Цыганское призвание. Ансамбль "Лойко" и его лидер Сергей Эрденко

Цыгане и музыка — одно, кажется, почти невозможно помыслить без второго. Сергей Эрденко, лидер цыганского ансамбля «Лойко», лишний раз подтверждает это.Ему удалось не только завоевать симпатии слушателей по всему миру (среди них такие мэтры современной музыки, как Pink Floyd и Rolling Stones), но и вывести коллектив на мировуюакадемическую сцену. А начиналось всё сто лет назад с уличного музицирования… Давайте по порядку.
Журнал: № 2 (февраль) 2017Страницы: 40-43 Автор: Татьяна Цветкова Опубликовано: 16 февраля 2017

МАТЕРИНСКАЯ ФАМИЛИЯ

Однажды профессор Московской консерватории Аркадий Абаза на ярмарке в Нижнем Новгороде встретил мальчика, виртуозно игравшего на скрипке. Профессор уговорил родителей отдать сына ему на воспитание. Миша Эрденко, так звалисчастливчика, получил образование в Москве, закончил консерваторию, стал знаменитым скрипачом, дружил с Львом Толстым, был знаком с Сергеем Рахманиновым и Александром Скрябиным. Советский и российский скрипач, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР, он считается основателем цыганской музыкальной династии Эрденко. Сергей Эрденко, лидер «Лойко», — его родственник: бабушка Сергея по материнской линии приходится сестрой знаменитому скрипачу.

Михаил Эрденко — основатель цыганской музыкальной династии Эрденко
Михаил Эрденко — основатель цыганской музыкальной династии Эрденко

Сергей Эрденко взял фамилию матери. Его отец, Иван Горохов, родился в большой семье. У него было девятнадцать братьев и три сестры.

— Когда во время коллективизации красноармейцы пришли в их табор отбирать лошадей, их побили, — рассказывает Сергей. — Тогда пришли уже не красноармейцы, а люди в кожаных тужурках. Они забрали всех. И отправили в лагерь. Отцу тогда было меньше восемнадцати. Дед и бабушка умерли в заключении. Из всей семьи остались только три брата и три девочки, они были детьми, их не забрали. Из тюрьмы же удалось выбраться только отцу, через 12 лет.

После освобождения Ивана Горохова позвали в Хабаровск — познакомить с будущей супругой, Людмилой. К тому времени их род уже осел в этом дальневосточном городе: его собрал вокруг себя один из родственников Людмилы, директор местного музыкального училища, которому когда-то всем табором собирали деньги на учебу в Москве.

— Отец приехал в Хабаровск, увидел Любу, мою маму, и, как говорится, победил, — продолжает рассказ Сергей. — Но после свадьбы его парализовало, очевидно, сказались годы заключения. Хотя он был очень сильным человеком. Сильным и добрым. В лагере, когда «наши эсэсовцы» гнали заключенных в ноябре-декабре по какой-нибудь речушке, а сами шли по берегу, он всегда держал двоих самых слабых, чтобы их не унесло течение. Мать выходила его, и онпоправился. Кстати, она же научила его читать и писать.

Музыканты живут и работают в Санкт-Петербурге, но, как и положено цыганскому трио, много гастролируют
Музыканты живут и работают в Санкт-Петербурге, но, как и положено цыганскому трио, много гастролируют

ВЗРОСЛЫЙ МАЛЬЧИК, КОТОРЫЙ СПРАВИЛСЯ САМ

Вопроса, чем заниматься в жизни, у Сергея не возникало никогда. Он ходил в музыкальную школу. Потом поступил в училище на отделение скрипки. В это время семья уже переехала в Самару.

— Мать не работала, потому что занималась детьми. Она всегда помогала нам всем делать уроки. По тем предметам, которые она знала, у меня были пятерки, по остальным… Но это неважно. Я ведь всё равно знал, что буду музыкантом. И на первое занятие в училище — мне было уже 16 — мама пришла вместе со мной. Но ей объяснили, что я уже взрослый мальчик и справлюсь сам. С тех пор, наверное, и началась моя самостоятельная жизнь.

После училища Сергей поступил в ГИТИС и переехал в Москву. В столице он познакомился с Александром Паперным — ныне известным московским поэтом, музыкантом, основателем театральной группы «Паперный ТАМ» (Товарищество актеров и музыкантов), который привел его в театр «У Никитских ворот» к режиссеру Марку Розовскому.

— На меня сильно повлиял спектакль «Гамбринус» по Куприну, который мы ставили. Я играл там главного героя, Сашку-музыканта. Именно в Сашке были максимально сконцентрированы качества моих кумиров — Лойки Зобара и Николо Паганини. Дело в том, что Марк Розовский давал нам много свободы. Я мог сам придумывать реплики, сам писал музыкальные вариации для своего героя. И это мне очень нравилось. Я думаю, мы достигли некоего совершенства в этой постановке. Интересно, что летом этого 2016 года мы возили её на международный фестиваль музыкальных спектаклей в Корею. Мне неожиданно дали приз как лучшему исполнителю главной роли. Вдвойне приятно, потому что я был в Кореесо своим 12-летним сыном.

Сергей проработал в театре Марка Розовского три года. А в 1990 году почувствовал, что и этой свободы ему мало. Даже в таких условиях он ощущал себя винтиком. Наступил момент, когда он понял, что хочет делать что-то сам. Еще в училище Сергей создал команду и почувствовал, что значит быть самостоятельным. Впрочем, неудивительно, что Сергей Эрденко не поддавался влиянию советской системы, ведь он с детства был частью маргинального в определенном смысле сообщества. А возможно, инициатива, воля и внутренняя свобода у цыган в крови. Музыкант взял товарищей и поехал в Англию.

До революции

Петербург был, в числе прочего, центром цыганской музыки, в нем началась история цыганских хоров. Первую цыганскую капеллу (капеллу Соколова) 300 лет назад представил Екатерине Великой граф Орлов. Дав цыганам вольницу, он «профессионализировал» их занятия музыкой. Вскоре они уже активно гастролировали по России. Лучшие представители русского искусства ХIХ века — Лев Толстой, Николай Лесков, Александр Куприн, Аполлон Григорьев, Сергей Рахманинов — давали высокую оценку цыганской музыке. Ни один по-настоящему важный дворянский праздник в XIX веке не обходился без цыганского хора. Эта музыка была частью русской культуры. После революции многие талантливые цыганские музыканты уехали в Европу, США и добились там огромных успехов. Среди них Алёша Димитриевич, Володя Поляков…


ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЕ ТРУДОГОЛИКИ

— Когда я был маленький, то, общаясь с каким-нибудь человеком, сразу прикидывал, смог ли бы взять его с собой в свой табор. Я представлял, как мы будем жить вместе, какую музыку будем играть, как выступать. Например, мы могли бы делать сцену из кибиток, на которых путешествовали бы.

Первые спутники Сергея довольно быстро отделились от него. Оказалось, в этой поездке за границу у них был какой угодно интерес, но только не создать музыкальную группу. Но Сергей и там смог найти себе единомышленников. К нему присоединился Игорь Старосельцев, чуть позже двоюродный брат — Олег Пономарёв, сын Валентины Пономарёвой, советской и российской певицы, уникальной исполнительницы песен и романсов.

— Мы давали по 20–25 концертов в месяц, но небольших, в барах, — вспоминает лидер группы. — Эта работа закалила нас так, что теперь мы можем выступать на любую аудиторию. Обычно люди приходят в бар выпить, закусить, послушать живую музыку. А мы должны были сделать так, чтобы в первую очередь они пришли послушать нас, а потом уже выпить и закусить. Через два года мы стали «зверьми».

Такие знаменитости, как музыканты из Rolling Stones, Pink Floyd, Duran-Duran, приходили посмотреть и послушать «Лойко». Наконец их увидел промоутер Билли Лавледи и пригласил в большой тур по Ирландии. Там музыканты познакомились с ответственным чиновником по культуре, который предложил им гражданство.

В 1992 году группу позвали в Берлин на первый международный цыганский фестиваль. Они пробыли в Германии 10 дней, каждый день давали концерт. Затем ансамбль познакомился с австрийским режиссером и шоуменом Андре Хеллером, который пригласил их участвовать в цыганском шоу «Магнетен», собравшем музыкантов из Индии, Албании, Македонии, Испании, Венгрии, России, Болгарии, Румынии.

— После «Магнетена» у нас появилось имя в Европе. Нас стали приглашать в филармонии, консерватории, например Штутгартскую и Брюссельскую, в «Старую оперу» во Франкфурте. Исполнилась моя мечта, чтобы цыганская музыка зазвучала в больших залах, обладая академическим уровнем, но исполняясь свободно.

Участники «Лойко» никогда не записывали свою музыку в нотах. Лишь недавно, когда к ним поступило предложение сыграть с симфоническим оркестром, пришлось этим озаботиться. Произведения чаще всего заучивали наизусть, а во время исполнения важное место занимала импровизация. В то же самое время Сергей называет себя и членов своей команды дисциплинированными трудоголиками:

— Для меня очень важно, чтобы мы действовали согласованно, — говорит он. — Не как лебедь, рак и щука. При этом я использую принцип Марка Розовского. Я очень ценю свободу каждого и то, что человек, исходя из этой свободы, может привнести в наше творчество. Поэтому чем более мы отличаемся друг от друга, тем лучше, тем ярче и богаче будет наша музыка. Но внутренняя свобода должна сочетаться с железной дисциплиной.

«ЛОЙКО» — МУЗЫКАЛЬНОЕ ТРИО

В ОСНОВЕ РЕПЕРТУАРА КОТОРОГО ЛЕЖАТ КЛАССИЧЕСКИЕ ЦЫГАНСКИЕ МЕЛОДИИ И НАПЕВЫ. МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ «ЛОЙКО» БЫЛ СОЗДАН СЕРГЕЕМ ЭРДЕНКО В ДУБЛИНЕ В 1990 ГОДУ И ПЕРВОНАЧАЛЬНО ПРЕДСТАВЛЯЛ ИЗ СЕБЯ ДУЭТ СОЗДАТЕЛЯ С ИГОРЕМ СТАРОСЕЛЬЦЕВЫМ. УЧАСТНИКАМИ АНСАМБЛЯ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ БЫЛИ АЛЕКСЕЙ БЕЗЛЕПКИН (ГИТАРА), ВАДИМ КУЛИЦКИЙ (ГИТАРА), ОЛЕГ ПОНОМАРЁВ (СКРИПКА) И ЛЕОНСИЯ ЭРДЕНКО (ВОКАЛ, ПЕРКУССИЯ). МУЗЫКАНТЫ ЖИВУТ И РАБОТАЮТ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. АНСАМБЛЬ НАЗВАН В ЧЕСТЬ ЛОЙКО ЗОБАРА — ГЕРОЯ ПОВЕСТИ МАКСИМА ГОРЬКОГО «МАКАР ЧУДРА». МУЗЫКАНТЫ ГРУППЫ ЗАНИМАЮТСЯ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР И ПИТЕРСКАЯ КОЛОНИЯ

В конце концов по ряду причин в 2000 году Сергей вернулся в Россию. Сейчас кроме него в состав «Лойко» входят Артур Горбенко и Михаил Савичев. Артур играет на скрипке, закончил в Петербурге консерваторию, серьезно занимается джазом. А Михаил родом из Новосибирска, на первой встрече он поразил Сергея своей игрой фламенко. В Испании он кочевал с местными цыганами и изучал фламенко изнутри. Но влюбился в этот музыкальный стиль еще в родной Новосибирской консерватории. Оба музыканта — русские.

Год назад группу позвали выступить с благотворительным концертом в колонию ИТК-5 поселка Металлострой в Колпинском районе Ленобласти. До недавнего времени это была самая большая колония в Европе. 25 лет назад на её территории был построен храм новомученика Вениамина Петроградского. А при храме — организован просветительский центр. В нем и давал выступление ансамбль — по приглашению попечителя приходской общины Артура Цориева.

— Честно говоря, я волновался перед концертом, — делится Сергей. — Представляете, сидит зал мужчин, все в черном, на груди бирка с именем. В первом ряду — начальство, по стенам стоят конвойные. Я не знал, как они нас примут, как будут слушать. Но после пары композиций зал не то что аплодировал — он просто стонал.

Сергей тут же вспомнил, как их впервые после выступлений в барах и клубах пригласили на большую сцену — в оперный театр в Берлине. Он выглянул из-за кулис — публика собиралась, дамы были в вечерних туалетах, мужчины в смокингах, а на лицах было заметно некоторое недоумение: «А туда ли мы пришли? Что нам предстоит услышать? Оправдается ли наше потраченное время и деньги?». Сергей не скрывает, что волновался и тогда:

— Когда я вышел на сцену, то увидел в первом ряду пару, — рассказывает он, — очень красивую женщину с прямой спиной и мужчину, который всем своим видом показывал, как ему скучно. После первой же песни женщина вся наклонилась вперед, забыв про осанку, мужчина широко раскрыл глаза… Концерт прошел на ура.

И в том и в другом случае люди вдруг обрели свободу. Одни от ограничений, которые они добровольно приняли, войдя в определенный круг общества, другие — от ограничений, которые они оказались обязанными принять, будучи, напротив, из общества исключенными. И те и другие свободно слушали музыку и становились самими собой.

Первый состав трио «Лойко» — гитарист Вадим Кулицкий, скрипач Олег Пономарёв (в центре) и лидер группы Сергей Эрденко в Дублине
Первый состав трио «Лойко» — гитарист Вадим Кулицкий, скрипач Олег Пономарёв (в центре) и лидер группы Сергей Эрденко в Дублине

ЦЫГАНСКАЯ ДУХОВНОСТЬ

— Цыгане действительно обладают определенными способностями, — уверен Сергей Эрденко. — Если человек будет всё время стрелять, через некоторое время он станет снайпером. А кочевой образ жизни цыган заставлял их всё время ожидать опасности. Вот они и научились её предсказывать. И я не просто верю в это, я это знаю.

Самого Сергея родители крестили в детстве. Сейчас он и вся его семья — прихожане Казанского кафедрального собора, его сын помогает в алтаре. А сестра-двойняшка Галина служит регентом в одном из московских храмов.

В сентябре 2016 года ансамбль «Лойко» пригласили выступить в духовно-просветительском центре собора Феодоровской иконы Божией Матери. И это было не первое выступление группы в просветительском центре при храме:

— Однажды после концерта в Германии, в городе Билефельде, на огромном стадионе, ко мне подошел католический священник и попросил на следующий день выступить перед его прихожанами, — вспоминает основатель группы. — Мы согласились. Нас привезли в храм, в домике рядом мы дали небольшой концерт, минут на сорок: люди были после службы. Потом нас позвали на трапезу, и я не удержался и спросил у священника: «А почему вы нас пригласили?». Он ответил: «Когда я со своими прихожанами был на вашем концерте на стадионе, я видел, как у них горели глаза. Я хотел бы, чтобы так же у них горели глаза после моих проповедей. Но пока всё, что я могу сделать, — это позвать вас выступить перед ними».

Группа «Лойко» исполняет песни, в которых говорится о тех же ценностях, что проповедует христианство, — любовь, свобода, милосердие. Таковы и отношения между музыкантами. Сергей говорит, что для него в его партнерах важны не только музыкальные способности, но и человеческие качества. С такой же вежливостью, тактичностью, доброжелательностью, любовью и состраданием он старается относиться ко всем окружающим, как истинный сын своего народа.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"

19 марта, вторник
rss

№ 2 (февраль) 2017

Обложка

Статьи номера

ПОДРОБНО
Неудавшееся преображение. Петр Бухаркин о культуре в 1917 году
Революцию усугубляйте, но Бога не забывайте. Митрополит Вениамин Федченков и революция
Два храма отца Василия. Приход и прихожане Серафимовского храма
/ Взгляд / Февральская революция: катастрофа или шанс?
/ Взгляд / Когда ктитор ушёл. Историк Сергей Фирсов о Февральской революции
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Имена / Души на всё хватит. Актриса Нина Усатова об отце Василии Ермакове
/ Имена / Двадцать три из двадцати пяти. Воспоминания протоиерея Николая Конькова об отце Василии Ермакове
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
Дети, девушки и кошка. Приют для молодых мам в Новодевичьем монастыре
Цыганское призвание. Ансамбль "Лойко" и его лидер Сергей Эрденко
/ Приход / Храм на "книжном месте". Подворье Александра Свирского монастыря
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Век мой. зверь мой...
Музыка в феврале