Воде живой - 10 лет (часть 2)

Мы хотим верить, что занимаемся творчеством, а для творчества разбор удачных и, в особенности, неудачных полетов — вещь ключевая. В общем, десятилетие для нас — это не брызги шампанского (тем более, мы столько страниц посвятили трезвенническому движению), а повод еще немного поработать.
Раздел: ПОДРОБНО
Воде живой - 10 лет (часть 2)
Идет обсуждение очередного номера
Журнал: № 1 (январь) 2017 Опубликовано: 27 января 2017

Вот так, с шутками и прибаутками…

Анна Ершова, выпускающий редактор "Воды живой"  в 2009-2015 годах.


В начале 2000-х со всем пылом неофитства я занималась продвижением в Петербурге новорожденного, черно-белого журнала «Фома». И однажды на радио «Град Петров» разговорилась с Ольгой Суровегиной. «А вы познакомьтесь с отцом Александром Сорокиным, он только что стал главой издательского отдела», — сказала мне она? «Зачем?», — удивилась я. «Ну не знаю, зачем-нибудь вам это обязательно будет нужно», — уверенно сказала Ольга.

Так и вышло: отец Александр стал тем человеком, который предоставил «угол» для петербургского корпункта журнала «Фома». «Углом» стал вагончик на территории Феодоровского собора на Мирогородской улице, бывшего тогда еще молокозаводом. А с его настоятелем с тех пор, так или иначе, была связана вся моя профессиональная деятельность.

У отца Александра есть удивительная черта: он никого и ничего не отвергает. Ну, нормального, адек­ватного и христианского, конечно. Все, кто к нему приходит, кого к нему посылает Бог, постепенно оседают вокруг. Вот так, специально ничего не ища, он оказывается в кругу разного рода специалистов, которые потом «пригождаются».

Так пригодилась и я: несколько лет я работала в «Фоме», но рядом развивался петербургский церковный журнал — и я не могла остаться в стороне: что-то советовала, писала, обсуждала. Меня поразил тот факт, что отец Александр сам верстал «Воду живую», обучаясь этой премудрости в неурочное время в редакции одного светского журнала. То есть вот так просто: надо верстать журнал, а некому. Что делать? Конечно же, научиться и сделать самому! У кого еще из нас такая же логика? Не у многих, думаю. Но для отца Александра это характерно. Собственно, он и другие вещи делал сам, например скамейку для певчих на хорах часовни Новомучеников и исповедников Российских, превращавшуюся «легким движением руки» в стол, — где мы иногда все вместе пили чай.

Поскольку в первые годы «Воды живой» я была сторонним наблюдателем, основное, что вспоминается, — постоянное доброе подшучивание, остроумное подтрунивание, смех. Да, на планерках бывали напряженные ситуации: Настя Коскелло — молодая, амбициозная, — предъявляла претензии Васе Селиверстову, выпускающему редактору, и Саше Мялину, дизайнеру, которые всё время находились в творческих поисках и плохо организовывались. Но в остальное время — большое количество шуток и смеха. Возможно, таким образом гасилось напряжение очень ответственной работы. Правда, когда после переезда Насти в Москву отец Александр предложил мне стать выпускающим редактором и я согласилась, — мне стало уже не до смеху.

Надо сказать, что должность выпускающего редактора в церковном СМИ, где над тобой «более главные» редакторы — правящий архиерей и председатели информационного и издательского отделов — это, по сути, должность главного, ответственного, шеф- и выпускающего редакторов в одном лице. Да, священноначалие принимает самое непосредственное участие в планировании и рецензировании журнала, но вся рутинная каждодневная разномасштабная работа ложится на плечи выпускающего редактора. И вот им оказалась я.

Работа быстро завладела мною, и хотя журнал существовал уже два года, стало понятно, что сделать нужно еще ровно столько же, сколько уже было сделано. Надо было приводить журнал в профессиональный вид: разрабатывать рубрикацию, макет, стиль. Всё это происходило очень медленно, требовались новые силы. Дизайнер-верстальщик Андрей Балканский, с которым мы несколько лет плодотворно работали в паре, пригласил для иллюстрирования богословских статей талантливую молодую художницу Олесю Гонсеровскую. Пришел в журнал Арсений Бли­­нов — смелый и опытный дизайнер. Не прекращался поиск новых авторов — в «Воде живой» стали публиковаться известные в городе журналисты: Виктор Тихомиров, Игорь Шнуренко. Журнал постепенно становился полноценным городским СМИ, пишущим о Церкви, наладилось распространение в сети «Метропресс», проводились презентации в «Буквоеде», завоевывались призовые места в профессиональных конкурсах. Темы уже не надо было выискивать, как раньше, — они ждали своей очереди не по одному месяцу. Желающих писать в журнал тоже стало гораздо больше. Так, однажды, собрав несколько человек, которые изъявили желание стать внештатными корреспондентами, я провела общую встречу, рассказала о наших задачах, мы выбрали каждому интересное задание, договорились о сроках — и разошлись, довольные друг другом. Никто из той «плеяды» больше ни разу не появился — кроме одного человека, который прислал заметку вовремя. Этим человеком был Тимур Щукин — впоследствии верный друг, помощник-выручатель, талантливый очеркист, публицист, богослов, переводчик, — который с тех пор постоянно был рядом, стал моим заместителем, а потом и следующим выпускающим редактором.

Удивительная атмосфера царила в «Воде живой». Никакие мои начинания священноначалием никогда не отвергались. Огромное спасибо руководству за поддержку всех наших творческих затей. Я оказалась гораздо осторожнее своего начальства, моя внутренняя цензура христианина и честного журналиста всегда была строже «внешней цензуры» священноначалия. Да что тут говорить — первое большое интервью с митрополитом Варсонофием мы придумали в жанре «один день из жизни митрополита», и — о чудо! — нам с удовольствием пошли навстречу. Весь день водили и возили нашего корреспондента Евгения Перевалова (он теперь — редактор) вместе с владыкой, и получившийся материал пошел в печать с минимальными правками.

На планерках царил всё тот же юмор. Минут через 30 серьезного обсуждения напряженные лица смягчались, кто-нибудь рассказывал анекдот по теме, начинались дружеские подтрунивания, и всё заканчивалось, конечно же, чаем. Влившийся в редакцию два года назад игумен Силуан (Туманов) отлично вписался в эту интеллигентско-остроумную атмосферу, и с тех пор анекдоты из жизни дополнялись цитатами из блогосферы (отец Силуан — известный блогер и интернет-публицист).

Но шутки шутками, а Дело делалось. Для меня всегда было очевидно, что я в это время в этом месте — неслучайно. Да, это были очень сложные годы. Можете ли вы представить себе груз ответственности человека, женщины, которая ставит последнее«ОК» на отправляющийся в печать официальный церковный журнал, где любая опечатка или неточность будет растиражирована на множество экземпляров. Стресс при сдаче номера сравним, наверное, со стрессом во время переезда. И я бы вряд ли выдержала, если бы мне очень сильно Кто-то не помогал. Эта помощь была настолько чудесна и настолько обыденна, что даже порой в это не верилось, но и не верить было некогда: надо было бежать дальше, думать уже над следующим номером… Но она была постоянно. Например, как-то раз материал за два дня до сдачи номера пришлось снять: капризная героиня статьи сказала, что она против публикации. Что делать? Тут же не поставишь взамен что попало: рубрика, жанр, соседство слева и справа — всё должно быть учтено. И вдруг звонок — предлагают материал, очень подходящий и по характеру, и по размеру. А сколько раз было, когда кому-то не можешь дозвониться — и вдруг встречаешь в епархиальном коридоре. Или просто нет эмоциональных сил с кем-то связаться, идешь — думаешь про это, и тут — вот он, пожалуйста, навстречу! У меня было одно «волшебное» место в епархиальном коридоре, где я с десяток раз встречала нужного мне человека, который в этот день случайно зачем-то приехал в епархию. Бог помогал мне — и это было так явно и трогательно, так согревало и поддерживало, что работа, несмотря на все трудности, всегда была мне в радость.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"

19 марта, вторник
rss

№ 1 (январь) 2017

Обложка