в свое Небесное Отечество — в Жизнь Вечную. Аминь.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПРОПОВЕДЬ"

28 марта, четверг
rss

№ 2 (февраль) 2015

Обложка