Убедить, сохранить жизнь и поддержать

Профилактика абортов—тема непростая, ресурсы Церкви в этом вопросе не безграничны, действовать приходится порой весьма деликатно. Просвещение, беседы с психологами, материальная помощь тем, кто передумал прерывать беременность, пастырская поддержка совершившим ошибку—те инструменты, которые использует в своей работе епархиальный Центр защиты материнства при отделе по церковной благотворительности и социальному служению. О работе центра мы побеседовали сего руководителем иереем Алексием Черниковым. 
Журнал: № 5 (май) 2020Страницы: 34-37 Автор: Евгений Перевалов Опубликовано: 27 мая 2020

Просветительская работа

Отец Алексий, в прошлом интервью нашему журналу вы рассказывали, что Центр защиты материнства Санкт-Петербургской епархии начал подготовку педагогов для преподавания курса «Нравственные основы семейной жизни» в учебных заведениях Петербурга — вузах, сузах и школах. Сколько за прошедший период подготовлено педагогов, где они преподают?

— Четверо из подготовленных за 2019 год педагогов уже преподают. Еще трое вскоре будут готовы начать работу — они уже прошли курс обучения и начали посещать открытые уроки других педагогов, преподающих, но в связи с самоизоляцией из-за коронавируса работа приостановилась. Когда эпидемия закончится, преподавать предмет будут семь наших педагогов. 

За прошедший год наши лекции по курсу «Нравственные основы семейной жизни» прослушали более трех тысяч учащихся. Курс сам по себе рассчитан на целый год, но не каждое учебное заведение к этому готово, поэтому мы решили остановиться пока что на трех базовых лекциях, посвященных главным, основополагающим темам: лекция «Мужественность и женственность», на которой мы рассказываем об ответственности, свободе выбора, ролях в семье; лекция «Какая любовь настоящая?», в которой рассматриваются вопросы влюбленности, разбираются этапы взаимоотношений между молодым человеком и девушкой, раскрываются характеристики настоящей любви и способы её достичь, ну и конечно, ошибки, способные разрушить любовь — это потеря целомудрия до брака и сожительство; тема третьей лекции — «Чудо жизни», здесь рассказываем о внутриутробном развитии, разбираем вопросы демографии, причины, по которым женщина может склоняться к аборту — вымышленные и реальные, обычно сводящиеся к эгоизму, а также телесные, душевные и духовные последствия аборта. 

До введения режима самоизоляции мы систематически проводили лекции в ряде школ, колледжах, таких как Педагогический колледж № 4 и Колледж городского хозяйства, в военных высших учебных заведениях, таких как Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, Военно-морской политехнический институт, Михайловская военная артиллерийская академия, в учебном центре ВМФ в Ломоносове, Кронштадте и на Васильевском острове.


 Кто приходит к вам обучаться преподаванию курса «Нравственные основы семейной жизни»? 

— Два педагога заканчивали магистратуру в университете имени Герцена по профилю «Духовнонравственное воспитание», еще один преподаватель приехал из другого региона — она заслуженный педагог и давно занимается просвещением в области нравственных ценностей. Также с нами сотрудничает бард Антон Галицкий. 


 Как проходит подготовка педагогов? 

— Раз в две недели мы собираемся в епархии и разбираем материалы из курса «Нравственные основы семейной жизни», изучаем методику преподавания, особенности преподавания в школе, в средних учебных заведениях, в вузах. Также мы используем опыт Константина Шестакова — руководителя направления «Просвещение» общероссийского движения «За жизнь». Константин приезжал к нам, делился опытом.


Как происходит взаимодействие с учебными заведениями? Не бывает ли трудно договориться о проведении лекций? 


— Наш базовый курс по «Нравственным основам семейной жизни»—три лекции — прошел экспертизу в Академии постдипломного педагогического образования (АППО). Программа Константина Шестакова также была утверждена в АППО и получила одобрение Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга. В прошлом учебном году мы обошли половину районных отделов образования: знакомились, рассказывали о наших курсах. Кроме того, один из наших преподавателей — руководитель центра поддержки семьи «Вознесение СПб», у этого центра заключен договор с перечисленными выше военными учебными заведениями, где мы проводим лекции. Но в любом случае важна личная договоренность, одобрение руководителя учебного заведения, понимание, что лекции важны и нужны. Понимание—это 90% успеха.

— Сколько длится подготовка? 

— Первых наших преподавателей мы готовили год, в дальнейшем, думаем, будем делать это быстрее, потому что люди-то в принципе готовы к преподаванию: психологи, умеют работать, методикой владеют. Скорее всего, будем проводить ряд теоретических занятий, потом открытые уроки: сначала для нас, действующих педагогов, потом для учащихся, и по результату будем смотреть, кто готов к самостоятельной работе, и выдавать им сертификат. Сертификат — не пустая формальность, это документ, подтверждающий компетентность педагога.

— В целом руководители учебных заведений благосклонно относятся к этому курсу? 

— В целом—да. В некоторых местах легче отправить на урок наших светских педагогов, чем священника. Но в большинстве случаев не важно, батюшка к ним придет или нет.


— В прошлом интервью вы упоминали, что вторичная профилактика, то есть беседы с женщинами, находящимися в ситуации репродуктивного выбора, к сожалению, не так эффективна, а потому надо уделить внимание первичной профилактике — беседе с молодыми людьми, перед которыми лишь в будущем встанет вопрос создания семьи. Как можно оценить эффективность в этом случае? 

— Некоторые педагоги проводят анкетирование в начале лекции или курса, а потом в конце. Мы изучаем отзывы, которые ребята пишут после уроков, большинство отзывов — положительные. Кому-то не очень нравится, что мы говорим о вере. Хотя мы стараемся лишь дозированно касаться религиозной проблематики, больше обращаемся к доводам рассудка, к здравому смыслу, приводим психологические аргументы. В целом ребята согласны с нами, они считают, что о таком непременно нужно рассказывать. Ну а общий эффект от педагогической работы имеет отложенный характер. Даже если на уроке подросток всем своим видом показывает, что ему не интересен материал, то в дальнейшем он может прийти к переосмыслению своей позиции, проанализировать совершенные ошибки и исправиться. Мы сеем, а что прорастет и когда — зависит от Бога.


Одно из направлений деятельности центра — просветительская работа с медперсоналом женских консультаций
Одно из направлений деятельности центра — просветительская работа с медперсоналом женских консультаций


Моральная поддержка и материальная помощь 

— Среди задач Центра значится такой пункт, как первичное консультирование с дальнейшим перенаправлением к священникам и специалистам: врачам, психологам, соцработникам, юристам. Первичное консультирование проходит по телефону? 

— Да, по телефону доверия, его номер: 8 (921) 772–34–44. Затем мы приглашаем беременную для личной встречи в епархию.


Специалисты, к которым вы отправляете обратившихся за помощью,— это епархиальные сотрудники или вы привлекаете специалистов со стороны? 

— Психолог Роксана Сергеевна Бондаревская раньше помогала центру «Жизнь», теперь сотрудничает с нами. В епархии есть штат психологов, но они занимаются широким спектром проблем, у нас же более узкая специализация. Юристы — мои знакомые, прихожане нашего храма.


— А в чем именно могут помочь юристы? 

— Ответить, на какие пособия может рассчитывать женщина, как добиться алиментов от отца ребенка. Многих волнуют вопросы с жильем и пропиской. Некоторые боятся, что, обратись они за пособием, ими заинтересуются органы опеки, отнимут детей. Юристы разбираются, реальные ли это опасения, и если да, то советуют, как лучше поступить.


— Еще один пунктвашей работы — помощь вещами нуждающимся матерям и беременным. В группе «ВКонтакте» почти ежедневно публикуются отчеты о помощи — получается, нуждающиеся обращаются к вам регулярно? 

— Да, мы рассматриваем каждый случай, кому-то нужна одежда, кому-то продукты, коляска, кроватка… На средства, которые жертвуют люди, мы покупаем нуждающимся лекарства для поддержания беременности, продукты, оплачиваем коммунальные услуги.


 Как проверяете обращения? Не приходилось ли сталкиваться с мошенниками? 

— Требуем паспорт, свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о постановке на учет в женской консультации. И стараемся познакомиться лично, потому что действительно попадаются профессиональные попрошайки. В спорных случаях мы идем навстречу человеку, стараемся доверять ему.


— Расскажите о работе Центра с женскими консультациями. 

— На данный момент мы окормляем 12 консультаций нашего города. Еще с одиннадцатью заключен договор о сотрудничестве. Продолжаем работу в городском консультативно-диагностическом центре для детей «Ювента», а с сентября 2019 года нами окормляется городской Центр планирования семьи и репродукции. Им занимается священник Игорь Лысенко, по его рекомендации на работу в центр принят верующий психолог. Им удалось изменить схему консультирования: раньше беседа с психологом проходила незадолго до аборта, когда женщина для себя в принципе уже всё решила, а теперь консультация психолога проводится в день первого обращения. И если раньше отказов от аборта было крайне мало, то теперь 20–25% передумывают прерывать беременность, а это множество спасенных жизней: в месяц порядка ста беременных идут на аборт. В женских консультациях и в «Ювенте» раз в месяц мы проводим семинары с врачами, в основном приурочиваем их к церковным праздникам, также проводим семинары по биоэтике: раскрываем отношение Церкви к началу жизни, прерыванию беременности и ответственности врача. Это наиболее сложные темы, многих учили иначе, но, тем не менее, в «Ювенте» так построена работа, что первичный прием ведут солидарные с нами врачи, старающиеся убедить несовершеннолетнюю сохранить беременность, а уже потом, если ни у них, ни у психолога со священником не получилось повлиять на выбор, аборт совершают те врачи, которые допускают для себя такое.


— За судьбой женщин, отказавшихся от аборта, следите?

— Общаемся с теми, кого наши специалисты сопровождали во время беременности. Недавний случай: четверо детей, пятая беременность, муж против и перестал давать деньги жене. Но вот ребенок родился, маму забрали домой, отец ребенка принял и заботится о нем.


— Кстати, существует ли способ повлиять именно на отца? Всё время говорится о выборе и ответственности матери, но про отцов почему-то забывают. 

— Часто аборты совершаются именно потому, что отец ребенка «самоустраняется», оставляет выбор за женщиной, а то и попросту исчезает из её жизни, если речь идет о внебрачной беременности. Я консультирую в основном в «Ювенте», если туда приходят не только матери, но и отцы, то, конечно, говорю и с ними. Они всё еще очень юны, инфантильны, им в лучшем случае двадцать с небольшим лет, есть несовершеннолетние. Обычно проговариваем тему мужской ответственности, говорим о том, что зрелость человека определяется не количеством лет, а той мерой ответственности, которую он на себя берет, о том, что задача мужчины — заботиться о женщине и детях.

Работу в центре «Ювента» удалось выстроить так, что первичную консультацию проводят врачи, выступающие в защиту жизни
Работу в центре «Ювента» удалось выстроить так, что первичную консультацию проводят врачи, выступающие в защиту жизни


Раскаяние и исцеление 

— Еще одна задача Центра защиты материнства — духовная помощь женщинам с постабортным синдромом. Расскажите подробнее об этом синдроме. 

— Наш психолог Роксана Бондаревская посвятила разбору этой темы одну из своих книг — «Прерванная жизнь. Аборт. Раскаяние. Исцеление», где разбираются последствия аборта, не только телесные, но и душевные: чувства вины, депрессии, невосполнимой утраты. По статистике светских психологов, около 70% женщин, совершивших аборт, сожалеют о содеянном. Многие теряют смысл жизни, уходят в зависимости или даже пробуют закончить жизнь самоубийством. Я как священник спрашиваю их на Исповеди, повторили бы они свой поступок, если бы с нынешним опытом могли вернуться в прошлое. И не было ни одной, кто ответила бы уверенно, что да, повторила бы. Трое сомневались, но абсолютное большинство говорили, что нет, они бы сохранили жизнь ребенку. Милосердный Господь прощает грехи кающемуся, но всё равно душа у этих матерей болит потом всю жизнь. Мы советуем выражать свою родительскую любовь в молитве об этих нерожденных детях и делать противоположные совершенному греху добрые дела — воспитывать остальных, помогать в воспитании чужих детей. 


— Эти женщины сами находят вас? Или вы работаете с теми, кто уже познакомился с вами в женских консультациях, в «Ювенте»? 

— Нам звонят на телефон доверия либо попадают к нам после Исповеди у меня в храме, у других священников. После Таинства Покаяния я могу отправить женщину к психологу, ведь обычно аборт влечет за собой целый комплекс психологических проблем, с которыми не справиться приходскому священнику. У женщины начинаются конфликты с мужем и с детьми, поскольку мужчина уже не может доверять женщине, как прежде, он подсознательно чувствует в ней угрозу. А женщина точно так же не может доверять своему мужчине, потому что он, который должен защищать семью, не выполнил своего предназначения, не уберег ребенка, не постарался сделать всё возможное, например устроиться на несколько работ, чтобы прокормить семью. Всё это выливается в черствость к ребенку, прерывается духовная связь с детьми, либо же, наоборот, чувство утраты и вины оборачивается гиперопекой над остальными детьми. Важно каяться на Исповеди и приносить плод покаяния, заново учиться любить жену, мужа и детей.


 

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"