Святые в помощь логопедам

Десять лет назад при храме Рождества Пресвятой Богородицы в Рыбацком детям с нарушениями интеллектуального развития начали оказывать профессиональную помощь дефектологи. Родители, приводящие детей в развивающее пространство «Радость наша» говорят, что эффективность коррекционной работы здесь выше всех ожиданий. Расскажем, в чем же её суть и уникальность.
Журнал: № 2 (февраль) 2023Автор: Марина Ланская Опубликовано: 26 февраля 2023

Следом за нуждами

Еще недавно, приводя детей на занятия при храме, можно было предположить, что учить их будут Закону Божию и, если повезет, церковному пению. Но Церковь в этом деле не стоит на месте, и теперь никого не удивить тем, что при храме может оказаться столярная мастерская для мальчиков, кружок кройки и шитья для девочек, занятия по краеведению, анимация, английский язык и даже секция по жонглированию. «Заманивают всеми способами», — скажет скептик-­атеист. «Идем за нуждами людей», — говорит протоиерей Алексий Скляров, благочинный Невского округа, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Рыбацком. Именно он и именно здесь десять лет назад благословил открыть православную коррекционно-­развивающую группу для детей с интеллектуальными нарушениями «Радость наша». Сейчас название в некотором смысле смягчилось. Расширив штат специалистов до нескольких дефектологов, дополнив его психологом, арт-педагогом, логопедом и преподавателем английского, группа стала именоваться «развивающим пространством». Неизменными остались лишь слова «Радость наша», но ­они-то и есть самые главные.


А главное — дети

— Церковная жизнь в Рыбацком стала возрождаться в начале двухтысячных. В 2003‑м был зарегистрирован приход, в течение года сюда пришел я. Здания храма у нас не было, мы молились на улице. Помогли добрые люди, храм стал строиться, и мы сразу решили, что надо искать ­кого-то, кто займется воскресной школой. С этого момента всё стало происходить очень быстро. Храм освятили 4 января 2006 года, а первые занятия воскресной школы прошли в декабре 2005‑го. То есть наша воскресная школа старше, чем наш храм, — рассказал отец Алексий.

Воскресная школа разрасталась с каждым годом, число детей дошло до семидесяти. В такой по численности выборке не могло не оказаться детей с нарушениями интеллектуального развития или речевыми проблемами. Наверное, было бы достаточно просто создать для них комфортные условия в самой школе. Так и поступили. Но гармоничная среда для всех детей не решала проблем тех из них, кому была необходима специализированная помощь. Конечно, это прерогатива специалистов. Но если таковые есть на приходе, почему бы не попробовать?
— Детей не очень здоровых всё больше. Родителям трудно. А у нас на приходе, как оказалось, есть настоящие профессионалы, которые готовы потратить свое время, силы и помочь детям в развитии. А если коррекционные занятия совместить еще и с воскресной школой, с познанием ребенком Бога, мне думается, это очень хороший, правильный путь, — поделился настоятель.

Первым и поначалу единственным таким педагогом стала Оксана Корзова, выпускница Герценовского университета, по специальности олигофренопедагог.

— Еще во время учебы в университете меня посещали мысли о создании целого дома для детей с интеллектуальной недостаточностью, где будут добрые и радостные специалисты, готовые отдавать частичку своего сердца детям и их семьям. И этот дом должен был быть необычным, со своей изюминкой. После обучения я сразу начала работать по специальности в детском саду компенсирующего вида. Имея специальное образование в области катехизации и опыт преподавания дошкольникам в воскресной школе Закона Божия, я решила попробовать рассказать детям с интеллектуальной недостаточностью и задержкой психического развития о Боге. И это увенчалось успехом. Так появилась православная коррекционно-­развивающая группа «Радость наша». Название у меня родилось само собой, когда я заметила, что каждый ребенок, который к нам приходит, имеет необычайную способность делиться радостью, — рассказала Оксана.


Радостные проекты

К новому делу Оксана отнеслась со всей ответственностью. Не пошла путем упрощения привычной программы для воскресных школ, дополнив занятия развивающим компонентом. Решила, что нужна специально разработанная программа. Поиски такой программы в сети и библиотеках ничего не дали. Программу пришлось разрабатывать самой. А к ней делать рабочие тетради, видеоуроки, методические и дидактическое пособия.

Авторскую программу по духовно-­нравственному воспитанию и обучению детей с интеллектуальной недостаточностью назвали «По дорожке к Богу». Первые рабочие тетради Оксана делала сама от начала и до конца. Сейчас одна из них, «Наш мир создал Бог», уже выполненная художником, готовится к изданию. На очереди остальные.

— Этот храм конфетный, сладкий, у него на куполе будто леденцы, — говорит на занятии маленькая Полина, отвечая на просьбу педагога описать храм на картинке.

— Когда мы сюда пришли, Полина вообще не разговаривала, почти до четырех лет. Была замкнутой, не социализированной, сторонилась детей. А благодаря занятиям раскрепостилась, начала говорить, сейчас даже уже учится читать, — поделилась её мама Настасья Колодежная.

Уроки, тетрадки, специальная программа — звучит не ­очень-то радостно. Почему же дети, торопливо вешая одежду в гардеробе, буквально теряя на лестнице башмачки, бегут на занятия? И спешат явно не потому, что их могут пожурить за опоздание… Ответ прост: не хотят пропустить игру, сказку, веселье. Здесь множество пособий, игр, уникальных игрушек ручной работы. Например, чтобы изучить устройство храма, нужно взять в руки специально изготовленную (и не имеющую аналогов, заметим для взрослых) игрушечную фетровую церковь, которую можно открыть. Фетровых кукол через притвор можно ввести в среднюю часть: фетрового священника — на фетровую солею, фетровых певчих — на фетровый клирос, фетровую свечницу — в фетровую свечную лавку, а фетровые свечи поставить в фетровые подсвечники. Грань между игрой и обучением стерта. А это главное условие нескучных занятий.

Еще здесь показывают мультфильмы про святых, на некоторых занятиях разрешают шуметь, гудеть, стучать и трещать, на других — играть с водой и лепить на стены узоры из намокших деталей, здесь рассказывают сказки, показывают театральные представления, приглашают за кулисы и предлагают самому стать артистом.

Театральные постановки как часть коррекционной работы — один из радостных проектов. В репертуаре «Рождественские спектакли», «Пасхальные театрализованные сценки» и «Жития святых для детей». Все сценарии авторские, с добавлением логопедических задачек, ведь у них есть и такая цель — научить детей слушать и, главное, говорить свободно, легко, правильно и четко.

 Святые в мире животных

— Проект, в котором мы знакомим детей с житиями святых, начался два года назад с дистанционного формата в наших соцсетях. Мы хотели привлечь родителей, чтобы они в рамках семейного досуга могли приобщить детей к основам православной веры, рассказать им о жизни святых. Вообще маленьким детям воспринимать жития святых достаточно сложно: в них часто описываются истории мучений, подробности духовной жизни, которые малышам трудно понять. Поэтому мы выбрали в основном чудесные истории. Особенно увлекают детей такие, где есть животные. Если святой переправляется по реке на крокодиле или исцеляет больного зверя, дети слушают с большим интересом. А если подключить к рассказу театрализованную деятельность, то эффект еще лучше. Дети проживают роль каждого 

персонажа, проникаются личными качествами святого и, безусловно, перенимают их, — рассказала Оксана Корзова.

Увидев знакомую куклу, дети-дошкольники дружно кричат: «Святой Власий», сразу узнав известного покровителя животных. Даже родители удивлены — не все из них справились бы так же легко. Приходишь увидеть, как учат детей, а в итоге учишься сам.

— Я бабушка, привожу сюда внучку Аню. Это уже третья моя внучка, которая ходит в «Радость нашу». За это время я столько всего сама узнала — можно сказать, мы учимся вместе. Возрастаем потихоньку, — поделилась Галина Худякова.


Сказка на ладошку и полезный шум

Игровые куклы для постановок, как и сценарии, тоже авторские. Мягкие, приятные на ощупь, они будто сами просятся в руки. А когда возьмешь персонажа, так и хочется начать им играть, говорить за него, даже если звуки пока не складываются в слова. Думает ли ребенок, что его учат речи? Нет, он лишь видит, что с ним охотно играют заботливые взрослые, которые знают толк в игре.

— У меня есть целая серия игрушек «Сказки на ладошку». Тех героев, которых мы используем в театральной деятельности, я сделала так, чтобы они удобно надевались на ручку ребенка. В этом есть особый смысл. Наши дети моторно-­неловкие, им трудно действовать игрушкой и удерживать куклой нужную позу. Поэтому я сделала игрушки, размер которых позволяет обхватить ладошку, и тогда ею становится легко управлять, — рассказала автор игрушек Ирина Леошко, учитель-­дефектолог, логопед.

Со всеми игрушками можно активно действовать: на святого Власия надеть облачение, ежику прикрепить на иголки яблоки, лисичке добавить улыбку или, наоборот, грустное выражение мордочки.

Здесь не увидишь игрушек бесполезных, кричаще-­ярких или некачественных. Большая часть из них сделана своими руками. А когда игрушки разрабатывают и делают специалисты-­дефектологи, функциональность и продуманность — на заоблачной высоте.

 Кстати, об облаках

— У детей с высокой степенью интеллектуальной недостаточности есть особенности мыслительной деятельности, которые не позволяют им воспринимать абстрактный материал. Им всё нужно пощупать, понюхать. Именно так они познают мир.

В «Радости нашей» даже книги тактильные. Например, книга «Как наш Бог создал мир». А где же облака? А вот где: на странице книги, где рассказывается — исключительно в тканевых, приятных на ощупь игрушках-­картинках — о втором дне творения мира, когда Господь отделил воду над твердью от воды под твердью и назвал твердь небом. Следующая страница рассказывает о создании ангелов. И вновь тактильная книга оказывается не менее говорящей, чем та, в которой есть текст. Движением руки в одну сторону можно заставить ткань на странице в мгновение поменять цвет из искристого и серебристого на глубокий черный: вот рай, а вот ад — понятно без слов.
Есть в группе игрушки, которые звучат. Их используют на тех занятиях, где звукам отведена главная роль. Если точнее, не просто звукам, а разнообразному шуму, полезному шуму. Да-да, такой бывает.

— Ребенок рождается с желанием пошуметь, хотя бы потому, что первое, что он издает со вдохом, — это крик. И ведь всё, что издает звуки, дает нам возможность услышать и узнать этот мир, научиться с ним взаимодействовать. Сказки и истории, совмещенные со звуковыми эффектами, такие сказки-­шумелки, могут научить малыша концентрировать внимание и проявлять фантазию, — рассказала Ольга Гультяева, педагог-­психолог.

В «Радости нашей» сказки-­шумелки выглядят так: малышам раздают предметы, которые издают разнообразные звуки, и рассказывают один из знакомых сюжетов из жизни святых. Ребятишки внимательно слушают, а когда в истории, например, по пустыне идет караван — звонят в колокольчики, которые наверняка украшают верблюжьи попоны, трясут маракасы с песком, шуршащие, будто ­кто-то и правда идет через дюны, цокают ореховой скорлупой, как копытцами, шелестят бумагой, имитируя звук воды в ручье. Даже самые непоседы за этим занятием становятся внимательными и старательными.

Радость для всех

Десять лет назад, когда педагог был один, занятия с детьми проводились только индивидуальные. С увеличением штата и появлением различных видов коррекционной работы начались и групповые занятия, в том числе инклюзивные, на которых дети с нарушениями развития и нормотипичные учатся общаться друг с другом.

Чтобы познакомить со своими авторскими разработками как можно большее число детей и родителей, почти все материалы, включая подробную программу обучения, педагоги стали выкладывать на одноименный сайт «Радости нашей». Вскоре нашелся благотворитель, работающий в издательстве, и у группы появился свой журнал. Выходит он пока только трижды в год, в электронном виде доступен всем, в напечатанном — прихожанам храма Рождества Пресвятой Богородицы и воспитанникам группы. Лабиринты, раскраски, загадки, задачки — журнал одновременно игровой и развивающий. Все задания так или иначе связанны с главной темой — православием, но никакой нравоучительности, елейности, только грамотная наполненность.

Среди детей, которые приходят на занятия, есть такие, кому на данном этапе их развития даже самые простые знания о Боге преподать невозможно.

— И ­все-таки у каждого есть душа. Любой ребенок тянется к Богу. Для детишек с серьезными нарушениями интеллектуального развития у нас есть свои наработки. Если ребенок пока не говорит, мы решаем коррекционные задачи по развитию внимания, памяти, мыслительной деятельности в той мере, в которой он может воспринять. Но в дидактических пособиях используются те же образы — ангелы, храмы, святые.

Радостные педагоги

То, что со стороны кажется просто игрой, пусть даже и развивающей, на деле оказывается серьезнейшей коррекционной деятельностью, в которой есть место артикуляционной гимнастике, развитию фонематического восприятия, психомоторной коррекции. Педагогам «Радости нашей» хватает всего — образования, опыта работы и, главное, любви к детям.

— Я дышу, я живу, я каждое утро к детям бегу. Я учу детей, а они учат меня. Очень люблю свою работу. И дело всей моей жизни — это и есть моя жизнь, — заключает дефектолог Ирина Леошко.

Ольга Гультяева, кандидат психологических наук, защитила диссертацию и десять лет занималась преподавательской деятельностью, но ­все-таки её тянуло к практической работе с детьми. И вот уже 18 лет, как она работает педагогом-­психологом в детском саду, а теперь еще здесь, в пространстве «Радости».

Занятия по арт-терапии «Радостная кисточка» ведет Виктория Куган, специалист с большим опытом работы с детьми с ограниченными возможностями развития.

— Все занятия проходят в игровой форме, в них много сказок, песенок, потешек. Рисуем, играя. Развиваемся, рисуя, — рассказала Виктория.

Мы познакомили вас далеко не со всеми проектами и преподавателями «Радости нашей». Хотите познакомиться с остальными? Нет ничего проще. Как говорят здесь, «Приходите в Радость! Пребывайте в Радости! Делитесь Радостью!» 


Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"