Иконостасы, иконы и панно из дерева

Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
  Войти
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

В Новый год с молитвой

В Церкви постепенно сформировалась новая традиция — совершать ночные богослужения в ночь с 31 декабря на 1 января. Божественная литургия служится в новогоднюю ночь и во многих храмах Санкт-Петербурга. Что об этом думают клирики и прихожане? 
Раздел: ПОДРОБНО
В Новый год с молитвой
Журнал: № 1 (январь) 2018Автор: Татьяна Кириллина Опубликовано: 11 января 2018

НА ЗАРЕ ПЕРЕСТРОЙКИ

Хотя многие воспринимают новогодние богослужения как нечто новомодное, в нашем городе они совершаются примерно тридцать лет. Одним из первых, если вообще не первым, где стали служить Литургию в новогоднюю ночь, был храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова при тогда еще Ленинградской духовной академии. Вспоминает протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора, ректор ЛДА с 1987 по 1992 год:

— В бытность мою ректором Ленинградской духовной академии, году в 1988–1989-м, студенты по своей инициативе стали служить Литургию в академическом храме апостола Иоанна Богослова в ночь с 31 декабря на 1 января. Это не было обязательным, но с тех пор и продолжают служить, и сейчас служат. Теперь это стало почти повсеместным. У нас в Князь-Владимирском соборе тоже совершаются ночные службы в Новый год. Сам я не служу, но многие наши клирики служат с удовольствием, например отец Виктор Иванов. За этими богослужениями оглашаемые сами поют часть литургии. Если люди хотят молиться, я это только приветствую.

Традиция новогодних богослужений в Санкт-Петербургской духовной академии сохраняется. В последние годы Литургию в эту ночь в академическом храме святого апостола Иоанна Богослова чаще всего совершает иеромонах Афанасий (Букин):

— Семь лет назад, когда я поступил в Духовную академию, традиция служить Литургию в ночь с 31 декабря на 1 января воспринималась как что-то само собой разумеющееся, — рассказывает отец Афанасий. — Первые годы богослужения совершал владыка ректор, архиепископ Петергофский Амвросий. Но потом владыка стал паломничать в Новый год на Афон, и служили священники, которые оставались в городе. В 2013 году меня рукоположили во иеромонаха, и так получилось, что именно я чаще всего оказываюсь единственным священником, кто служит в нашем храме в эту ночь, хотя бывает, что мне сослужат другие клирики. Студенты, в основном, разъезжаются на каникулы, но в это время обычно остается часть ребят из мужского хора. За новогодними богослужениями также молятся и поют сотрудники, которые живут в Академии. Помолиться приходят и просто миряне, которые узнали о богослужении. Это даже не обязательно наши прихожане: мы размещаем объявление на сайте Академии, и некоторые сайты, в том числе сайт митрополии, дублируют эту информацию.


НАЧАЛО НОВОГО ВЕКА

Самое интересное в традиции новогодних богослужений — то, что она действительно народная, сформировалась сама собой, без каких-либо указаний «сверху». Вспоминает протоиерей Александр Сорокин, настоятель собора Феодоровской иконы Божией Матери:

— В первый раз на нашем приходе ночная Литургия в новогоднюю ночь была совершена в 2006 году, когда 1 января пришлось на воскресенье (тогда Феодоровский собор еще не был передан епархии, службы совершались вхраме Новомучеников и исповедников Российских). В то время я был единственным священником на приходе и решил, что целесообразнее отслужить воскресную Литургию не в десять утра, как обычно, а в полночь. Традицией это стало не сразу — практика ночных богослужений была восстановлена через несколько лет, скорее по инициативе прихожан. У нас примерно треть прихожан приходят в храм в новогоднюю ночь. Проигнорировать этот праздник невозможно, он дан нам «по умолчанию», как к нему ни относись. А если он есть, то его можно сделать церковным — провести в храме за богослужением. Хотя это никак не отменяет уже сложившейся традиции встречать Новый год с родными и близкими за праздничным столом. В данном случае каждый человек выбирает то, что ему больше нравится.

Не менее интересно и то, что и священнослужители между собой не договаривались, каждый доходил до идеи служить Литургию в новогоднюю ночь абсолютно самостоятельно. Рассказывает протоиерей Пётр Мухин, настоятель Воскресенского (Смольного) собора, храмов святых Петра и Павла при СПбГМА имени И. И. Мечникова, святой Марии Магдалины на проспекте Косыгина:

— Мы впервые совершили Литургию в новогоднюю ночь 2001 года в храме Петра и Павла при СПбГМА. Мне в какой-то момент подумалось, что было бы хорошо и правильно встретить Новый год за богослужением. Сейчас я настоятельнескольких храмов, и во всех совершается новогодняя Литургия.

Совершая Литургию в Новый год, мы начинаем новолетие с Божия благословения. Важно открывать Новый год в правильном христианском настроении, в сопереживании любви Божией, которая вновь посетит нашу землю. Мы знаем, что Новый год для многих православных — лишь дата календаря, а не праздник. Когда вокруг суета, шум — ведь многие наши соотечественники крайне эмоционально выражают свою радость, — желание разделить молитву с сообществом родных и друзей, близких тебе по духу, совершенно естественно. В этом есть и большой социальный смысл. После богослужения общение происходит и за новогодней постной трапезой: люди делятся воспоминаниями, что-то друг другу рассказывают, и это придает особую трогательную интонацию событию. Такое празднование надолго запоминается.


СДЕЛАТЬ ВЫХОДНОЙ ПРАЗДНИКОМ

Идея Литургии в новогоднюю ночь особенно прижилась в «спальных» районах, на новых приходах нашей епархии:

— В детстве, когда я не знал, что такое Церковь, Новый год был для меня праздником, — рассказывает протоиерей Михаил Браверман, настоятель храма святых Константина и Елены на улице Доблести. — А потом, когда стал верующим, появилось такое «провальное» время — выходной, но не праздник. Свободное время лучше всего заполнять молитвой. С того момента, как возник наш приход, мы стали совершать Литургию в ночь с 31 декабря на 1 января. На службу приходит очень много народу. Я не хочу праздновать Новый год с салатом под телевизор, а заснуть вряд ли удастся: кругом рвут петарды, запускают фейерверки. Хорошо в это время быть в храме вместе с детьми, а потом тоже можно запустить петарды. Новый год — это всё равно некая жизненная веха, игнорировать его невозможно. В храме всегда в этот день стоит елка.

Важно еще, какой это день по церковному календарю: 1 января — память святого Вонифатия, которому молятся об избавлении от недуга пьянства. Грустно, что небольшая горстка людей молится святому Вонифатию, а вся страна лежит пьяная. Когда публикуют «праздничную» статистику ДТП, несчастных случаев, обморожений и так далее, радости в этом мало.

Третий год, как вновь действует храм святителя Луки при городской больнице № 2, и в нем совершаются ночные богослужения в Новый год. Это инициатива настоятеля храма игумена Силуана (Туманова) и его помощника — иерея Игоря Тымуша.

— Почему в храме святителя Луки, а не в главном нашем храме? Храм апостолов Петра и Павла расположен в парке, а храм святителя Луки — на оживленной улице недалеко от метро; туда проще добраться на ночную молитву и, главное, потом проще уехать домой, — объясняет отец Силуан.

Хорошая традиция — молиться перед важным этапом жизни, освящать его, поэтому, думаю, и традиция совершать ночные богослужения на Новый год у нас так быстро прижилась. Это можно только приветствовать. Лично я, хотя естественное для русского человека праздничное ощущение перед Новым годом у меня есть, особым праздником этот день не считаю и специально никак не отмечаю, кроме молитвы в храме. Это прекрасный повод напомнить людям о близости Бога, о необходимости приглашать Его в свою жизнь, освящать праздники, не несущие идеологического наполнения.


ЧУДО, ТАЙНА… И ДЕТЯМ РАДОСТЬ

Мирянам новогодние богослужения пришлись по душе, многие уже не представляют, что можно встречать Новый год как-то по-другому.

Например, Анна, прихожанка храма святых Петра и Павла при СПбГМА имени И. И. Мечникова, считает, что благодаря новогодним ночным службам праздник обретает смысл.

— Дети сейчас выросли и живут своей жизнью, а когда учились в школе, с радостью ходили на службы, — рассказывает она. — Потом мы собирались дома за столом; иногда и в храме устраивались чаепития. У школьников в это время разгар каникул, а когда Рождество, каникулы уже подходят к концу. В школе дети всё равно ходят на елку, запрещать праздновать — не дело, и новогодние подарки всем родители дарят. Зачем же православным детям чувствовать себя «белыми воронами»? Мы решили подарки детям дарить именно на Новый год и придерживались этого правила.

Юлия, прихожанка храма святых Константина и Елены на улице Доблести, каждый год приходит на ночную Литургию:

— С детства привыкаешь к тому, что Новый год связан с волшебством, а вера — это тайна. В Новый год принято загадывать желания, а тут ты можешь обратиться с молитвой к Самому Богу. Днем мы надеваем маски, а ночью, мне кажется, молитва более искренняя, горячая.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"