Священные фигурки

Представление о том, как выглядит рождественский вертеп, может дать монументальная конструкция возле Князь-Владимирского собора. Деревянные фигуры Марии, Иосифа, Богомладенца и животных хотя и необычны для современного города, но уже становятся привычны взгляду прохожего. Что такое вертеп? В чем его смысл? И какие вертепы украсят зимой наши улицы?
Журнал: № 1 (январь) 2014Авторы: Елена Рыйгас, Екатерина Самойленко Опубликовано: 3 января 2014
Представление о том, как выглядит рождественский вертеп, может дать монументальная конструкция возле Князь-Владимирского собора. Деревянные фигуры Марии, Иосифа, Богомладенца и животных хотя и необычны для современного города, но уже становятся привычны взгляду прохожего. Что такое вертеп? В чем его смысл? И какие вертепы украсят зимой наши улицы?

Истоки и смысл
Слово «вертеп» в переводе со старославянского обозначает «пещера». В свою очередь, «пещера» родственна латинскому слову «praesepe» — «ясли» или «кормушка для скота». Издревле и по сей день вертепом чаще всего называется традиция устанавливать в храмах перед Рождеством фигурки Марии, Иосифа и Младенца Христа. Еще под вертепами подразумевались небольшие переносные ящики, в которых находились подвижные фигурки. Скрываясь за ширмой, актеры-кукольники разыгрывали перед зрителями мистерии на евангельские сюжеты, а заодно комические или даже сатирические бытовые сцены.

Именно в пещере, по преданию, был рожден Христос. Поэтому рождественский вертеп чаще всего представляет собой некое углубление, в котором — помимо Святого Cемейства — могут находиться фигуры пастухов, волхвов и слуг, иногда в очень большом количестве. Также вертеп может иллюстрировать бегство в Египет: преодолевая огромный путь, Мария и Иосиф вместе с Младенцем находили пристанище в пещерах.

За домашними животными из «живого вертепа» в Царском Селе постоянно следит сотрудник фермы

Первые упоминания о рождественских вертепах относятся к V веку н. э.: при Папе Сиксте III в храмах на Рождество начали устанавливать панорамы — «Рождественские ясли». Наряду с прочими формами живописи и скульптуры панорамы служили иллюстрацией евангельских событий. Это был один из способов проповеди для широких слоев населения, не всегда владеющих грамотой. На протяжении многих веков в католических соборах Европы воспроизводилась именно эта панорама с фигурками Богоматери, святого Иосифа, Христа и двух животных: вола и осла. В 1223 году основатель ордена нищенствующих монахов Франциск Ассизский устроил новую панораму — «Рождение Христа», где фигуры всех «действующих лиц» могли двигаться.

Уменьшение фигур и всей композиции в размерах и «переселение» ее в небольшой переносной ящик положило начало эпохе вертепных представлений. Кроме религиозных сюжетов в театрализованное действо порой включались светские мотивы, а сами представления стали разыгрываться на городских площадях или в домах жителей. Ящик-вертеп по форме обычно напоминал собой храм. Его открывающиеся дверцы позволяли видеть внутреннее пространство, разделенное на несколько ярусов. Сцены разыгрывались при помощи фигур, закрепленных на проволоке. Вертепщик управлял куклами через щели снизу. Из-за особенностей конструкции переносного ящика и способа управления куклами в представлении могло участвовать ограниченное число персонажей. При этом сами они, вертясь на проволоке, обладали ограниченным набором жестов. Вполне вероятно поэтому, что на русской почве «вертепы» получили свое название от глагола «вертеть».

На нашей почве
В России традиция вертепных представлений была воспринята опосредованно через Украину и Белоруссию из Польши. Известный в Польше как «яселки» или «шопка», в Белоруссии вертепный театр получил название «батлейки» (от названия города Вифлеем, или Бет-Лехем). В России и на Украине он существовал под привычным всем названием «вертеп».

На Украине вертепы были обязаны расцветом своего существования позиции высшего духовенства, которое считало вертепные представления одним из способов проповеди христианского вероучения среди простого народа. Устройство рождественских панорам, сопровождавшееся пением духовных стихов, даже входило в программу обучения семинаристов. В XVI веке, в момент, когда стали усиливаться противоречия между католичеством и православием, в противовес школам Ордена Иезуитов стали открываться «братские православные школы», в их числе знаменитая Киево‑Могилянская академия. Именно к этому времени относятся и первые упоминания о русском кукольном вертепе.

Один из самых грандиозных вертепов Петербурга с 2011 года устанавливается у Князь-Владимирского собора

Популяризации вертепов на территории России в XVII–XVIII веках способствовали церковные иерархи — выпускники Киево‑Могилянской академии. Центрами распространения вертепных представлений стали сибирские города Тобольск и Иркутск, где начинали свое служение выпускники Киево‑Могилянской академии, а также Новгородская и Смоленская губернии, где чувствовалось сильное влияние белорусской «батлейки». Если первые вертепные представления включали в себя тексты, созданные Феофаном Прокоповичем, Димитрием Ростовским и Симеоном Полоцким, то затем на русской почве выделились разнообразные традиции, среди которых находились даже варианты наподобие Торопецкой вертепной комедии, чьи тексты, не всегда пристойные, зачастую не решались записывать и самые терпимые к народной культуре ученые. Постепенно вертеп из сферы официальной культуры переместился в сферу культуры бесцензурной, где продолжил свое существование как народный кукольный театр. Вертепные представления стали выноситься за пределы города и постепенно исчезли к началу XX века.

Вертепы сегодня
Сегодня рождественские панорамы продолжают свое существование в европейских странах. Иногда под открытым небом или среди исторических памятников устраиваются грандиозные вертепы, где некоторые роли исполняют актеры, а рядом с фигурами Богоматери, Иосифа и Младенца находятся живые домашние животные. Посетители могут не только рассматривать рождественскую панораму снаружи, но и находиться непосредственно среди фигур композиции.

Ледяных дел мастер создает скульптуры из стокилограммовых блоков у стен Екатерининского собора Царского Села

В Петербурге тоже сохранилась традиция устанавливать рождественские панорамы. В католических церквях сцены Рождества представлены при помощи небольших фигур, тканей и аппликаций. Такие вертепы могут быть устроены только внутри зданий. В православных же храмах чаще всего можно увидеть «пещеры» из хвойных веток, которые устанавливаются и внутри храма, и в притворе, а большие скульптурные композиции — снаружи у входа в храм.

Один из самых грандиозных вертепов с 2011 года устанавливается у Князь-Владимирского собора в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, когда поется «Христос рождается, встречайте…» В Рождественский сочельник в заранее подготовленное место Вифлеемской пещеры, где уже находятся скульптуры Иосифа и Марии, волхвов, пастухов и животных, помещается изображение Младенца Христа. Вертеп авторства скульпторов Вячеслава Бойко, художников Тамары Брынза и Юлии Правдиной включает 14 раскрашенных скульптур, выполненных в натуральную величину. За время Рождественского поста и до праздника Сретения к вертепу приходит большое количество школьников с учителями, родителей и бабушек с детьми.

А на территории Софийского собора в Царском Селе уже 15 лет устраивается «живой вертеп». «Целые семьи с удовольствием приходят посмотреть на наш вертеп, тем самым приобщая детей к самому величественному событию, когда-либо произошедшему в истории человечества», — говорит автор идеи «живого вертепа» настоятель Софийского собора протоиерей Геннадий Зверев. Вертеп устраивается в канун Рождества Христова и действует всего несколько дней: хотя он изготовлен из древесины и хорошо отапливается, животным нельзя слишком долго оставаться на зимнем воздухе. Рядом с овечками, телятами и ягнятами постоянно находится сотрудник фермы, который следит за ними и даже ночует в вертепе. Животных можно кормить, они с удовольствием принимают из детских рук лакомство в виде моркови и яблок. В этом году увидеть «живой вертеп» можно будет 6 и 7 января, включая рождественскую ночь.

Как бы соревнуясь с Софийским собором, в прошлом году Екатерининский собор удивил горожан рождественским вертепом изо льда. Эта красивая, но трудоемкая идея родилась у настоятеля собора иерея Никиты Зверева и координатора цикла народных праздников «Царскосельская вечерина» Артура Гавриленко. Работа над созданием ледяного вертепа занимает несколько дней, причем ей не может помешать даже плюсовая температура. Со слов ледяных дел мастера Александра Кита, при +4 °C скульптуры изо льда могут без особых деформаций продержаться неделю.


Вертеп сооружается из отдельных ледяных блоков, каждый весом более ста килограммов. Лед используется искусственный: он обладает идеальной прозрачностью, озерный или речной почти всегда слишком мутный. Чтобы достичь задуманной высоты ангела — 2 метра, ледяные блоки сращивают. «Блоки хорошо примораживаются друг к другу. Если качество льда одинаковое, то место сшивки практически не видно, — объясняет мастер Алексей Некрасов. — Стараемся подгадать, чтобы на стык пришлась какая-нибудь мелкая деталь, складка, так еще незаметней». Вертеп стоит у собора почти до весны. За ним ухаживают прихожане Екатерининского собора. Композиция изо льда окружена задником из елей, а в них вмонтированы колонки, так что в любое время суток можно не только любоваться прозрачной скульптурой, но и слушать духовные стихи и рождественские песнопения.


Ледовые вертепы устанавливаются и у других храмов Петербурга, например около Троицкого собора Александро-Невской лавры. Они, как правило, состоят из ледяных скульп­тур, изображающих только Марию, Иосифа и Младенца Христа. Особенно впечатляет своими размерами вертеп изо льда в садике Владимирского собора на Владимирской площади. Он легко переживает крещенские холода, но к началу оттепелей оказывается сплошь покрытым монетами — своеобразным приношением от прогуливающихся по садику людей.

Возрождается в Петербурге и традиция кукольных вертепных представлений. На рубеже XX–XXI веков изумительные по глубине, цельности исполнения, красоте декораций, мастерству артистов‑кукольников и чистоте музыкального сопровождения вертепы устраивал в рождественский сезон в музее Анны Ахматовой «Маленький синий театр» под руководством театрального художника, ученицы Н. П. Акимова Марины Азизян. Многие из видевших эти вертепы из года в год теперь уже 18–20‑летних вспоминают их с искренней теплотой, как и их родители, — это была одна из ступеней ко Христу для детей того поколения. Примерно в это же время Музей этнографии организовал первый из ставших ежегодной традицией фестивалей вертепных театров, из года в год собирающих на радость детям и взрослым знатоков‑фольклористов и энтузиастов из нашего города, области и всей страны. 

Елена Рыйгас
Екатерина Самойленко
Все фотографии

Поделиться

Другие статьи из рубрики "День седьмой"

19 марта, вторник
rss

№ 1 (январь) 2014

Обложка

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Рождественское поздравление митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА всем верным чадам Санкт-Петербургской митрополии
АКТУАЛЬНО
Россия и Польша: точки соприкосновения
Не жалея теплоты сердец
ПОДРОБНО
/ Интервью / Человек в несвободном городе
/ Взгляд / Три нити памяти
/ Крупный план / Живой человек — живой голос
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / Библейская археология: докопаться до истины
/ Имена / Классика как политика
/ Умный разговор / Что хранят манускрипты
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / иерей Димитрий Дмитриев
/ Приход / Храм Богоявления на Гутуевском острове
/ Служение / В зеркале времени
/ Из окна в Европу / Рождество по-американски и по-русски
/ Место жительства - Петербург / Тема раздела «Подробно» блокада: разорванное кольцо
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / Священные фигурки
/ День седьмой / Фестиваль вертепных театров
/ Анонсы и объявления / «Крещенские вечера» в «Октябрьском»
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
Презентация февральского номера журнала "Вода живая" в КД "Глагол"