В ритме неба

Стрелки десятка циферблатов на стене крутятся все быстрее и зашкаливают, не справляясь с ритмом современной жизни. «Правы те, кто видит голубое небо и любит тайны его», — звучат слова архимандрита Софрония (Сахарова). Фильм «Письма в Россию» на час оставляет зрителя в ритме неба, наедине с вечностью. Выпущенная Санкт-Петербургской студией документальных фильмов картина, официальная премьера которой состоится в петербургском Доме кино в октябре, имеет все основания стать событием в культурной жизни города.
Журнал: № 10 (октябрь) 2012Автор: Мария Сухова Опубликовано: 23 октября 2012

Стрелки десятка циферблатов на стене крутятся все быстрее и зашкаливают, не справляясь с ритмом современной жизни. «Правы те, кто видит голубое небо и любит тайны его», — звучат слова архимандрита Софрония (Сахарова). Фильм «Письма в Россию» на час оставляет зрителя в ритме неба, наедине с вечностью. Выпущенная Санкт-Петербургской студией документальных фильмов картина, официальная премьера которой состоится в петербургском Доме кино в октябре, имеет все основания стать событием в культурной жизни города.

Без лишней нравоучительности фильм повествует о поиске и обретении веры, раскрывает духовный подвиг архимандрита Софрония, когда-то открывшего миру старца Силуана Афонского. Повествование будет интересно как верующему, так и ищущему: фильм адресован человеку — без всяких прилагательных. Картина поражает реализмом, далеким от почти сказочных историй о подвижниках, жизнь которых с самого рождения сопровождалась чудесами. Словно в Псалтири, раскрываются разные переживания души: отчаяние, боль и радость. Здесь есть и «пограничные ситуации», ставящие самоопределение человека под вопрос (поле сражения, операционная), и спешащая равнодушная толпа, и виды величественной горы Афон, поражающие своей красотой. О главном в фильме говорится просто и прямо.

Сценарий основан на письмах старца к родным сестрам — Марии (верующей) и Шуре (феминистке и атеистке). Особую ценность и документальность представляет рассказ келейника архимандрита Софрония схиигумена Серафима (Барадель-Покровского), который находился рядом со старцем последние десять лет жизни. Письма старца читает народный артист России Валерий Ивченко. Зрители не только слышат его голос за кадром. В фильме мы видим, как актер записывает в студии текст, как у него наворачиваются слезы, он повторяет фразу сначала… Бережно осуществлялся и монтаж беседы со схиигуменом Серафимом: он запинается, задумывается, очень искренне делясь своими воспоминаниями и впечатлениями. Все это дает ощущение простоты и подлинности и даже создает эффект участия. К тому же, картина не теряет целостность художественного образа ― в отечественном кинематографе в последние десятилетия это редкость. Ленту отличает блестящая режиссерская и операторская работа Антона Алексеева. (Зрители уже знакомы с ним по фильму «Се человек», посвященному святому Иоанну Кронштадскому.) Видеоряд сопровождают песнопения в исполнении хора Ватопедского монастыря Афона и музыка И.-С. Баха. Специально для фильма написал музыку петербургский композитор Владислав Панченко.

— Личность старца настолько многогранна, что уместить ее в фильме невозможно. Но мы попытались к ней приблизиться, — говорит продюсер картины Наталья Родоманова. В первой части фильма рассказывается о духовном поиске тогда еще Сергея Сахарова. Потрясения Первой мировой войны, в которую он служил младшим офицером, трагедия революции, аресты, эмиграция во Францию… «Среди бессмысленного ужаса войны мой дух нуждался в вечности. Она стояла передо мной и стучала в двери моей души, замкнувшейся от страха в самой себе», — звучат слова будущего подвижника. Этот период его жизни был наполнен поиском смысла в восточных религиях. Спустя семь лет будущий архимандрит напишет, что восточная медитация — «преступление перед любовью Бога, который соблаговолил прийти ко мне».

Вторая часть рассказывает о времени, которое обретает вертикаль, соприкасаясь с вечностью. Будучи хорошо образованным, причастным художественной богеме парижской жизни, Сергей уезжает на Афон, где вскоре принимает монашеский постриг с именем Софроний. «Для меня было счастьем семь лет провести в пус-тыне, где над тобой нет человеческой власти, и ты не властвуешь над людьми», — говорит он в одном из писем. На Афоне происходит важное событие в его жизни — встреча со старцем Силуаном Афонским, ныне причисленным Русской Православной Церковью к лику святых. В его духовном руководстве Софроний обретает для себя ответы на многие «отчаянные» вопросы. Старец Силуан — получивший только несколько лет школьного образования, достигший в молитве высот богообщения и богословской мысли, — перед смертью завещает Софронию отредактировать свои духовные дневники и сделать их известными миру. Вскоре Софроний принимает священнический сан и становится духовником монастыря святого Павла. В 1946 году он покидает Афон, чтобы исполнить завещание старца, и отправляется во Францию. Вернуться на Афон ему так и не удалось… Оказавшись среди бушующих страстей мира, священник смертельно заболел, но неожиданно болезнь отступила. В 1950 году книга «Старец Силуан» с отредактированными записями старца и его жизне-описанием увидела свет. Она оказала заметное влияние на умы просвещенной Европы. Сегодня эта и другие книги архимандрита Софрония переведены на многие языки мира. В Великобритании архимандрит основал монастырь святого Иоанна Предтечи, где на практике осуществлял вместе с братией наставления преподобного Силуана. Отец Софроний подвизался там до конца своей земной жизни.

«Старец — он всечеловек, и по-этому не терпел никакого национализма», — вспоминает о своем наставнике схиигумен Серафим. Ни о своей любви к России, ни о своей «русскости» архимандрит Софроний почти никогда не говорил, но всегда молился за Россию. Основанный им монастырь был многонациональным. Идея, что «во Христе нет ни эллина, ни иудея», не вмещала для отца Софрония никаких географических приоритетов. Однако именно его письма в Россию, которые долгое время были в тени других трудов, особенно раскрывают глубину его личного духовного опыта и любви.

Для отца Софрония самым важным было дать утешение тем, кто отчаялся. «Живя в стороне от этой дикой звериной жизни, которой живет человечество, с болью в сердце я взываю к Нему, с Его прекрасной тайной, снизиться до уровня земли, охватить всех по существу страдающих людей, открыть им иные планы бытия», — писал архимандрит Шуре, находясь на Афоне. Этим стремлением он руководствовался всю жизнь. Схиигумен Серафим особенно отмечает, насколько бережно архимандрит Софроний относился к каждому человеку. Его дар сострадания, милосердия, духовного плача для многих открывал Бога.

«В каждом человек есть лучшая сторона — Свет, а также и мрачная — Тьма. В мои старческие годы я хотел бы видеть мирную победу добра. Но со всех сторон непрестанным потоком летят вести скорее о дурном. Но я знаю, что Христос победил, и не колеблюсь в вере в неизбежность истинной победы не путем насилия, но путем жертвы. Ибо насилие своим результатом имеет лишь временное подавление братом брата, а жертва пребудет вечна. И иног-да я думаю, что, когда мы вырвемся из когтей смерти, царящей в этом мире, тогда мы рассмеемся последним и наилучшим смехом. Итак, дорогая Мария, живи не тужи», — так мог говорить только человек, уже на земле ставший причастным вечности.

— Чтобы не сбиться в мире, где сегодня все перевернуто с ног на голову, где главенствует вседозволенность, где стираются границы между добром и злом, нужна вертикаль. Архимандрит Софроний поставил мне мировоззрение, научил различать свет и тьму, — поделился с гостями на своем творческом вечере в Доме актера Валерий Ивченко. 

Мария Сухова

Поделиться

Другие статьи из рубрики "День седьмой"

28 марта, четверг
rss

№ 10 (октябрь) 2012

Обложка

Тема номера:«Глобус епархии» – к 270-летию Санкт-Петербургской митрополии

Статьи номера

АКТУАЛЬНО
ЛЕГКО ОБО МНЕ ПОДУМАЙ… К 120‑летию Марины Цветаевой
Епископ Назарий: «Мне дорого все, к чему приложены труды»
Место на «Глобусе»
Диалог вместо скандала
ПОДРОБНО
/ Острый угол / «Смеяться, право, не грешно»?
/ Дискуссия / Грани понятия
ПРОПОВЕДЬ
Похвальба немощами
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / Мессия наш праведный
/ Умный разговор / Первая цивилизация на земле
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / диакон Андрей Спиридонов
/ Ленинградский мартиролог / Монахиня Евгения (Миллер)
/ Приход / Лики и лица Благовещенской церкви
/ Служение / Храм для старой гвардии
/ Из окна в Европу / Диванный серфинг
/ Место жительства - Петербург / Конец прекрасной эпохи
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / «Одигитрия» на колесах
/ День седьмой / В ритме неба
/ Книжная полка / Ксения Кривошеина. Пути Господни
ГЛОБУС ЕПАРХИИ
Кронштадтская прогулка
«Приморочка»
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Козьей горе
Там, где можно поговорить…
Вера в Верево
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
О преподавании в школе основ православной культуры