В каком теле мы воскреснем

Мы привычно говорим о Пасхе как о восстановлении и преображении всего человеческого естества. Но часто забываем или стесняемся сказать о том, что воскреснем мы не только нравственно, но и телесно-материально обновленными. А ведь если разобраться, именно спасение тела от тления составляет специфику христианства, является тем, что отличает его от язычества, даже возвышенного язычества античных философов. Именно поэтому отцы Церкви так часто и так подробно писали о том, что станет после воскресения с нашим телесным составом.
Раздел: ПОДРОБНО
В каком теле мы воскреснем
М.А. Врубель. Воскресение. Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве. 1887 год
Журнал: № 04 (апрель) 2022Автор: Тимур Щукин Опубликовано: 25 апреля 2022

Тело будет тем же…

Священномученик Мефодий говорит о том, что в своих существенных особенностях наше тело останется неизменным даже после воскресения.

Эта форма, по которой отличаются друг от друга Павел и Пётр, есть телесная, и она во время воскресения опять будет окружать душу, переменившись в лучшую и образовавшись совершенно уже не по-прежнему. И как форма остается от младенчества до старости, хотя черты по-видимому получают большое изменение: так и относительно теперешнего вида тела должно думать, что он одинаков с будущим, хотя и будет весьма большое изменение к лучшему. Душе, пребывающей в местах телесных, необходимо иметь тело, соответствующее местопребыванию. И как, если бы нам нужно было сделаться водяными животными и жить в море, то нам нужно было бы иметь жаб­ры и другое устройство рыбье: так и тем, которые имеют наследовать Царство Небесное и будут в различных местах, необходимо иметь тела духовные, впрочем не такие, чтобы вид прежнего тела уничтожился, но чтобы последовало изменение его в более славное.


Мефодий Патарский. О воскресении…


Только лучшим, чем теперешнее

П.И. Бромирский. Воскресение Христово. 1918 год
П.И. Бромирский. Воскресение Христово. 1918 год

Иоанн Златоуст предлагает нам «диалектику» зерна и колоса: первое тождественно второму по природе, но уступает в достоинстве.

Что означают слова: «сеешь не тело будущее»? 

Т.е. не колос, потому что он тот же и не тот же: тот же потому, что одного существа с семенем; не тот же потому, что он лучше; существо осталось то же, но явилось большее благолепие, и Он восстал в новом виде. А если бы не так, то не было бы нужды и в воскресении, когда бы тело не могло воскреснуть лучшим; для чего разрушать дом, если не строить его лучшим?..

Иоанн Златоуст. Беседы на Первое послание к Коринфянам


От тления к нетлению

Ключевым изменением человеческого тела будет устранение немощи, необходимости в постоянном восполнении сил.

Но особенно заметьте то, что Павел, как бы перстом указывая, говорит: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53). Ибо тело это восстанет не в том состоянии немощи, в котором оно теперь, то же самое восстанет, но изменится, быв облечено в нетление; изменится подобно тому, как железо от огня делается огненным, или, лучше, как знает это воскрешающий Господь. Восстанет то же самое тело, но не в том состоянии, оно будет вечным. Уже не будет иметь нужды в нашей пище для поддержания жизни, ни в лестницах для восхождения. 

Оно будет духовное, чудное, такое, которого свойств изъяснить как должно мы не можем. Тогда праведники, говорит Писание, воссияют, как солнце (Мф. 13, 43) и луна и как светила на тверди (Дан. 12, 3). И Бог, предвидев человеческое неверие, малейшим червям во время лета даровал способность испускать из тела световидный блеск, чтобы люди, судя по тому, что видят, верили тому, чего ожидают. Тот, Который дает несколько, может подать и всё: Тот, Кто сотворил червя блистающим, тем более просветит праведного человека.

Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные


Победа над гравитацией

Воскресение Христово. Кирилло-Белозерский монастырь. 1497 год
Воскресение Христово. Кирилло-Белозерский монастырь. 1497 год

По мнению Григория Нисского, преображенные тела не будут обладать тяжестью.

И никто мне пусть не описывает свойства и очертания и вида оной нерукотворенной храмины, по подобию свойств ныне в нас являющихся и отличающих нас своими особенностями друг от друга. Поелику не одно только воскресение проповедует нам слово Божие, но Божественное Писание ручается и в том, что обновленные должны «измениться» воскресением (1 Кор. 15, 51. 52); то вполне необходимо, чтобы для всех было сокровенно и неведомо, во что мы изменимся, так как в настоящей жизни не усматривается никакого подобия с чаемым. Ибо ныне всё грубое и твердое имеет естественное стремление к низу; тогда же тело по изменении станет горе возносящимся, поелику слово Божие говорит, что после изменения естества во всех оживших чрез воскресение, «восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем» (1 Фес. 4, 17). Итак, если у изменившихся не остается тяжести в теле, но преобразившиеся в более совершенное состояние вместе с бесплотным естеством воспаряют горе: то, конечно, и прочие свойства тела — цвет, вид, очертание и все другие в частности, также изменятся в нечто более божественное.

Григорий Нисский. Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную


Зачем Христос ел после воскресения?

Григорий Палама предлагает два объяснения. Во-первых, тем самым Христос показывал реальность телесного воскресения. Во-вторых, символически демонстрировал, что полностью воспринял человеческое естество и каждого стремящегося к Нему человека.

Его тело имело нетление после Воскресения и не нуждалось в пище, но Он сделал это, чтобы и этим было удостоверено Его Воскресение и чтобы показать, что Его нынешнее тело есть то же самое, которое вкушало с ними пишу прежде Страстей. Потребило же пищу оно не по естеству смертных тел, но — Божественным действием, и как бы сказал кто: как огонь потребляет воск, но только с той разницей, что огонь, чтобы существовать, должен быть поддерживаем топливом, а бессмертные тела не нуждаются в пище для своего существования. Вкусил рыбы печеной часть и от пчел сот, которые являются также и символами Его тайны: ибо наше естество — которое — подобно образу жизни рыбы, плавающей в жидкости страстной и полной услаждений жизни — Божие Слово присоединило Самому Себе по ипостаси, и Божественным и неприступным огнем Своего Божества очистив от всякого страстного состава, сотворило его пламеновидным и участником Божества. Не только же состав, который Он восприял ради нас, но и каждого из удостоенных общения с Ним, Он обожествляет тем, что делает его участником того огня, который Господь пришел воврещи на землю.

Григорий Палама. Беседа 21. На Вознесение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа


Наше тело будет подобным телу воскресшего Христа

Таково мнение Иоанна Златоуста: мы страдаем, как страдал Христос, но и прославлены будем точно так же.

Тело наше ныне много терпит; его вяжут, бьют, оно претерпевает бесчисленные беды. Но и тело Христово столько же терпело. На это апостол намекает, говоря, «что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп. 3, 21). Потому, хотя тело то же самое, но облекается в бессмертие. «Преобразит», — говорит. Следовательно, оно будет иметь и другой образ; или же он так назвал изменение в несобственном смысле. Сказал же — «уничиженное тело наше» потому, что оно ныне уничижено, подвержено тлению, болезни; ныне оно кажется ничтожным и ничем не лучше прочих тел. «Что оно будет сообразно, — говорит, — славному телу Его»… Это тело будет сообразно тому телу, которое сидит одесную Отца, которому поклоняются ангелы, которому предстоят бесплотные силы, которое превыше всякого начальства, власти и силы, — вот какому оно сообразно будет.

Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Филиппийцам


Будут ли отличаться между собой воскресшие тела?

Да, конечно, но принципом различения будет не телесная красота, а нравственное совершенство.

Воскресение умерщвленных душ бывает еще ныне, а воскресение тел будет в оный день. Но как утвержденные на небе звезды не все равны, и одна от другой отличаются светлостью и величиной: так и в духовном преуспеянии о том же Духе бывают по мере веры, и один оказывается богатее другого. Писание говорит: «глаголяй языки Духом Божиим глаголет» (1 Кор. 14, 2); и он, глаголя с Богом, духовен. А «пророчествуяй Церковь зиждет» (1 Кор. 14, 4); и сей имеет избыток благодати. Ибо первый назидает только себя самого, а последний — и себя, и ближнего; то есть, подобно пшеничному зерну, посеянному в землю, он из одного сердца износит многие и различные зерна. И еще самые колосья бывают одни больше, другие меньше, но все собираются на одно гумно, в одну житницу; и хотя они различны, но делается из них один хлеб.

Макарий Египетский. Духовные беседы

При подготовке материала использовалась книга Николаоса Василиадиса «Таинство смерти».

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"