Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
  Войти
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Такая разная радость

В святоотеческих текстах вы не найдете нормативного, точного и единственно правильного определения радости. Бывает радость — от расслабленности и безделья, бывает — от стремления к Богу и испытаний на этом пути, бывает радость встречи и общения с Ним. Понятно одно: радость пронизывает человеческую природу, оживляет её. И только от нас зависит, чтобы эта радость была совершенной.
Раздел: ПОДРОБНО
Такая разная радость
В.М. Васнецов. «Радость праведных о Господе. Преддверие Рая». Барабан главного купола Владимирского собора в Киеве. Левая часть. 1885–1896 годы
Журнал: № 3 (март) 2019Страницы: 20-21 Опубликовано: 22 марта 2019

КАК РАДУЕТСЯ БОГ

Радость — это порыв души, согласный с рассудком; ликование же — это радость при виде чего-либо особо прекрасного. Жалость есть печаль, внушаемая зрелищем незаслуженного несчастья. Всё это относится к сфере душевных переживаний и является страстями. Может сложиться впечатление, что мы понимаем Писания в телесном смысле и, опираясь на чувственные аналогии, ошибочно понимаем Божественную волю как нечто подобное нашим душевным волнениям. Но приписывать Всемогущему состояния, свойственные нам, думать, например, что Бог слушает, как мы слышим, было бы нечестивым заблуждением, ибо сущность Божества выразить невозможно. Однако, несмотря на то, что мы облечены в оболочку плоти, мы все-таки можем слышать Бога, который из снисхождения к нам и для нашего спасения применился к нашей слабости и открылся нам через пророков. И так как воля Божия обращена на то, чтобы спасать всех людей, хранящих заповеди и раскаявшихся в своих грехах, то мы и радуемся своему спасению. Эту радость нашу Господь, когда говорит устами пророков, приписывает Себе, как если бы это была Его собственная радость.

Святой Климент Александрийский. Строматы


НЕ ЛУЧШЕ ПЕЧАЛИ

Что радость не менее пагубна, чем печаль, это очевидно из её действия на душу. Радость делает душу легкомысленною, надменною и непостоянною. Это можно видеть и на древних мужах. Когда, например, Давид был добр: тогда ли, когда радовался, или когда был в тесных обстоятельствах? Иудейский народ когда был добродетелен: тогда ли, когда стенал и призывал Бога, или когда в пустыне радовался и поклонялся тельцу? Потому-то и Соломон, знавший лучше всех, что такое радость, говорит: благо ходити в дом плача, нежели в дом смеха (Ек. 7, 3). Потому и Христос ублажает скорбящих, говоря: блажени плачущии (Мф. 5, 4); а радующихся почитает несчастными: горе вам смеющимся, яко восплачете (Лк. 6, 25)!И весьма справедливо. Во время забав душа бывает слабее и изнеженнее; а во время скорби укрепляется, делается целомудренною, освобождается от всех страстей, становится возвышеннее и мужественнее.

Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея


НА ПУТИ ИСКУШЕНИЙ

Нам во время искушений прилично уже иметь два противоположных и ни в чем не сходных между собою ощущения, то есть радость и страх; радость — потому что оказываешься идущим по пути, проложенному святыми, лучше же сказать — Самим Оживотворителем всех, как это явствует из рассмотрения искушений. Страх же должны мы иметь, чтобы не по причине гордости терпеть в этом искушение.

Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические


ДВЕ РАДОСТИ

Если душа, оставив сомнения и мечты, воспламенится к любви Божией, влеча человека в глубину неизреченной любви и самое тело… то ведать надлежит, что это есть действо Святого Духа. Будучи вся преисполнена приятных чувств от неизреченной Божественной сладости, душа и не может в ту пору помышлять ни о чем другом, а только чувствует себя обрадованной некоей неистощимой радостью. Если же при таком возбуждении ум воспримет некое сомнительное колебание или нечистое помышление, и если при этом Святым Господним именем будет пользоваться для отвращения зла, а не по одной любви к Богу, — то ведать надлежит, что утешение это — от прельстителя, и есть только призрак радости. Радость такая извне навевается, и является не как качество и постоянное расположение души; видимо, тут враг хочет опрелюбодействовать душу.

Блаженный Диадох Фотикийский. Подвижническое слово


БЕСКОНЕЧНАЯ И НЕНАСЫТНАЯ

Что для достойных вожделеннее обожения, в котором Бог соединяется с богами и все творит Своим по причине благости? Посему и наслаждением, и переживанием, и радостью правильно назвали это состояние, бывающее от Божественного разумения и следующего за ним вкушения радости: наслаждением — как являющееся концом природных действий (ибо так определяется наслаждение); переживанием — как экстатическую силу, приводящую пассивное к действующему… и естественно и истинно убеждающую, что кроме этого нет никакого иного увенчания сущих, за которой должным образом следует бесстрастие; радостью же — как не имеющее себе ничего сопротивного ни прошедшего, ни будущего. Ибо говорят, что радость ни прошлой печали не помнит, ни чаемого пресыщения не приемлет от страха, подобно наслаждению. Поэтому-то как богодухновенные Речения, так и научившиеся от них Божественным тайнам Отцы наши и утвердили «радость» как название, указывающее на будущую истину… Ведь всякое пресыщение, по самому своему смыслу и определению, является угашающим аппетит, что устанавливается двояким способом: либо аппетит, почитая вызывающие его предметы малыми, угасает, либо, пренебрегая ими как скверными и гадкими, гнушается. От этого обычно и возникает пресыщение. Богу же, как по естеству сущему бесконечным и почитаемым, свойственно скорее увеличивать до беспредельного аппетит вкушающих Его посредством причастия.

Преподобный Максим Исповедник. Амбигвы к Иоанну

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"