«Виноград» к празднику

Задача: чтобы детям не было скучно и пошло на пользу. Исполнитель: кукольный театр «Виноград». Сроки: от Пасхи до Рождества. Как решать: через проект «От Рождества до Пасхи». Критерий оценки выполненной работы: детские улыбки, рисунки и волшебное слово «спасибо». Дзынь — первый звонок, дзынь — второй, дзынь — представление начинается.
Журнал: № 9 (сентябрь) 2017Автор: Евгений ПереваловФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 14 сентября 2017

О СЕМЬЕ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ

— Мы люди взрослые, но до сих пор играем в куклы. Ведь это очень важное дело — куклы. Согласны, ребята?

— Неееет, — кричит левая половина актового зала, та, что младше.

— Дааааа, — перекрикивают старшие, которые справа.

— Не спешите расставаться с детством, это самая счастливая пора, пора, когда мы верим в чудо. А там, где есть место чудесам, живется светлей и радостней!

Так начинает свой спектакль о Петре и Февронии кукольный театр «Виноград», коллектив единомышленников-энтузиастов, воплощающих на сцене сказочные истории, предания, притчи и сюжеты из Священного Писания.

— Кто знает о Петре и Февронии? Кем они были?

На сей раз в зале воцаряется тишина. Дети переглядываются между собой, по школьной привычке стараясь разглядеть в глазах соседа ответ на вопрос. Но здесь не урок, можно не бояться, что поставят двойку.

— Как? Никто не слышал о Петре и Февронии?

Наконец какая-то девушка из задних рядов поднимает руку и негромко говорит:

— Святые.

— Правильно. А чем прославились эти святые?

Нет ответа.

— А какой праздник в нашей стране отмечают 8 июля?

Нет ответа. Дети снова переглядываются. Но с задних рядов тянется рука всё той же девушки, знающей, кто такие Пётр и Феврония.

— 8 июля отмечают День семьи, любви и верности.

— Правильно! О любви, семье и верности мы с вами сегодня и поговорим.


ЧЕЛОВЕЧКИ ИЗ СУНДУКА

Мы тряпичные куклы, меня зовут Пётр, а мою супругу — Феврония. Живем мы в сундуке, но не простом, а сказочном. Наши старшие друзья-актеры собрали этот сундук своими руками и поместили в нем целый мир: и славный город Муром, и дворец княжеский, и даже ладью с парусом. Но гораздо древнее нашего мира старинная прялка, та самая, за которую в начале каждого спектакля садится моя любимая Феврония, и где… Погодите, да знаете ли вы, что такое спектакль? О, это чудеснейшее действо, и ждем мы его каждый раз с превеликим нетерпением. Сундук открывается, и наш мир озаряется светом другой, еще более огромной вселенной. А главное, на нас смотрят десятки любопытных детских глаз. Я помню многие из этих взоров: грустные и веселые, задумчивые и задорные, серьезные и смешливые. И все ждут от нас чуда. Это так важно — не подвести. Но они стараются, актеры наши. Вы-то не слышали, как ребята после спектакля подходят к ним и благодарят за представление, а я слышал. Сергей Горячев, мой актер, без которого я бы никогда не стал князем, настоящим героем, а так бы и остался недвижной куклой, говорит, что это для него самая большая награда — слышать от детей волшебное слово «спасибо».


ПО СПЕКТАКЛЮ НА ПРАЗДНИК

Театр «Виноград» дружен с благочинным Красносельского округа протоиереем Михаилом Подолеем. Священник приглашает труппу на праздничные мероприятия благочиния.

— Детям нравятся постановки, — рассказывает режиссер и руководитель театра Анна Бархатова. — Мы понимаем это, слыша их разговоры после выступления: они живо обсуждают увиденное, делятся впечатлениями друг с другом. И мы задумались, как показать наши постановки не только детям из верующих семей? Пусть нас увидят и все другие. Давайте же устроим гастроли по школам!

Тут перед «Виноградом» встала проблема: последние несколько лет попасть в учебные заведения со спектаклем на духовно-нравственную тему довольно непросто. Государство решило жестко бороться с коррупцией в сфере образования, и теперь любые сборы, в том числе и на вознаграждение актерам (ну а как иначе, не могут же люди трудиться бесплатно), считаются взяткой. Что делать?

— Мы обратились за помощью к Международному грантовому конкурсу «Православная инициатива» и создали проект «От Рождества до Пасхи. Театральные путешествия к православным праздникам», — рассказывает Анна Бархатова.

Теперь, начиная с мая, «Виноград» гастролирует по школам Красносельского района с тематическими спектаклями, каждый из которых приурочен к одному из христианских праздников: «Пасхальное чудо» — к Пасхе, «Предание о Петре и Февронии» — ко дню памяти этих святых, «Чудесные яблочки» — к Преображению, «Сказ о древней смуте и явленном Чуде» — к празднику Казанской иконы Божией Матери, «Рождественский дед» — к Рождеству Христову.

Петр и Феврония глазами детей
Петр и Феврония глазами детей

ОТЗЫВЫ ЗРИТЕЛЕЙ О СПЕКТАКЛЕ «ПРЕДАНИЕ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ»

ЛЕНА, ГИМНАЗИЯ № 293, 8в Мне показалось, что Феврония была слишком добра к Петру. Я, пожалуй, не простила бы. Но я верю, что святые могут нам помочь в трудную минуту. •••

КАТЯ, ГИМНАЗИЯ № 293, 4б В спектакле говорилось о том, что люди учатся на своих ошибках. •••

ЭМИЛЬ, ШКОЛА № 285, 5а Удивительный спектакль, много чудес было. Меня заинтересовал вопрос о Петре. Он мог любить Февронию, но ведь он мог жениться на ней и потому, что заботился о себе, чтобы выжить, чтобы его болезнь пропала. Любил он её, когда женился, или еще нет? •••

ПЁТР, ШКОЛА № 285, 7б Мне была интересна вся история, в ней было много песен. Раньше я про Петра и Февронию не слышал. Я думаю, что сила любви очень сильная и вместе с любимым человеком можно всего добиться. •••


АЛЕКСАНДР, 3а, ШКОЛА № 285 Спектакль про царя мне очень понравился: было много чувств, эмоций, они меня переполняли новыми способностями. Я думал про любовь, радость, защиту. •••

ЯНА, ШКОЛА № 547, 1г Меня поразило, что Феврония не обиделась на Петра, когда он изменил свое решение жениться. Я бы хотела так, как Феврония, помогать всем людям, которые болеют. •••

АРТЕМ, ШКОЛА № 247, 4а Мне очень даже понравился спектакль: там были всякие очень старые штуки, а я люблю старые вещи рассматривать и исследовать. Запомнилось, как бояре выбирали, кому на трон садиться.


БЕСЕДЫ У СЦЕНЫ

— Многие детские театральные коллективы ставят главным образом развлекательные пьесы, где упор делается на то, чтобы просто повеселиться. В наших же постановках поднимаются такие вопросы, над которыми нужно подумать. Нам важно, как ребята осмысливают увиденное, — говорит Анна Бархатова.

Когда спектакль заканчивается, начинается собственно разговор с детьми. Что они поняли? С какими мыслями разойдутся сегодня по домам?

— Для нас-то самое главное, чтобы вы не просто посмотрели спектакль, а увидели сердцем, о чем в нем шла речь. Вот вы, ребята, скажите, какое чудо произошло в истории про Петра и Февронию? — обращается Анна Бархатова со сцены к двум шалунам, время от времени мутузившим друг друга в течение спектакля.

Двое мальчишек лет двенадцати поднимаются со своих мест и, смущенно потупив глаза, переминаются с ноги на ногу. Потом один, подняв голову и оглянувшись вокруг себя, решает, видимо, что терять ему нечего, и выдает:

— А исцеление!

— Смотрите-ка, вроде непоседы, а всё поняли! Молодцы!

Мальчишки усаживаются на место, продолжая толкать друг друга локтями, но уже не так интенсивно, как прежде.

— А скажите, неужели Пётр и Феврония с самого рождения святые?

— Нет, нет, — раздается несколько не очень твердых голосов из рядов старшеклассников.

— Они родились самыми обычными людьми, как и каждый из нас. Ведь были у князя некрасивые черты в характере?

— Были, — голосов стало больше, в них появилась уверенность.

— А почему? Потому что князь властью своей гордился! И что он совершил ради этой власти? Предательство! Девчонки, а как вы думаете, если бы ваш молодой человек вас предал, променял бы на знатную да богатую, вы бы его простили?

— Нееееет! — дружным хором возмущенно ответствуют старшеклассницы. — Ни за что!

— А Феврония простила. Почему?

— Любила!

После каждого спектакля юные зрители получают задание сделать рисунки по теме увиденного на сцене. Обычно ребята используют бумагу, карандаши и краски, но иногда холстом для творчества становится и асфальт в школьном дворе
После каждого спектакля юные зрители получают задание сделать рисунки по теме увиденного на сцене. Обычно ребята используют бумагу, карандаши и краски, но иногда холстом для творчества становится и асфальт в школьном дворе


ВСТРЕЧА С ХРИСТОМ В ТЕАТРЕ

И вот мальчики и девочки приходят домой. Вечером они рассказывают родителям о спектакле, о славных Муромских князьях, о настоящей любви. А кто-то и о вере, о святости. О таком, о чем папа с мамой в повседневных заботах, возможно, и думать не думали.

— Родители через своих детей узнают вещи, про которые им больше никто в их окружении не расскажет, — говорит актер Сергей Горячев. — Поэтому важны беседы после спектакля, ответная реакция. Кстати, мы даем ребятам задание сделать рисунки по теме спектакля. Потом собираем их, размещаем на своем сайте.

Из этих работ будут отобраны 70 лучших — победители в январе смогут поучаствовать в мастер-классе «Веселые святки». Ребята познакомятся с традициями святочных забав и игр, научатся мастерить вертепных кукол, поводят хороводы. Кто-то, наверно, впервые узнает о том, что когда-то Рождество на Руси праздновалось гораздо шире Нового года.

— Когда я разглядываю детские рисунки, то понимаю, что дети всё видят, всё подмечают, самые мелкие детали, — говорит Анна Бархатова. — Заметно, что их зацепил спектакль. Однажды мальчик после «Пасхального чуда» мне сказал: «Больше всего меня удивило, что Иисус Христос воскрес». Слава Богу, что он об этом узнал, что хотя бы так, через кукольный спектакль, состоялась его первая встреча со Христом.


СТРАНСТВИЯ СУНДУЧКА

Год назад наш с Февронией сундучок повезли в далекий карельский город Олонец. Мы ехали, да прислушивались, о чем это актеры переговариваются. А они задумали вот что — показать наш с Февронией спектакль ребяткам из олонецкого детского дома. Грустное место, скажу я вам. Но я не об этом. Перед спектаклем детям раздали листы бумаги и попросили написать, что такое, по их мнению, любовь, и как её сохранить. Помню, как переживала наш режиссер, — ведь у воспитанников детских домов нет перед глазами примера любви, нет мамы и папы. В одной записке так и было написано: «Я не верю в любовь». Огромная на нас с Февронией легла ответственность — подарить детям эту веру. Уж не знаю, справились ли. Но старались так, как никогда прежде.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"