Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Светское – не значит антирелигиозное

Уже год в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области идет апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». С сентября этого года курс будет введен в качестве обязательного. Какие препятствия встречает введение этого предмета? Почему в Санкт-Петербурге родители выбирают «Основы светской этики», а в области — «Основы православной культуры» (ОПК)? Об этом рассказывает заместитель председателя Отдела образования Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров.
Раздел: АКТУАЛЬНО
Светское – не значит антирелигиозное
Журнал: № 5 (май) 2012Автор: Тимур ЩукинФотограф: Станислав Марченко Опубликовано:
Уже год в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области идет апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». С сентября этого года курс будет введен в качестве обязательного. Какие препятствия встречает введение этого предмета? Почему в Санкт-Петербурге родители выбирают «Основы светской этики», а в области — «Основы православной культуры» (ОПК)? Об этом рассказывает заместитель председателя Отдела образования Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров.

— Отец Илия, прошел год, как «Основы религиозных культур и светской этики» преподаются в школах в качестве экспериментального курса. Каковы результаты?
— У нас есть полная картина по результатам апробации курса в Ленинградской области, которая завершилась в первой четверти этого учебного года. С Комитетом образования Ленобласти у нас достаточно хорошие отношения, они проводили исследование и поделились с нами результатом. Есть положительная динамика, большинство школ области выбрали именно ОПК. А с Санкт-Петербургским Комитетом образования общение происходит на уровне бумаг. Мы знаем только процентное содержание участников апробации, которая, правда, заканчивается только в мае, но даже промежуточных результатов у нас пока нет.

— Есть ли данные, какой курс выбирают в Санкт-Петербурге и области?
— По предварительным данным, к 1 сентября 2012 года «Основы православной этики» в Ленобласти выбирают 57% родителей учеников, а в Санкт-Петербурге цифра не превышает 10%. Но зато очень велика цифра выбравших «Основы светской этики». В области этот курс имеет минимальный процент — 10%.

— Чем Вы объясняете такой разительный контраст?
— В области организационная и методическая работа поставлена лучше, поэтому у учителей больше возможностей организовать свободный выбор родителей и детей. Привлекаются специалисты религиозного образования из епархии, Академии постдипломного педагогического образования (АППО) и Ленинградского областного института развития образования. Проводятся родительские собрания, показываются фильмы, раскрывающие смысл курса ОПК и расставляющие правильные акценты в понимании разницы между предлагаемыми курсами. Было правильно проведено анкетирование. Открытость информации позволяла нам принимать участие в этом процессе. В одной школе директор сказал, что все должны выбрать светскую этику, хотя даже не было родительского собрания по этому вопросу. Но инициатива библиотекаря школы, которая просто поговорила с родителями, изменила ситуацию не только в этой школе, а во всем районе. В другом районе 70% якобы проголосовало за светскую этику, но когда началась проверка — был ли выбор модуля свободным, были ли встречи с родителями? — оказалось, что этой работы не проводилось. Повторное голосование выявляло противоположную ситуацию: около 70% было у ОПК. Причем без использования «административного ресурса», вопреки заявлениям наших оппонентов.

Ситуация в Санкт-Петербурге другая. Из городских школ нам звонят родители и сообщают, что никаких собраний в школах чаще всего не проводится. Директора оповещают их через классных руководителей о том, что они должны расписаться в бумаге, где говорится, будто они ознакомлены с условиями выбора и представленными образовательными модулями. Родители должны поставить галочку в одной из двух граф: «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур». ОПК там нет в принципе. Мы начали расследовать ситуацию и выяснили, что установка Комитета по образованию Санкт-Петербурга такова: выбирать только из этих двух модулей, потому что «финансирование будет выделяться только на двух специалистов. На конфессиональные модули у нас нет специалистов и нет возможности финансирования их подготовки». Естественно, директора делают то, что говорит Комитет. Мы с такой позицией, конечно же, согласиться не можем.

— Вам не кажется, что сейчас слишком рано вводить ОПК в качестве обязательного предмета в школьную программу?
— Это может показаться преждевременным только в том случае, если мы ограничиваемся рамками Петербурга или Москвы. В других регионах этот курс преподается уже в течение 20 лет, во многих регионах он входит в обязательную сетку часов. Программа духовно-нравственного образования давно уже была разработана в рамках государственного образовательного стандарта. Специалисты, которые сейчас трудятся в АППО, принимали самое активное участие в разработке стандарта и методических рекомендаций программы. И именно благодаря этому появилась возможность по инициативе Патриарха и при поддержке президента опробовать программу в более широких масштабах, нежели ряд общеобразовательных школ в регионах. 19 регионов приняли участие в апробации 2009 года. Она прошла успешно. Петербург подключился к апробации последним, только пос-ле соответствующего письма Патриарха Кирилла губернатору города. Но выходит, Санкт-Петербург вступил в программу формально. Комитет не был заинтересован в том, чтобы этот курс действительно прошел хорошо. Единственное, в чем он был заинтересован — чтобы основы православной культуры или другой религиозной культуры выбрало как можно меньше учащихся.

— Интересно, почему? Чем мешает курс ОПК?
— В официальных выступлениях Комитет по образованию Санкт-Петербурга говорит, что не хочет межконфессио-нальных столкновений. Говорит, что дети, узнав о своих конфессиональных различиях и осознав их, начнут друг с другом спорить, появятся разногласия на религиозной почве. Кроме того, в Комитете боятся, что мусульмане будут против введения ОПК в школах. Хотя мы с представителями мусульман в нашем городе разговаривали, они совершенно спокойно к этому относятся и даже готовы поддержать программу со своей стороны. Приводятся еще экономические доводы: ставка выделяется только на одного учителя в школе. Значит, одна школа может выбрать только один модуль. Комитету по образованию кажется, что самый нейтральный, самый удачный модуль, по которому, к тому же, легко подготовить специалиста, это основы светской этики. И я могу сказать почему: они перепрофилируют на этот курс преподавателей обществознания.
Чиновники Комитета выступают с позиции атеистов, причем воинствующих. Хотя всегда прикрываются светскостью образования, не понимая, что «светское» не значит «антирелигиозное». Однако есть много молодых учителей, которые смотрят на это по-другому. Есть и директора, которые готовы к общению, к сотрудничеству. Они понимают, что без приобщения к культуре, которая зиждется на религиозных православных ценностях, невозможно воспитание гармоничной, нравственно-ориентированной личности ребенка.

— Какие конкретные шаги Вы предпринимаете, взаимодействуя с государственными органами?
— Епархия выступила с инициативой установить взаимодействие на уровне епархиального благочиния и муниципального района администрации. Многие главы районных администраций считают, что такое соглашение находится в компетенции органов образования. Они опускают решение на уровень РОНО, а представители РОНО, когда дело касается преподавания ОПК, тут же обращаются в Комитет по образованию города, который высылает им шаблон отрицательного ответа. Вместе с тем, есть районы, главы которых готовы заключить это соглашение. Мы просим отцов благочинных включиться в этот процесс через своих помощников, а глав района — взять под свой контроль деятельность глав РОНО по взаимодействию с епархиальными структурами.

— У нас сейчас утверждена единая программа курса?
— Да. Министерством образования предложен учебник ОПК, который разрабатывался коллективом из 20 человек под руководством протодиакона Андрея Кураева. В работе принимали участие и петербургские специалисты — Маргарита Белова и Мария Багге. Мы очень рады, что имеем возможность сегодня с ними общаться, они ведут методическую работу с будущими преподавателями курса. Учебник официально утвержден Министерством и одобрен Синодальным отделом религиозного образования.

— Каковы перспективы у ОПК?
— Надеюсь, что скоро у родителей, учеников и преподавателей будет возможность поменять свое отношение к этому курсу, который для многих сейчас является неизвестным и таинственным — по-этому, скорее всего, его боятся реализовывать как церковные, так и светские представители. Мы стараемся приложить к этому максимальные усилия — объясняем через все возможные СМИ, пытаемся наладить контакт с образовательными структурами. Надеемся, что в дальнейшем взаимодействие церковной и светской систем образования все-таки состоится — на почве подготовки специалистов, и мы примем в этом деятельное участие, потому что и мы к этому готовы, и законодательная база для этого имеется. Дело лишь за личной инициативой руководителей Комитета образования или директоров школ.
Беседовал Тимур Щукин
Подготовила Мария Сухова

Поделиться

Другие статьи из рубрики "АКТУАЛЬНО"

28 мая, воскресенье
rss

Последний номер

№ 5 (май) 2017
Обложка

Статьи номера

ПОДРОБНО
Пока земля еще вертится. Беседа с артистом и певцом Андреем Свяцким
Бизнес или благотворительность? Как решается этот вопрос в кафе "Федерико"
Священник и его профессия
Выйти из лодки. За Христом. Как определить, в чем твое призвание?
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
Такие разные выборы. Об избрании епископата в древней Церкви
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
Для тех, кто понял, что на дне. Храм иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" при наркологической больнице
Кружной путь бездомного
Монастырь на краю болота. Путешествие в Макарьевскую пустынь
/ По душам / Полвека среди людей. В гостях у архимандрита Иринарха (Соловьёва)
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Новый музей для новых древностей. Музейная экспозиция в Александро-Невской лавре
Музыка в мае
Милосердие христианское... и не только. Выставка в Государственном музее истории религии