Ученость

и мудрость

Философ Платон в диалоге «Государство» попытался представить такое общественное устройство, в котором самые умные граждане оказались бы и самыми главными.
Раздел: От редакции
Ученость
Журнал: № 11 (ноябрь) 2011 Опубликовано:
Философ Платон в диалоге «Государство» попытался представить такое общественное устройство, в котором самые умные граждане оказались бы и самыми главными. Он видел своих правителей нереальными людьми, наделенными умом, доб-родетелью, знанием законов, военного искусства, мудростью. Но Платон ошибался, потому что хотел от человека слишком многого. Кроме того, выходило: чтобы умному меньшинству оказаться на вершине общественной пирамиды, большинству стоит навсегда отказаться от интеллектуального развития — иначе умных станет слишком много, и государственная гармония разрушится. Но часто ли вам встречался подлинный и глубокий философ, который бы при этом хорошо управлял хозяйством, много зарабатывал, и мог дать дельный житейский совет? Такие уникумы встречались в истории редко. Да и тождественен ли образованный, ученый, эрудированный человек человеку мудрому? Ведь еще старший современник Платона Гераклит говорил: «Многознание уму не научает». Мудрость — категория, распадающаяся на множество составляющих. Эти составляющие в одном человеке сходятся очень редко.

Мудрость бывает практическая и тео-ретическая, житейская и научная, священная и мирская. Своя мудрость и своя истина у мужчин и женщин, у детей и стариков, у богатых и бедных. Если провести социологический опрос, одна часть фокус-группы, несомненно, назовет мудрым того человека, который успешен в жизни. Другая часть опрошенных скажет, что мудрым является опытный человек, который многое пережил, многое испытал и может об этом поведать тем, кто идет ему на смену. Третья группа вспомнит об ученых, научном сообществе, о тех, кого называют экспертами. Они есть в любом высокоразвитом обществе, власти и граждане любят слушать их компетентные заявления, но прислушиваются к ним далеко не всегда.

Мудрость дельцов, старцев, ученых и вообще любая мудрость человеческого происхождения подверглась критике в Новом Завете, а затем и в истории Церкви. Критика — это не презрение, не отвержение. Это попытка очистить золото человеческой мудрости от примесей греха. Как ругали античных философов и поэтов первые христианские апологеты! Но уже в IV веке великий отец Церкви Григорий Богослов пишет поэмы на гомеровском диалекте и говорит о Боге на языке неоплатонизма. Разве не монашество было живой критикой мирской мудрости? Но именно у монахов благочестивые миряне искали ответы на простые житейские вопросы. В Теме номера авторы «Воды Живой» рассматривают ученость и мудрость в параллельных и пересекающихся плоскостях.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "От редакции"

29 марта, пятница
rss

№ 11 (ноябрь) 2011

Обложка

Тема номера:Ученость и мудрость

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Слово главного редактора
ПРАЗДНИК
Миша и архангел Михаил
АКТУАЛЬНО
Уроки октября. Чему научила нас революция?
ПОДРОБНО
/ От редакции / Ученость
и мудрость
/ От редакции / Ученость и мудрость
/ Острый угол / О пользе невоцерковленной науки
/ Интервью / Ученые единицы
/ Крупный план / Устами младенца
/ Крупный план / Катехизация: мечты и реальность
/ Via Historica / Мудрость многих, остроумие одного
ПРОПОВЕДЬ
Первый апостол.
Евангелие в праздник святого апостола Филиппа
Отражение любви Божией.
Апостол в Неделю 18‑ю по Пятидесятнице
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / Мудрость
восхождения и причастия
/ Имена / Русский не по рождению
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / диакон Владислав Малышев
/ Аксиос / диакон Антоний Лынов
/ Ленинградский мартиролог / Архиепископ
Иннокентий (Тихонов)
/ Камертон / Профессионалы
против любителей
/ Дошкольное богословие / Мы разные
и похожие
/ Приход / Радость на Шпалерной
КУЛЬТПОХОД
/ Книжная полка / Инерция чужого поступка
/ Афиша "ВЖ" / Преступление
без наказания