Светильник во граде святого Петра

Выставка «Светильник всесветлый во граде святаго Петра явился еси…», посвященная 100-летию духовного подвига священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, открылась 12 августа в музее-часовне храма Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) и продлится до 2 октября. 
Журнал: № 09 (сентябрь) 2022Автор: Татьяна КириллинаФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 15 сентября 2022

Название выставке дали первые слова тропаря священномученику Вениамину. Материалы экспозиции рассказывают не только о личности избранного народом митрополита, но и о самом изъятии церковных ценностей, которое сыграло роль повода в сфабрикованном процессе 1922 года. Представленные на выставке предметы, сохранившиеся в музеях Петербурга, некогда находились в Исаакиевском соборе и в Спасе-на-Крови.
По словам начальника экспозиционно-выставочного отдела Марины Евгеньевны Хайретдиновой, выставка готовилась больше года: «Тема очень сложная, материалов по ней не так много. Собирали буквально по крупицам, проведена большая научно-исследовательская и поисковая работа. На наш призыв откликнулись все музеи, к которым мы обращались».

  Архивные материалы представлены в копиях, в том числе на плазменной панели. Интерактивная экспозиция содержит два раздела: один освещает день за днем события Петроградского процесса, другой рассказывает об изъятых ценностях.

В начале экспозиции — копия 3-й страницы газеты «Известия» от 26 февраля 1922 года. Постановление об изъятии церковных ценностей опубликовано вместе с другими постановлениями, небрежно листающий газету человек мог даже не заметить эти несколько строк, послужившие началом катастрофических событий и для Церкви, и для культуры.

— Погибли тысячи людей, не только священнослужителей, но и верующих, — продолжает Марина Хайретдинова. — Многие предметы искусства были безвозвратно утрачены. Мы показываем описи предметов, которые находились в Исаакиевском соборе и Спасе-на-Крови. Храмы «непростые», конечно, в них было много драгоценной утвари. Для кого-то это драгметалл, который можно взвесить и продать, для кого-то — произведения искусства, а для кого-то — святыня.

В последнее время ряд предметов, принадлежавших этим двум храмам, обнаружился в частных коллекциях. Так, выкуплена музеем из частного собрания серебряная дарохранительница для храма Воскресения Христова, бывшая, как свидетельствует надпись, вкладом пивоваренного завода.

Представлены рисунки времен создания Исаакиевского собора, Они хранятся в библиотеке Петербургского государственного университет путей сообщения, поскольку Исаакиевский собор одно время был в ведении Министерства путей сообщения Российской империи.

— У них очень большая коллекция, мы выбирали для экспозиции только те листы, где были пометы «Высочайше утверждено» либо «Исполнено», — уточняет Марина Евгеньевна.

В РГИА удалось найти фотографии 1922 года: когда происходило изъятие, предметы фотографировали. Некоторые фотографии совмещены с эскизами тех же предметов. Дарохранительница из орлеца и яшмы из Спаса-на-Крови, хранящаяся в Русском музее, экспонируется рядом с архивной фотографией, где она видна в алтаре собора.

Особого внимания заслуживают фрагменты экспозиции музея 1960-х годов — рисунки художников, изображающие процесс изъятия церковных ценностей, и фотография 1922 года, показывающая придел святой Екатерины после разгрома, причиненного «изъятием ценностей». Художники изобразили священнослужителей совсем не как отрицательных персонажей, и у зрителей возникает сочувствие к ним.

В составлении экспозиции помогала и Санкт-Петербургская епархия — представлены специально сделанные для выставки фотографии икон священномученика митрополита Вениамина из Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры, Князь-Владимирского собора, собора Владимирской иконы Божией Матери и других храмов.

Завершают экспозицию копии документов: обращение петроградских священников в губисполком с просьбой отпустить арестованных, резолюция об отказе, постановление о прекращении уголовного дела. В дни памятных мероприятий митрополит Варсонофий подарил музею панагию с изображением священномученика Вениамина и его икону. Дары правящего архиерея также представлены в залах.

— Очень тяжело было делать эту выставку, потому что снова сталкиваешься с этой несправедливостью, переживаешь её, — сказала Марина Евгеньевна. — Митрополит Вениамин был искренним, открытым человеком, про него невозможно сказать ничего плохого. Понятно, что приговор был признан недействительным за отсутствием состава преступления, мученики канонизированы, но всё равно погружаться в эти события больно и горько. Поэтому мы и рассказываем об этом — в надежде, что подобное никогда не повторится.


Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"