Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Козьей горе

Одна из задач нашего проекта «Глобус епархии» — показывать небольшие, малоизвестные, далекие приходы. Как радостно приехать за триста с лишним верст по не самой лучшей дороге в маленький деревенский храм и обнаружить там дружный приход и внимательную пастырскую работу.
Один из таких храмов 14 октября встретит свой 70-й
(со дня второго открытия) престольный праздник.
Журнал: № 10 (октябрь) 2012Автор: Ирина ЛевинаФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 14 октября 2012
Одна из задач нашего проекта «Глобус епархии» — показывать небольшие, малоизвестные, далекие приходы. Как радостно приехать за триста с лишним верст по не самой лучшей дороге в маленький деревенский храм и обнаружить там дружный приход и внимательную пастырскую работу. Один из таких храмов 14 октября встретит свой 70‑й (со дня второго открытия) престольный праздник.

Поречская Покровская женская община была основана на Козьей горе в 1902 году. Здесь было возведено две церкви: деревянная для сестер и большая каменная для прихожан. Общине было суждено просуществовать лишь до 1925 года, после ее закрытия сестры еще четыре года работали в составе трудовой артели, затем и она была ликвидирована. В Поречье был организован колхоз «Красная заря». Иная судьба ожидала приходскую церковь Покрова Пресвятой Богородицы: построенная в 1907 году, она простояла закрытой лишь пять лет (с 1937 по 1942 годы).

Проделав трехчасовой путь на машине из Петербурга, мы увидели на Козьей горе небольшой приход, который умудряется не только выживать в непростых сельских условиях, но и с надеждой смотреть в будущее. Белоснежный трехпрестольный храм Покрова Богородицы с высокой стройной колокольней, большим куполом в окружении четырех танцующих куполков удивительно смотрится на фоне деревенских реалий. Главный престол — Покровский, два других освящены во имя святителя Николая и апостолов Петра и Павла. В 1917 году приход составляли жители 200 дворов Поречья и близлежащих сел. До революции в этих краях жизнь кипела, были крепкие крестьянские хозяйства, строились большие храмы. Сейчас в Покровской церкви около десяти человек постоянных прихожан, большинство приезжают из соседних Сланцев, Усадища, Овсища. Летом могут заглянуть и дачники. Костяк общины — женщины зрелых лет, которые живут в деревне. У нескольких древних старушек, верных прихожанок, зачастую нет сил, чтобы дойти до храма.

02.jpg

В советские времена в ленинградской церковной среде поговаривали: «Вот сошлют тебя на Козью гору…». Этот приход в Сланцевском районе Ленинградской области не пользовался популярностью. Почему так было, нам выяснить не удалось, неясным осталось и происхождение названия «Козья гора». Но факт остается фактом: священники здесь менялись довольно часто. В 2004 году настоятелем церкви Покрова Богородицы на Козьей горе был назначен игумен Елевферий (Нецветаев) с помощницей монахиней Варварой (Никитиной).

Отец Елевферий с улыбкой рассказал корреспондентам «ВЖ» о местном предании, повествующем, что здесь бывал батюшка Иоанн Кронштадтский. Преподобный участвовал в освящении храма в Пенино и говорил про храм на Козьей горе, что тот устоит, но много поменяет священников. «Правда, если посмотреть реалистично, — добавляет отец Елевферий, — удаленное расположение храма сыграло положительную роль: он не мозолил глаза большевикам. Сюда не так просто приехать, даже архиерей здесь был только один раз: в день освящения».

_SVM5560.jpg

Обилие цветов в храме, удивительная тишина и собранность во время богослужения — на это сразу обращаешь внимание. Феномен пронзительной тишины нам тоже объяснил отец Елевферий. Оказалось, они с матушкой Варварой специально воспитывали тишину в прихожанах. Сначала, бывало, люди приходили в храм как в клуб, беседовали во время службы, обсуждали, кто что положил «на канун»… Сейчас же тишина стоит такая, что щелчок затвора фотоаппарата подобен раскату грома.

Хор в приходе небольшой: трое певчих. Ольга Милюкова, по образованию преподаватель танцев, сейчас — директор местной почты и регент в храме, рассказывает, что они только осваивают репертуар и еще не успели выучить все гласы. По словам Елены Егоровой, экономиста на пенсии из деревни Овсище, уже 27 лет посещающей Покровскую церковь, все прихожанки выращивают цветы и приносят их в храм: «Чем больше срезаешь и отдаешь цветов, тем они лучше растут».

В этом храме все делают сами прихожане: от уборки до заготовки дров на зиму. На приходском собрании решили: среда — специальный день, когда можно приехать потрудиться. После работы отец Елевферий показывает фильмы о Ветхом Завете, а потом можно побеседовать за чаем. Как заметила матушка Варвара, просмотр фильмов подвигает многих к чтению Библии.

У Покровского прихода есть свое социальное служение: переписка и помощь двум православным общинам колоний Чебоксар и Саратовской области. Этому служению год, заведует им матушка Варвара. Всем приходом они собирают посылки: варенье, чеснок, яблоки, конфеты, печенье… по 15-16 кг выходит. Матушка Варвара с теплом говорит о судьбах, которые открылись ей за время переписки с заключенными. В храме стоит специальная коробка для сбора на тюремное служение. Ольга Милюкова рассказывает, как наставляет их отец настоятель: «Идете покупать зубную пасту, купите две: одну себе, другую в коробочку для заключенных».

_SVM5710.jpg

Неподалеку от храма, на том месте, где когда-то располагалось здание женской общины с домовой церковью, сейчас строится приходской дом. У отца Елевферия есть задумка восстановить Поречскую женскую общину. На это есть и исторические основания, и просто практические соображения: надо кому-то содержать храм, поддерживать церковную жизнь. «Все средства, которые нам Господь посылает, мы используем на строительство дома, — рассказывает он. — 103‑й строительный трест, руководит которым Алексей Ефимов, полностью отремонтировал наш храм и территорию вокруг него. Сейчас компания помогает с возведением приходского дома». Работы идут небыстро: строительный трест помогает по мере своих возможностей. Отец Елевферий и сам внес в строительство деньги от продажи квартиры, полученной по наследству. Планируется, что на втором этаже будет домовая церковь, а на первом комнаты для сестер, в том числе и для матушки Варвары, которая уже девятый год живет в тесной келье при храме.

Игумен Елевферий родился и вырос в Ленинграде, но всегда хотел быть деревенским батюшкой. По его словам, в городе много суеты, а в деревне приход хоть и маленький, но зато знаешь прихожан, их нужды и проблемы, можешь дать действенный совет. Будто подтверждая его слова, староста прихода Вера Круглова замечает: «Благодаря батюшкиным проповедям многое пошло в жизни по-другому. Правда, тяжело перестраиваться, ведь мне уже скоро 70 лет. Батюшка нам часто говорит: „Будем исправляться!“». 

Ирина Левина

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ГЛОБУС ЕПАРХИИ"

19 апреля, пятница
rss

№ 10 (октябрь) 2012

Обложка

Тема номера:«Глобус епархии» – к 270-летию Санкт-Петербургской митрополии

Статьи номера

АКТУАЛЬНО
ЛЕГКО ОБО МНЕ ПОДУМАЙ… К 120‑летию Марины Цветаевой
Епископ Назарий: «Мне дорого все, к чему приложены труды»
Место на «Глобусе»
Диалог вместо скандала
ПОДРОБНО
/ Острый угол / «Смеяться, право, не грешно»?
/ Дискуссия / Грани понятия
ПРОПОВЕДЬ
Похвальба немощами
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / Мессия наш праведный
/ Умный разговор / Первая цивилизация на земле
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / диакон Андрей Спиридонов
/ Ленинградский мартиролог / Монахиня Евгения (Миллер)
/ Приход / Лики и лица Благовещенской церкви
/ Служение / Храм для старой гвардии
/ Из окна в Европу / Диванный серфинг
/ Место жительства - Петербург / Конец прекрасной эпохи
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / «Одигитрия» на колесах
/ День седьмой / В ритме неба
/ Книжная полка / Ксения Кривошеина. Пути Господни
ГЛОБУС ЕПАРХИИ
Кронштадтская прогулка
«Приморочка»
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Козьей горе
Там, где можно поговорить…
Вера в Верево
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
О преподавании в школе основ православной культуры