Учиться, чтобы знать свою веру

Знаете ли, как ответить соседу, который не понимает, зачем вы ходите в церковь каждое воскресенье? Знаете ли, как объяснить на интернет-форуме азы своей веры? Если сейчас вы ответили «нет», то есть смысл подумать об Апологетических курсах православного центра «Ставрос».
Раздел: Служение
Учиться,  чтобы знать свою веру
Журнал: № 2 (февраль) 2012Автор: Татьяна Кириллина Опубликовано: 17 февраля 2012

Знаете ли вы, как переубедить сектанта, который остановил вас на улице и растолковал по-своему строку из Евангелия? Знаете ли, как ответить соседу, который не понимает, зачем вы ходите в церковь каждое воскресенье? Знаете ли, как объяснить на интернет-форуме азы своей веры? Если сейчас вы три раза ответили «нет», то есть смысл подумать об Апологетических курсах православного центра «Ставрос».

Ищем помощников

«Приходите те, кто желает не только сам очиститься от грязи греха, но стремится сверкание святости сделать доступным и для тех, кто сейчас еще томится под тенью смерти», ― так призывал учеников известный православный миссионер иерей Даниил Сысоев. Дело отца Даниила после его убийства в ноябре 2009 года продолжает московский фонд имени иерея Даниила Сысоева. При фонде действуют миссионерские курсы, а в прошлом году москвичи предложили центру «Ставрос» организовать подобные курсы и в Петербурге. На курсах преподают специалисты: сектоведение ― Виталий Питанов, догматическое богословие ― Алексей Михайлович Леонов, общецерковную историю ― Николай Георгиевич Тельпис, историю Русской Церкви ― Дмитрий Андреевич Карпук, миссиологию ― иерей Николай Святченко. В совет центра входят протоиерей Георгий Иоффе, руководитель Миссионерского отдела епархии, и иерей Аркадий Северюхин, ректор Санкт-Петербургского православного института религиоведения и церковных искусств.

— Мы решили, что точно такую образовательную программу, как у отца Даниила, использовать не будем, ― рассказывает один из членов совета центра «Ставрос» иерей Николай Святченко. ― В миссионерском центре отца Даниила обучение длилось полгода, а мы считаем, что и целого года недостаточно, чтобы дать человеку необходимые знания и навыки для миссионерской работы (хотя мы стараемся набирать людей, уже имеющих представления о догматическом богословии и церковной истории). Отец Даниил приглашал всех, а мы проводим собеседование с поступающими к нам. Мы ото-шли и от названия «миссионерские курсы», потому что при епархиальном Отделе религиозного образования и духовного просвещения уже есть миссионерские курсы (на которых я также веду преподавательскую деятельность), поэтому наши курсы мы назвали апологетическими. Мы хотим на курсах вырастить себе помощников, чтобы они занимались тем же, чем мы: общением с людьми, имеющими самые разные нехристианские убеждения, с попавшими в секты и их родственниками. Нам хватает сил, чтобы дискутировать лишь с немногими, мы пытаемся выходить на лиц, занимающих руководящее место в секте, но нужно, чтобы кто-то общался и с рядовыми членами сект. А сотрудников центра «Ставрос» всего пять человек. Поэтому инициатива со стороны миссионеров фонда отца Даниила Сысоева была весьма кстати.

Итак, чтобы учиться на курсах, необходимо пройти собеседование. Проводят его специалисты центра в начале сентября.

— Мы всегда задаем первый вопрос о церковности человека, ― говорит отец Николай. ― Это должны быть не неофиты, хотя бы лет пять человек должен жить церковной жизнью. Во‑вторых, мы смот-рим на возраст: желательно, чтобы человек был уже повзрослевшим, совсем молодые люди, как правило, горячие, но неубедительные, особенно если они беседуют со старшим. В‑третьих, отдаем предпочтение семейным людям: имеющий нормальную семью более авторитетен для сектантов. Предполагаемые оппоненты смотрят на зрелого, счастливого, уверенного православного человека, и у них зарождается желание быть такими же. Пол значения не имеет, женщины в наших рядах необходимы: некоторые сектантки с миссионером-мужчиной даже разговаривать не будут, у них заговорить с незнакомым мужчиной считается распущен-ностью. Желательно, чтобы человек имел специальность, образование лучше высшее. Но главное, конечно, ― искреннее желание служить Господу Иисусу Христу и Русской Православной Церкви.

Все служенья хороши…

В начале обучения каждый слушатель должен написать ответы на вопросы под заглавием «Православие в моей жизни». Получившиеся интервью (лучшие варианты) публикуются на сайте «Ставроса» с фотографиями авторов, а вот сомнительные варианты рассылаются на рассмотрение членам совета. На вопрос, что больше всего в сочинениях может смутить, отец Николай ответил: «Признаки горделивости, прелести, описания каких-то видений».

За пару месяцев слушатели курсов должны определить, какой из предметов им ближе, и сосредоточить на нем свою будущую работу. Какие существуют виды деятельности? Во‑первых, аналитика: каждый выбирает себе апологетическую тему и исследует ее. К концу года предлагается написать статью или доклад по теме. Во‑вторых, можно организовывать диспуты и в аудитории, и в интернете (у «Ставроса» есть группа «Вконтакте»). В‑третьих, слушатели могут участвовать в акциях и мероприятиях центра. В‑четвертых, центр издает аудиокниги: учащиеся курсов могут помогать в выверке текстов, например, прослушивать готовые книги на предмет пауз, повторов и прочих технических ошибок. Есть еще работа с видео ― операторская, видеоредакторская. Можно писать статьи, особо отличившимся разрешат открыть блог на сайте «Ставроса». Еще один вид работы ― подготовка ответов на собранные сотрудниками центра вопросы неправославных людей о православии. Кроме того, есть возможность проводить тематические занятия в самых разных аудиториях. Есть у руководителей «Ставроса» и мечта о миссионерском журнале…

Наверное, многие из нас думают о миссионерской деятельности, что этот путь не для всех, что здесь нужны особые способности.

— Я убежден, что единственный настоящий миссионер ― Сам Бог, потому что только Бог может привести к Себе, а мы ― всего лишь проводники, ― считает Олег Павенков, один из активных участников Апологетического центра. ― Миссионер должен хорошо чувствовать людей, понимать, с кем он общается. С одной стороны, вести себя осторожно, с другой ― достучаться до сердца не только словами, но и своим образом жизни. Необходимы доброжелательность, внимание, не нужно проявлять высокомерие, даже если собеседник говорит глупости. А еще миссионер должен быть честным. Главное искушение ― это гордыня. Лучше сказать: «Я не знаю, как ответить на ваш вопрос, я подумаю, мы можем поговорить об этом в следующий раз». Ведь одной встречи с человеком, попавшим в секту или ищущим Бога, недостаточно, в любом случае это серия встреч.

— Иоанн Златоуст говорил: «Почему, если мы видим осла, упавшего в овраг, мы бросаемся его вытаскивать, а мимо еретика проходим спокойно?» У нас любят жаловаться на сектантов, мол, активизировались, проходу не дают… Надо понимать, что сектанты заполняют те ниши, которые мы, православные, оставили пустовать, — убежден отец Николай Святченко. — Напрасно многие думают, что люди будут тянуться к Богу только потому, что православие ― их историческая религия. Народ нуждается в религиозном просвещении, потому что церковная традиция в нашей стране прервана. К тому же до 1917 года мужики тоже привычно ходили в храм на все праздники. Очень важно, чтобы церковный народ осознавал себя Телом Христовым, чтобы возрастала в каждом отдельном члене Церкви ответственность перед Богом. Погружение в Слово Божие, святоотеческую мысль и смысл Литургии действительно способствует переориентировке всей жизни. Поверхностное участие в церковных праздниках, отношение к Церкви как к услужливой культурно-духовной конторе приводит к бесплодной обрядности. До революции почти все в империи официально были православными, а когда большевики взяли власть и сказали, что Бога нет, закрыли храмы, сбили кресты, только единицы как-то этому сопротивлялись, а большинство почесало затылок и разошлось по домам. Наши скромные усилия направлены на то, чтобы хоть для кого-то из мирян эти курсы имели душеспасительное значение, чтобы они стали ощущать себя полноценными членами Церкви, которые могут ответить за себя и раскрыть основы веры перед другими.  

Добираться до глубины

Конечно, наивно предполагать, что все, закончившие курсы, будут вести активную миссионерскую деятельность. Это прекрасно понимают и руководители «Ставроса».
— Не думаю, что все слушатели курсов непременно станут миссионерами, но, когда ищут золото, приходится перелопатить груды песка, ― говорит Виталий Питанов. ― Самая близкая цель обучения на курсах ― развитие личности. Наши слушатели всегда смогут применять свои знания на практике, ведь и в обычной жизни нередки споры о вере или беседы с желающими креститься.

Многие сегодняшние слушатели говорят, что курсы дают главное ― возможность больше узнать о своей вере. Может быть, с этого и начинается миссионерский путь?

— Человек, постоянно ведущий диалог с атеистами, иноверцами, еретиками, сектантами, невольно все глубже и глубже погружается в православное вероучение, ― отвечает отец Николай. ― Он вынужден проверять свои взгляды, которые привык просто принимать на веру. Если знаний недостаточно, сектанты могут такого человека увести: покажут ему Писание и скажут: «Здесь написано, что Иисус Христос ― не Бог», и процитируют те выдернутые из контекста отрывки, которые у них принято цитировать. Мы на курсах занимаемся не оторванной от жизни схоластикой, а знаниями, имеющими практический характер. Это постоянно переживаемый опыт общения со Словом Божиим, Священным Преданием, творениями святых отцов. Некоторые понятия, которые человек считал аксиомами, приходится доказывать, самому добираться до глубины, до правды. Но когда мы доходим до такого глубинного понимания вроде бы известного всем, мы рады и счастливы, потому что познали это на опыте. 


Православный апологетический центр «Ставрос» создан 16 февраля 2010 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Центр оказывает консультационную помощь людям, пострадавшим от деятельности сект.

Возглавляется советом, состоящим из священников и мирян Русской Православной Церкви.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Служение"

19 апреля, пятница