Церковь за океаном

О том, что такое «американское» православие, какие разногласия существуют между православными в России и за рубежом, и о том, как противостоять секуляризации, рассказывает ключарь храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, секретарь епархиального совета Сан-Францисской и Западно-Американской епархии РПЦЗ протоиерей Петр Перекрестов.  
Журнал: № 9 (сентябрь) 2015Автор: Татьяна КириллинаФотограф: Александр Железняков Опубликовано: 15 сентября 2015

Православие в США

В США действует автокефальная поместная православная церковь — Православная Церковь в Америке, получившая автокефалию от Русской Православной Церкви в 1970 году; Греческая Православная Архиепископия Америки и Украинская Православная Церковь в США в юрисдикции Константинопольского Патриархата; Патриаршие приходы в США (их около 50 и они управляются викарным епископом Патриарха Московского и всея Руси с неамериканским титулом) и Русская Православная Церковь Заграницей (самоуправляемая часть Поместной Русской Православной Церкви). По данным статистики американские православные чаще, чем представители многих иных религиозных групп, принадлежат к верхней прослойке среднего класса. Также среди них очень высокий процент людей с высшим образованием.


8 лет вместе

— Отец Петр, вы один из свидетелей и активных участников воссоединения двух ветвей Русской Церкви в 2007 году. Так ли вы представляли себе результат?

— Мне кажется, что Русской Зарубежной Церкви нужно было пройти какой-то этап ознакомления с реальной жизнью в России. Поначалу нам казалось, что если изчезнет безбожная советская власть, все в Росси будет хорошо, по-прежнему. Представителям Зарубежной Церкви еще в 1988 году поступило предложение приехать на празднование 1000-летия Крещения Руси в Киев. Если бы мы тогда приехали, это было бы, как говорится, на белых конях: почетные гости, пышные приемы, торжественные службы. Но это не было бы настоящим единением. За 1988-2004 годы мы узнали кое-что о советском человеке, да и люди в России узнали кое-что о нас. Это подобно браку: если у молодой пары перед свадьбой бывают какие-то испытания, сомнения, разочарование, это лучше для их последующей жизни; у людей есть реальное представление о том, как и что они могут преодолеть. Да, было некоторое разочарование друг в друге в те годы, но зато к моменту воссоединения у меня не было никаких иллюзий — к времени подписания Акта о каноническом общении я уже всем сердцем, всем своим экклезиологическим сознанием понимал, что такова воля Божия и другого пути нет.


Протоиерей Петр Перекрестов

Родился в 1956 году в Монреале. Отец был сыном белого офицера, родился в Югославии, а мать немцы вывезли из СССР в 13-летнем возрасте. С детства прислуживал в храме, учился в церковно-приходской школе. Окончил Свято-Троицкую семинарию в Джорданвиле, в магистратуре занимался русским языком и литературой. В 1980 году рукоположен во пресвитера. В 2004 году — член делегации РПЦЗ во время первого официального визита ее первоиерарха митрополита Лавра в Россию. Член официальной делегации РПЦЗ во время подписания акта о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ в мае 2007 года. Епархиальный координатор специальных проектов в России.

 

— Как известно, и Патриарх Алексий, и Митрополит Лавр после восстановления канонического общения прожили недолго. Злые языки говорили, что, дескать, это показатель того, что затеяли они это зря...

— Я думаю, что воссоединение не могло бы состояться, будь у кормила Церкви другие люди. Настало время, и Господь этих людей избрал. Патриарх Алексий — это зарубежной формации архиерей: он вырос в патриархальной эмигрантской семье, не прошел в детстве через советскую систему. А владыку Лавра один епископ называл самым первым послушником Русской Зарубежной Церкви. Для меня самая лучшая похвала архиерею — сказать: «Вот истинный монах». В этом всё: и смирение, и вера, и любовь, и простота, и доступность, и покорность воле Божией. Владыка Лавр был как бы нашим семейным архиереем (он меня рукополагал во все степени священства), и всегда, когда приезжал в Сан-Франциско, у нас дома останавливался, кроме двух последних визитов (к тому времени ему уже было трудно подниматься по лестнице на третий этаж). Выполнив свою миссию, Патриарх Алексий и Митрополит Лавр могли, подобно праведному Симеону Богоприимцу, сказать: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...» — Господь их забрал, потому что они выполнили то главное послушание, которое Он на них возложил. Я полагаю, что если бы восстановление единства не случилось тогда, в 2007 году, то не состоялось бы вообще: для следующих поколений это было уже не столь актуально и принципиально.

 

Главные разногласия

— Отец Петр, вы один из свидетелей и активных участников воссоединения двух ветвей Русской Церкви в 2007 году. Существуют ли разногласия между РПЦ и РПЦЗ сейчас?

— Несомненно, есть кардинальная разница в том, как мы смотрим на некоторые вещи, в том числе и на «стиль» нашего пастырства.

 

— Например, на вопрос об общении с инославными?

— Да, и на это смотрим несколько иначе. Мы живем в инославном обществе, мы этим инославием окружены: около половины православного духовенства в Америке — люди, перешедшие в православие из других религий, причем по идейным причинам. Немалая часть этих новообращенцев считают церковь, в которой они до этого пребывали, ступенью к обретению истинной веры, но когда эти люди слышат о каких-либо совместных молениях православных с представителями их прежних церквей, о том, что якобы нет никакой разницы между церквами, что Римо-католическая церковь — это церковь-сестра, у них это вызывает недоумение, чтобы не сказать — возмущение. Они резонно спрашивают: «А зачем мы тогда переходили в православие, если нет разницы? Может быть, не надо было это делать?».


    

— А в России представление об инославном мире довольно поверхностное.

— Я бы не употреблял слово «поверхностное», но очень часто, как мне кажется, представление об инославном мире создается либо на каких-то конференциях, либо когда в Россию приезжают официальные инославные делегации. Приезжает какая-нибудь делегация, допустим, из Германии, такие милые, культурные люди, они привозят подарки, спонсируют приюты, школы и прочее... Но приятность в обращении — это одно, а мировоззрение — совсем другое. Внутри самой Церкви в России, надо сказать, тоже очень разное отношение к инославию: одни считают, что если с инославным кофе выпьешь, ты уже предатель, а другие хоть завтра готовы причащаться с католиками.

 

— Но ведь Католическая церковь тоже неоднородна?

— Да, одно дело католичество в Латинской Америке с их «богословием революции», другое дело — в Африке, третье — в Европе. Наш город, Сан-Франциско, славится «альтернативной» ориентацией немалой части населения. Есть у нас католические храмы, на дверях которых висит табличка с надписью «Наш приход открыт (inclusive) для всех». Надо сказать, что вот это «inclusive» воспринимается однозначно: открыт для представителей сексуальных меньшинств и их образа жизни. С другой стороны, например, в Кливленде есть содружество христианских церквей. Все общины друг друга поддерживают — например, в постройке храмовых зданий: помогают решить какие-то юридические вопросы и тому подобное. Необходимо в вопросах взаимоотношений с инославными иметь некую трезвость и рассуждение и идти средним, царским путем, чтобы, с одной стороны, не было компромиссов в вопросах веры, а с другой — чтобы отстаивать базовые христианские принципы и интересы.

 

— Есть и разногласия по поводу советского наследия. Сейчас в нашей стране в моде «советский тренд», даже многие батюшки говорят, что в Советском Союзе было хорошо…

— Мне трудно представить, как можно оправдывать людей, которые распинали священников и лишали целые поколения детей Тела и Крови Христовых. Верные чада Русской Зарубежной Церкви — люди традиционного мировоззрения — относятся к воинственно-безбожной советской власти резко отрицательно. Сейчас состав РПЦЗ меняется, поскольку приехало (по работе и иным причинам) огромное количество людей из России, Белоруссии и Украины — в этом году таких уже более 200 тысяч! Когда к нам в храм приходят новые люди из России, у нас первая задача — их воцерковление. И нередко бывает, что через некоторое время новый прихожанин на исповеди кается в грехе цареубийства, хотя священник его к этому не подталкивал и вообще об этом не говорил. Многие каются в том, что были пионерами, комсомольцами, что были причастны к системе насаждения безбожия и гонения на верующих.

 

Современный святой

— Вы — один из хранителей наследия святителя Иоанна (Максимовича). В чем значение этого человека?

— Исключительность святителя Иоанна в том, что он наш современник. Кроме того, он был столпником — никогда не ложился спать в кровать. В наших святцах столпников можно по пальцам пересчитать. Владыка Иоанн был и богословом, причем в его трудах не было ни грамма религиозной философии — он свои богословские знания черпал из Священного Писания и богослужения и порой в своих богословских трудах цитировал тексты именно из богослужебных книг: из Октоиха и Минеи. Святитель Иоанн ни одной службы не пропускал, ни утренней, ни вечерней; подобно св. праведному Иоанну Кронштадтскому, он причащался ежедневно, без этого он не мог жить. Кроме того, он был глобальным святым. Пожалуй, ни один святой не посетил столько стран, как владыка Иоанн: он не был в Иерусалиме и Австралии, а так — везде побывал — и в Азии и Европе, и в Северной и Южной Америке, даже сутки провел в Японии. Его подвиг, его служение, его глубокая вера затрагивает струны души каждого человека. Мне кажется, в Церкви люди ищут того, чего у них нет, ищут что-то из иного мира, потому что то, что в этом мире, и так можно найти. Люди видели владыку Иоанна, читали о нем и понимали, взирая на него, что в этой жизни, в этом мире есть подвиг, есть чудеса, действует всесильная благодать Божия, что и в наше время можно вкусить райское блаженство.


  


— Есть ли у вас личный опыт молитвенной помощи от его мощей?

— Я не стану отвечать: «За последний месяц я видел столько-то чудес», но люди ежедневно приходят в наш собор к мощам святого Иоанна, молятся и, как правило, довольно скоро получают просимое. Как-то перед Великим постом приехала к нам девушка, она три дня ходила в храм, говела и заказала молебен. После Пасхи я получаю от нее письмо: «Я прошу вас как можно скорее меня повенчать с моим женихом. Я просила у владыки Иоанна устройства своей личной жизни и дала обет, что если моя жизнь наладится, то буду венчаться только в вашем соборе». Жениха она нашла неделю спустя после того как уехала к себе домой. Не всегда Господь по молитвам святителя Иоанна устраивает жизнь человека столь видимо: бывает, внешние обстоятельства у человека не меняются, а духовный настрой меняется — происходит чудо внутреннего преображения, появления надежды и мира, и это духовное оздоровление даже важнее телесного исцеления.

 

Американская свобода…

— Не могли бы вы набросать типовые черты «американского» православия?

— Православие в Америке очень динамичное, молодое, еще не сформировавшееся. Церковь в Америке относительно независима от государства. Если группа людей желает создать приход и построить храм, это ей удается без труда в плане вмешательство властей. За последние 20 лет социальный состав многих православных церковных юрисдикций изменился. В каждой этнической (русской, греческой, антиохийской…) церкви есть элемент, и немалый, американцев, перешедших в православие. За последние годы в православие перешли довольно известные люди: актеры, писатели, музыканты, спортсмены.

 

— А что характерно для американского прихода?

— Важная черта православия в Америке: поскольку общины не очень большие, люди друг друга знают, приход является настоящей семьей: на венчание прихожан приглашается весь приход, а если кто в приходе болеет, все прихожане больного навещают. Американцы не довольствуются тем, что сами они православные, но занимаются низовым миссионерством, часто приводя в храм своих друзей и сослуживцев по работе. Несколько лет тому назад был праздник святителя Иоанна (Максимовича), и я переводил проповедь епископа с русского на английский. Стоя на амвоне, я обратил внимание на лица слушающих и дивную красоту в их глазах — стояли в нашем соборе мексиканцы, эритрейцы, сербы, ассирийцы, старые русские эмигранты, грузины, обыкновенные американцы… Я тогда увидел такое разнообразие православных, которое больше нигде в мире не увидишь, и подумал — это и есть лик американского православия, разнообразие в духовном единстве во Христе, и этот лик прекрасен!


Собор иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" - кафедральный собор Сан-Францисской и Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. Крупнейший храм русского зарубежья и духовный центр русского православия на западном побережье Америки. Службы в соборе проходят каждый день.

Собор иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" - кафедральный собор Сан-Францисской и Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. Крупнейший храм русского зарубежья и духовный центр русского православия на западном побережье Америки. Службы в соборе проходят каждый день. 


— США считаются пространством религиозной свободы. В чем эта свобода выражается и всегда ли она во благо?

— Наверное, сперва надо определить, что такое свобода. С христианской точки зрения свободный человек тот, который свободен от греха, от раболепства страстям — ведь можно сидеть в тюрьме и быть свободным. А если речь идет о «бытовой» свободе, то в Америке люди имеют право жить согласно своим религиозным убеждениям, если это не противоречит закону. Я вырос в таком обществе и считаю, что человек должен сам свободно принимать решения, в том числе и в вопросе выбора веры. В Америке раз в год отмечают замечательный праздник — День Благодарения. Рождество Христово в последнее время стало очень уж коммерческим праздником — его порой сопровождает безумная суета; говорят, что после Рождества и Нового года резко возрастает количество депрессий и даже самоубийств. Пасха в Америке проходит почти незаметно. А День Благодарения — в Америке самый лучший семейный праздник: семья старается в этот день быть вместе, и она воздает благодарение — все это делают, даже неверующие.

 

— Получается, что все, верующие и неверующие, благодарят Бога…

— Да, ведь невозможно же благодарить «никого», совершенно анонимного! Русским этот праздник очень нравится, особенно старым эмигрантам, приехавшим сюда «без ничего». В Америке русские люди могли открыто исповедовать православную веру. В Советском Союзе храмы разрушались, а за границей они строились: в Канаде русские православные «воссоздали» храм Христа Спасителя, в Австралии — Шамордино, в штате Нью-Йорк — монастырь Ново-Дивеево. Эти храмы и обители — взамен разрушенных в Советском Союзе храмов и монастырей. То старое, послевоенное поколение русских очень благодарно Америке за возможность жить в относительном спокойствии, без террора, без страха, сохранять свою культуру, свой язык, передать своим детям это духовное наследие — были созданы русские школы, можно было и заниматься миссионерской деятельностью.

 

…и ее противоречия

— Принято считать, что американцы очень религиозны. При этом все мы знаем довольно кощунственные голливудские фильмы. Как это совмещается?

— Была ли Россия до революции религиозной страной? Если да, то как же там могло случиться то, что случилось, — только благодаря «внешним»? Если говорить о «религиозности», надо определить, что это значит. Если ваш вопрос о том, ходят ли американцы в церковь, тогда ответ — да, ходят довольно-таки многие, и регулярно, примерно около сорока процентов населения. Люди, особенно живущие в небольших городах, как правило, очень открытые и щедрые, в отличие от Европы. Они всегда откликаются на стихийные бедствия и прочие несчастья во всем мире. Тем не менее, процесс секуляризации идет. А у голливудских фильмов, большей частью, главная цель — развлекать и зарабатывать деньги. Правда, иногда выпускаются весьма серьезные киноработы, касающиеся важных тем, ставящие серьезные вопросы.

 

— Почему с одной стороны Америка — религиозная страна, а с другой — сейчас принимает законы антихристианского порядка?

— Духовная деградация, как правило, — эволюционный процесс. С чего он начался? Если отвечать схематично, то можно сказать, что процесс, приведший Америку (и не только) к ныне существующему нравственному и духовному состоянию, начался с появлением оральных противозачаточных средств. Это ключевой момент, культурная и нравственная революция, когда в западном мире изменилось понятие о семье. Контрацепция «освободила» в первую очередь женщин, но и не только, в плане верности в семейной жизни; она позволила женщинам изменять мужьям, позволило откладывать деторождение ради карьеры. И так, потихонечку, началось сексуальное освобождение, феминистское движение расцвело. Теперь, по словам одного американского православного богослова, противозачатие является центральным элементом современной жизни, а оральные контрацептивы — ее «святыня»!

 

— И как это повлияло на отношение общества к Церкви?

— После появления и распространения таких противозачаточных средств роль мужчины в семье и обществе подверглась изменению, мужчины перестали быть главными в плане семейного лидерства и пропитания семьи. Исходя из этого, и роль Церкви стала значительно меняться, и порой именно церковь с ее учением начала восприниматься как сила, которая не дает людям жить свободно, мешает реализовать себя, наслаждаться. Все изменилось не за одну секунду — упоминаемый процесс продолжается, однако, как мне кажется, он обратим. В Америке ныне существует молодежное движений за целомудрие — и среди протестантов, и среди католиков, а также все больше и больше американцев принимает православие. По словам священномученика Илариона (Троицкого), «чем ночь темнее, тем ярче звезды», поэтому нам нечего унывать.

 

— США считается оплотом «общества потребления». Как это выражается в духовной, церковной жизни?

— Культура комфорта несомненно, влияет на состояние человека. Мы, христиане, себя сами ограничиваем, пытаемся избежать излишеств и стараемся, чтобы не плоть контролировала душу, а душа — плоть. Дьявол действует двумя способами: внешним и внутренним. В Советском Союзе было жесткое, грубое преследование верующих — это приходило извне. А на Западе лукавый выбрал другой метод, внутренний, он разрешал людям всё: вы можете в воскресенье пойти в храм, но можете пойти и в фитнес-клуб, посмотреть фильм или заглянуть в Интернет, а можете просто поспать. В итоге результат один и тот же: обмирщение сознания. Этот дух обмирщения может себя проявлять и в церковной среде: в некоторых приходах самое главное достижение года — отсутствие дефицита в приходском бюджете! Надо понять, что Америка сама по себе не источник зла, и в Америке есть чему можно учиться, хотя бы на уровне порядочности, быта и заботы о населении. Я бы сказал, что американцы проще одеваются, чем русские. Американцы, как правило, между модой и удобством выберут удобство, а русские — наоборот. В Америке есть очень богатые люди, при этом равнодушные к роскоши. 


— Традиция благотворительности в Америке развита…

— Конечно! Богатый человек построит библиотеку, больницу, научный центр, пожертвует крупную сумму университету, где учился. Здесь существует некая культура «отдачи». Билл Гейтс, например, выделяет немалые деньги на благотворительность, на социальные проекты. У богатых американцев есть еще одна черта: они не кичатся своим богатством, не демонстрируют его — ну, может быть за исключением голливудских звезд. Порой при современных явлениях и вызовах поднимаются паника и страх, но будем помнить, что языческий Рим был гораздо более развращен, нежели современное западное общество, и христиане не только спасли свои души, но и распространили христианство по всему миру и создали великую христианскую цивилизацию. Не надо унывать, надо подвизаться в тех условиях, в которых мы находимся, — Господь нам дал жизнь именно сейчас и здесь, и нынешние условия — лучшие для нашего спасения. Большое утешение и радость для православных во всем мире, что американцы переходят в православие, хотят найти истину. Дай Боже, чтобы этот процесс продолжался.

 

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Из окна в Европу"