«Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро»

О почитании памяти новомучеников и о важнейшем событии минувшего месяца — принятии Архиерейским совещанием документа «Об участии верных в Евхаристии» — в программе «Неделя» радиостанции «Град Петров» Александр Крупинин беседует с председателем комиссии по канонизации святых Санкт-Петербургской епархии протоиереем Владимиром Сорокиным.
Протоиерей Владимир Сорокин
Журнал: № 2 (февраль) 2015 Опубликовано: 18 февраля 2015
Александр Крупинин: Отец Владимир, вы сегодня совершил настоящий подвиг: служили Литургию у себя в храме, потом возглавили панихиду в Левашово (сегодня День новомучеников и исповедников Церкви Русской) и оттуда приехали к нам на передачу...

Протоиерей Владимир Сорокин: Еле успел. Сегодня действительно день дорогой для нас, памятный. Новомученики — теперь наши заступники. Я с радостью констатирую, что с каждым годом умножается количество людей, приезжающих в Левашово в этот день: сегодня от нашего собора было три автобуса (один из них с детьми), автобус из Феодоровского собора, плюс отец Вячеслав Харинов со своими прихожанами, много людей на машинах. Мы всегда привозим в Левашово, по традиции, пирожки: в этот раз привезли 600 штук — и все разошлись.

Так дружно и так молитвенно совершили литию, — а вокруг так красиво: ели и сосны в снегу, солнышко светит.

Мы сейчас делаем помянные синодики для Левашово (уже сделали такие синодики для храмов ЗакСа и Эрмитажа). А в Левашово захоронено почти 50 тысяч, и мы уже сделали 20 листов синодика — это около тысячи человек.

Вот пришли сегодня помолиться, раскрепили синодик на листки, раздали всем по нескольку листков. Люди помянули, и помянули каждого поименно: назвав имя, отчество и фамилию. Такое поминовение создает и укрепляет преемственность поколений, Священное Предание. За каждым именем стоит конкретный человек. Это великий день. Когда-то это место было страшным, тяжелым — 47 тысяч лежит людей, безвинно пострадавших!

А вот теперь это место под влиянием молитвы и церковного понимания, что нас всех объединяет Господь и что у нас всегда есть страдания, но есть и Пасха, — стало таким, что едешь туда уже не с чувством давящего страха прошлого, которое, как плита, лежит на тебе. Для меня уже ясно, что Господь страдания наших новомучеников соединил со Своими страданиями. И когда начинаешь служить панихиду, приходит чувство победы. Господь побеждает, прославляет же их Церковь. Она не забыла новомучеников, хоть власть предпринимала все способы уничтожить всякую память о них: мы до сих пор не можем получить сведения, где хоронили, где расстреливали, архивы в основной своей части закрыты. А всё равно Господь открывает эти имена.

Идешь туда с духовным подъемом, в это место молитвы, и чувствуешь себя вместе с ними, с их победой. Да, время им выдалось тяжелое, пугающее, но и назидательное.

Нужно помнить уроки прошлого и не допускать его повторения. Все, что делается, — это Господне испытание. У нас в соборе на помяннике — слова пророка Давида: «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро». Испытания, посланные человеку, — это его переплавка. И если он это выдерживает, если он выстоял, — он очистился так же, как серебро в огне. И новомученики всегда нам помогают, когда мы к ним обращаемся.



Александр Крупинин: Что ни говори, а Церковь воспряла в последние годы: сколько храмов построено и восстановлено, сколько людей приходят в храмы, — и это победа новомучеников.

Протоиерей Владимир Сорокин: Слава Богу!

Александр Крупинин: На этой неделе прошло Архиерейское совещание и был принят документ «Об участии верных в Евхаристии». Может быть, теперь спадет напряжение, потому что были трудности, когда существовало параллельно несколько традиций: и частого, и редкого причащения, — а документ ставит определенные рамки в этом вопросе. И первое, что подчеркивается в документе: Евхаристия — это неотъемлемая часть Литургии, и если человек приходит в храм на Литургию, то в идеале он приходит причащаться. Как это происходит у вас в храме?



Протоиерей Владимир Сорокин: Хорошо, что сейчас вырабатывается такой документ, который носит, конечно, рекомендательный характер: он еще должен быть утвержден Синодом, а потом принят на Соборе в окончательной редакции.

Рекомендации очень полезные. Почему возникали проблемы с причащением верующих (например, на Пасху)? Мало, очень мало было храмов в советское время, и на Пасху нужно было причащать чуть ли не до обеда. И было даже так: например, в Кировограде (когда я служил там иподиаконом) на Пасху вообще никого не причащали.

Сейчас у нас в храме на Пасху священник читает разрешительную молитву и причащает тех, кто исповедовался накануне или в течение Страстной недели, а часто батюшка знает уже своих прихожан: они чуть ли не каждый день в храме, и допускает их до Причастия.

До революции практиковалось редкое причащение — четыре раза в год, а то и реже. Только праведный Иоанн Кронштадтский практиковал частое, ежедневное причащение, но и его воспринимали по-разному. Правильно говорит наш Патриарх: хорошо бы, чтобы храмов было побольше, а приходские общины — поменьше. Документ этот нам сейчас просто необходим, и нужно активно внедрять его в жизнь, причем как священникам, так и мирянам.

Александр Крупинин: Главное, что не должно быть Исповеди во время Литургии. Я был в одном храме на Пасху, и Исповедь длилась на целый час дольше, чем Литургия. Уже прозвучал возглас «Христос воскресе!»… а потом целый час пели «Христос воскресе из мертвых», пока не закончилась Исповедь...

Протоиерей Владимир Сорокин: Да, людей много и в Великий пост, и в праздники. Я рекомендую тем, кто может, приходить в будни. Но Христос сказал «Грядущего ко Мне не изжену», и Церковь принимает всех.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ"

29 марта, пятница
rss

№ 2 (февраль) 2015

Обложка