Свет к прозрению язычников. Евангелие в Неделю 31‑ю по Пятидесятнице

В то время  когда подходил Иисус к Иерихону, возле дороги сидел один слепой и просил милостыни; и услышав, что мимо проходит народ, стал он спрашивать, что там такое. А ему рассказали, что неподалеку идет Иисус Назорей...
Раздел: ПРОПОВЕДЬ
Свет к прозрению язычников. Евангелие в Неделю 31‑ю по Пятидесятнице
Журнал: № 1 (январь) 2012 Опубликовано:
В то время  когда подходил Иисус к Иерихону, возле дороги сидел один слепой и просил милостыни; и услышав, что мимо проходит народ, стал он спрашивать, что там такое. А ему рассказали, что неподалеку идет Иисус Назорей. И он закричал: «Иисус, сын Давида, смилуйся надо мной!» И те, кто шел впереди, пытались его унять, но он кричал еще громче: «Сын Давида, смилуйся надо мной!» огда Иисус, остановившись, велел подвести к Нему слепого, и когда тот подошел, спросил его: «Чего ты хочешь, чтобы Я сделал для тебя?» А тот сказал: «Господи, чтобы мне снова видеть!» И сказал ему Иисус: «Ты будешь видеть! Вера твоя спасла тебя». И он тотчас же снова стал видеть и последовал за Ним, славя Бога. И весь народ, видя это, благодарил Бога.

Лк. 18, 35-43
Перевод Сергея Аверинцева


Рассказ об исцелении иерихонского слепца, как и значительное количество другого материала, евангелист Лука позаимствовал из написанного ранее Евангелия от Марка (ср. Мк. 10, 46–52). Как образованный человек, богослов и историк евангелист Лука критически работает с источниками для своего труда. Всегда корректирует их, внося изменения, исправления, добавления, призванные сделать его послание актуальным для той аудитории, к которой оно было изначально обращено. Помимо исправления стилистических погрешностей (апостол Лука — талантливый литератор и в отличие от других евангелистов пишет на хорошем греческом языке), он говорит «о совершенно известных между нами событиях» (Лк. 1, 1), придавая им не узко-национальный, а универсальный характер, одновременно подстраивая их под менталитет своих читателей. Будучи спутником и соработником апостола Павла, и находясь под влиянием его богословия, евангелист Лука выражает один из основополагающих постулатов писаний апостола Павла, который касается его утверждения, что любовь Божия простирается в равной степени на всех людей без исключения, а не только на иудеев. Евангелист Лука постоянно делает акцент на этой истине, с самого начала подчеркивая, что Христос есть «свет к просвещению язычников» (Лк. 2, 32). Для этой цели он корректирует те евангельские эпизоды, которые могли бы восприниматься языческой аудиторией так, словно имеют отношения исключительно к спасительной миссии Христа по отношению к еврейскому народу, но ничего не значат для них. И рассказ об исцелении иерихонского слепца евангелист Лука подверг незначительной редакции, убрав из него ненужные арамеизмы. Например, он не упоминает еврейское имя слепого — Вартимей (Мк. 10, 46), заменяет принятое в иудаизме обращение «учитель» (раввуни) (Мк. 10, 51) на греческое — Господь (Кириос) (Лк. 18, 41). Во всем остальном он следует рассказу апостола Марка. С помощью незначительной (на наш взгляд) редакции евангелист Лука делает очень значительные выводы для первых читателей Евангелия. Наполняет историю с исцелением слепого новым смыслом, который отсутствует в параллельном тексте евангелиста Марка.

Спасение для
Иудеев…

Иудейскому сознанию была свойственна мысль о Мессии как о Грядущем Царе, с приходом которого исполнятся пророческие обетования, предрекавшие иудейскому народу спасение и процветание. А врагам иудеев, язычникам — наказание и уничижение. Одним из известных положений этих пророчеств, ни один раз выраженных пророком Исаией, было обетование о всеобщем исцелении народа Божия и прозрении слепых, которое будет явным знаком наступления мессианских времен: «Скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Ис. 35, 4-6); «И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых» (Ис. 29, 18). Именно это место из книги пророка Исаии перефразирует Господь в Своем ответе Иоанну Крестителю, укрепляя его веру подтверждением Своего мессианского достоинства: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют. И блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11, 4-6). Выше перечисленные и многие другие цитаты из Священного Писания Ветхого Завета дают ясное представление о том, в чем иудейские современники Христа видели спасительную деятельность грядущего Мессии, какими деяниями Он должен будет доказать Свою легитимность быть обетованным Спасителем израильского народа.

Предложенный евангелистом Марком рассказ об исцелении слепого Вартимея полностью вписывается в систему мессианских представлений иудеев. Вартимей исповедовал Иисуса Сыном Давида, то есть применил к Нему один их мессианских титулов, уверовав в Него как во Христа. Он подтвердил свою веру настойчивостью вопрошания. Ни просьбы, ни возможные угрозы окружающих не могли заставить его замолчать, и он повторял свое исповедание пока не получил исцеления. И, увидев подтверждение своей веры, он пошел за Исцелившим его.
Для иудейского читателя в этом рассказе все понятно. Как и обещали пророки, с приходом Мессии открываются глаза слепых. Надо только иметь веру во Христа и готовность следовать за Ним. Очевидно, евангелист Марк не вкладывает никакой символики в рассказ об исцелении иерихонского слепца.

…и не только
В Евангелии от Луки дело обстоит иначе. Прочтение Евангелия, в котором на Христе исполняются ветхозаветные пророчества о физическом прозрении слепых, возвращении слуха глухим и прочих исцелениях, которые в мессианский век будут дарованы иудейскому народу, подразумевало исполнение и второй части пророчеств, касающихся уже не только благословения иудеям, но проклятия и наказания языческих народов, которым Бог «отомстит» за все многовековые унижения Израиля. Писания пророков, Псалтырь и другие книги Ветхого Завета свидетельствуют о скорбной участи язычников в царстве грядущего Мессии: «придет отмщение, воздаяние Божие» (Ис. 35, 4); «Ты поразишь их (язычников) жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Пс. 2, 9). Или режущие слух известные слова 136‑го псалма, взывающие об отмщении Вавилону: «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень» (Пс. 136, 9). Подобные пророчества и «недобрые пожелания» язычникам, лишенные в христианском прочтении национальной и религиозной окраски, применимые к осуждению человеческого греха, воспринимались Церковью как пророчества о победе Христа над грехом и его конечном полном уничтожении, возвещали гибель врагам Израиля. Очевидно, что проповедь такого Мессии язычникам было равносильно вести о приходе их могильщика. Было бы слишком наив-но рассчитывать, что языческие народы откликнутся на апостольскую проповедь о Царствии Божием, если, с точки зрения ортодоксальных иудеев, для язычников нет места в этом Царстве. Небиблейский мир не мог принять Христа, как Спасителя иудеев и губителя язычников (то есть их самих). Поэтому, чтобы Евангелие было проповедано «во всех народах» (Лк. 24, 47), оно должно быть понятным и применимым для всех народов и обращенным ко всем народам. Для этой цели надо было выводить идею спасения за национальные рамки. Из всех апостолов наиболее плодотворно на этом поприще потрудился апостол Павел, чем и заслужил название «апостол языков». Он придавал этой теме большое значение и уделял ей много места в своих посланиях: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова; потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во‑первых Иудею, потом и Эллину» (Рим. 1, 16); «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28). И евангелист Лука говорит о Царстве Божием как о пире, на который приглашены все народы. Поэтому он корректирует те евангельские истории, которые могли бы быть истолкованы как весть о спасении только для избранных. История об исцелении иерихонского слепца является показательной.

Вера, исповедание, крещение, прозрение
Первые читатели Евангелия от Луки — это язычники, как уже обратившиеся ко Хрис-ту и готовящиеся принять Таинство Крещения (катехумены), и еще не уверовавшие во Христа, к которым и обращена миссия Церкви. Приводя рассказ об исцелении иерихонского слепца, апостол Лука показывает, как происходит духовное прозрение человека. Он становится духовно зрячим, уверовав во Христа как Спасителя и через исповедания веры во Христа-Спасителя как Господа. Для нас сегодня Господь, Христос, Спаситель — взаимозаменяемые обращения к Богу. Изначально же за каждым именем стоял свой смысл.

Еврейское слово «Машиах», в переводе на греческий язык «Христос» (по-русски «Помазанник»), мало что говорило языческим народам, которые не знали биб-лейскую терминологию и чаяний ветхозаветного Израиля. Поэтому Христа стали именовать Спасителем, указывая на дело спасения рода человеческого, которое Он совершил. Исповедуя Христа-Спасителя своим Господом, язычник признавал во Христе своего Господина и отказывался служить другим «господам», которыми в древнем мире были ложные языческие божества. В широком смысле слово «Господь» указывает не только на принадлежность христианина Христу, но и на Гос-подство — Власть Христа над миром, над историей, над человеческой жизнью и над всем Его творением. И апостол Павел, и апостол Лука (в книги Деяний апостольских) приводят одну и ту же фразу из книги пророка Иоиля, которая свидетельствует о том, что значит для спасения человека призывание имени Господа: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил. 2, 32; Деян. 2, 21; Рим. 10, 13). А в древнем церковном гимне, который получил известность благодаря апостолу Павлу, включившему его в свое послание к Филиппийцам, об имени «Господь» говорится как об имени Божием, которое выше всякого имени: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Филп. 2, 9-11). И одним из первых и самых распространенных символов веры древней Церкви было утверждение: «Иисус Христос есть Господь». Как и сегодня, Символ веры произносился перед Таинством Святого Крещения.

В этом контексте история исцеления иерихонского слепца в изложении евангелиста Луки приобретает иной смысл, отличный от параллельного рассказа евангелиста Марка. Апостол Лука рассматривает этот рассказ как символ исцеления от духовной слепоты язычества. И использует эту историю в качестве примера для назидания язычникам и катехуменам (оглашенным). Прозрение слепца стало возможно, потому что он верил во Христа и исповедовал Его Господом. Так и язычники, если уверуют во Христа, примут Таинство Крещения с обязательным произнесением перед Таинством принятого в то время краткого Символа веры: «Иисус Христос есть Господь», то Бог откроет их духовное око, исцелит от духовной слепоты, покажет путь ко спасению. Они увидят то, что до крещения было сокрыто во мраке их заблуждения. Для апостола Луки исповедание Христа Господом — обязательное следствие веры, необходимое условие крещения, предпосылка спасения.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПРОПОВЕДЬ"

28 марта, четверг
rss

№ 1 (январь) 2012

Обложка

Тема номера:Тесные рамки субкультуры

Статьи номера

АКТУАЛЬНО
Умные, ответственные, неравнодушные
интервью с протоиерем Александром Степановым
Православные СМИ — не только московские
ПОДРОБНО
/ От редакции / Тесные рамки субкультуры
/ Острый угол / Евангелие для рэп-поколения
/ Интервью / По имени рок
/ Крупный план / Закорюки на стене
/ Крупный план / Хранить традиции, насколько возможно
/ Via Historica / Хиппи мы или нет?
ПРОПОВЕДЬ
Победить самого себя. Апостол в Крещенский сочельник
Свет к прозрению язычников. Евангелие в Неделю 31‑ю по Пятидесятнице
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Имена / Подлинная история
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / иерей Александр Бартов
/ Аксиос / иерей Димитрий Лушников
/ Ленинградский мартиролог / Священник Александр Секундов
/ Камертон / Общенародное пение в храме: за и против
/ Дошкольное богословие / Шалил ли маленький Иисус или Трудные разговоры о Рождестве
/ Приход / Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского на проспекте Стачек
/ Служение / Потребуется лет пять…
/ Служение / Кто есть кто в «Воде живой»