Старые претензии и новая святость

Руководитель миссионерского отдела Гатчинской епархии и преподаватель РХГА иерей Николай Святченко недавно провел на кафедре теологии РХГА заседание дискуссионного клуба на тему «История феминизма и претензии феминисток к Церкви».
Журнал: № 5 (май) 2020Автор: Татьяна Кириллина Опубликовано: 22 мая 2020

Феминизмов много

Отец Николай, почему возникла такая тема для дискуссии?

— Последние 15–20 лет усилилось движение феминизма. Многие молодые женщины вовлечены в этот процесс. Этих людей мы не должны обходить, мы ведем с ними диалог, многие из них уже в Церкви. Сам по себе феминизм имеет много разновидностей. Основная тема — дискриминация по половому признаку в экономическом, политическом, социальном, да и в любом плане. Было несколько волн феминистических движений: началось всё в эпоху Просвещения; в начале ХХ века появился суфражизм — это вторая волна. Третья — послевоенная, когда наряду с бэби-бумом и движением домохозяек, утверждавших, что женщина должна быть хранительницей домашнего очага, появляется протест другой группы женщин, который уже в 1970-е разделился на несколько направлений: радикальный феминизм, либеральный феминизм, социальный. Появляется «теология феминизма». К началу XXI века мы встречаем самый широкий спектр феминистских движений. Все они носят неструктурированный характер, нельзя сказать, что это какая-то общемировая партия. У разных групп много разногласий, часто они друг друга жестко критикуют и не принимают. Например, либеральные феминистки поддерживают легализацию проституции, а радикальные отвергают это и считают максимальной степенью сексуального рабства. В разных направлениях феминизма различное отношение к деторождению, семье.

Я также преподаю на епархиальных курсах дисциплину «миссиология», наши студенты — это активные прихожане, сотрудники или помощники настоятелей. К священникам феминистки действительно относятся как минимум настороженно, а к мирянам, в особенности женщинам, отношение другое, возможен открытый диалог. В XXI веке уже важно, чтобы роль женщины в Церкви не ограничивалась регентованием и уборкой, чтобы при наличии необходимого образования и лидерских качеств они могли быть катехизаторами, миссионерами, старостами молодежных общин. Мы должны доверять способным христианкам служить Церкви в разнообразных просветительских проектах.

 

— Некоторые православные женщины говорят: «Я — феминистка» в том смысле, что «считаю, что женщина может заниматься любой деятельностью, и совершенно не обязательно для православной сидеть дома и варить щи».

— Есть много стереотипов по отношению как к Церкви, так и к феминизму. При честном подходе, при внимательном рассмотрении многие аспекты являются абсолютно нормальными: требование равной зарплаты за одинаковый труд, равного подхода в различных политических и социальных вопросах. Важный вопрос — насилие в семье: такие преступления, увы, нередки. В последнее время, и это положительная тенденция, появляются церковные структуры, помогающие женщинам преодолеть неблагоприятные жизненные ситуации. Например, в Гатчинской епархии, при отделе по миссионерской и молодежной работе, уже несколько лет существует «Сектор помощи и консультации семьям, попавшим в трудную ситуацию».


Искаженное Евангелие

Хильда Даллас. Постер «Право голоса для женщин» для газеты с аналогичным названием. 1909 год
Хильда Даллас. Постер «Право голоса для женщин» для газеты с аналогичным названием. 1909 год

— Не секрет, что подобная позиция — если женщина страдает от насилия в семье, ей надо предоставить убежище — в православной среде появилась совсем недавно. Феминистки как раз предъявляют к Церкви такую претензию: веками женщин, которые жаловались на жестокость своих мужей, священники уговаривали терпеть.

— Евангелие в плане отношений мужчины и женщины демонстрирует нам жертвенную, милосердную любовь. В идеале в христианском браке не может быть места никакому насилию. Мы имеем по этому поводу конкретные императивы от Господа нашего Иисуса Христа и раннехристианских учителей Церкви — апостола Павла и других. Но Царствие Небесное, как говорил Христос, подобно закваске, оно преодолевает языческую плотность в наших сердцах. Народные стереотипы, веками формировавшийся жизненный уклад препятствуют, не дают тем или иным евангельским откровениям выйти на поверхность. В IV веке разговор на эту тему невозможно было бы даже представить, и то, что мы сейчас об этом говорим, подтверждает, что изменилось сознание, изменился мир вокруг. С точки зрения и греко-римской, и восточных культур женщина занимала как минимум второе место, а как максимум — даже была сотворена из каких-то иных природ. Но в Евангелии, как мы знаем, идет речь о максимальной равночестности полов перед очами Божиими. Собственно, об этом идет речь уже в Ветхом Завете, в книге Бытия: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27), то есть мужское и женское является отблеском той красоты, которая есть в Боге. Но в Ветхом Завете эта идея только заявлена, дальше не развивается. В ветхозаветных сюжетах присутствует полигамия, отношение к браку как к Таинству, привычному для христианства, там нет, мужчина необходим женщине для выживания. Грехопадение отразилось на межполовых взаимоотношениях, сделав мужа и жену бесконечно далекими друг от друга. Отношение к браку показывает, что некорректно «сваливать в одну кучу» все авраамические религии. В редких аспектах их позиции совпадают, но разница между Откровением и другими авраамическими религиями очень велика. Мир до Христа и после Христа принципиально различен.

Это мы наблюдаем на конкретных примерах. Например, Цельс в конце II века в сочинении «Истинное слово» критикует христианство, и один из сильнейших аргументов — у «ничтожных» христиан к участию в Таинствах совершенно без различий допускаются мужчины и женщины, взрослые и дети, рабы и свободные, в то время как в «приличных» религиях в таинствах участвуют только мужчины, причем из благородных семей, богатые, высокообразованные, посвященные и так далее. Ориген в своем сочинении «Против Цельса» вспоминает этот пассаж, но для Оригена тот факт, что Новый Завет чужд любой дискриминации, — доказательство его истинности и универсальности.

 

— Сама идея о том, что женщина — не существо второго сорта, что она ничем не «хуже» мужчины, могла возникнуть только в результате Благой вести?

— Безусловно. Когда я встречаюсь с радикальными феминистками — это, чаще всего, убежденные атеистки и антиклерикалки, я всегда обращаю их внимание на то, что сама постановка вопроса о справедливости, равноправии, уважении является христианской темой. Как только мы встаем на атеистическую парадигму, где человек — просто еще один биологический вид, задача которого состоит лишь в выживании и размножении, для чего самец должен быть агрессивен и оплодотворить наибольшее количество самок, — заявления женщин о необходимости равноправия становятся абсолютно абсурдными. В материалистическом мире сильному необходимо доминировать, для этого он должен подавлять слабого, если нужно — насиловать, убивать. Комплекс идей о свободе воли, достоинстве, милосердии был порожден евангельской проповедью, и именно в христианской парадигме люди впервые по-настоящему задумались о ценности человеческой личности.

 

— И в том, что эти идеи стали активно внедряться в общественное сознание не так давно, виновата не Церковь как таковая: просто человечество не могло их воспринять?

— Это исторический процесс. Слова Христа стали той самой «закваской», которая поднимает всё тесто. Некоторые вещи, которые ныне считаются общим местом, на самом деле родились в недрах христианства. Например, известный просветительский лозунг «Свобода, равенство, братство» берет свое начало в христианстве: свобода во Христе, равенство перед Богом и перед Его любовью, братство во Христе. Но начиная с эпохи Просвещения, эти лозунги были поставлены на материалистические рельсы, и в результате свобода превратилась во вседозволенность в грехе, равенство — в коммунистический материализм, а идея братства оказалась способна воплотиться в фашизм. XXI век пошел дальше: развиваются идеи трансгуманизма, согласно которым человек сам с ранней юности выбирает, какого он пола, благодаря технологиям может совершить трансформацию тела, гомосексуализм и прочие извращения образа Божия становятся и в нашей стране обыденностью.

Статья Шарлотты Перкинс Гилман для журнала The Atlanta Constitution. 10 декабря 1916 года. Гилман (1860-1935) — американская феминистка, социолог, романистка, новеллистка, поэтесса, научный литератор, преподаватель и социальный реформатор. Она стала образцом для будущих поколений феминисток
Статья Шарлотты Перкинс Гилман для журнала The Atlanta Constitution. 10 декабря 1916 года. Гилман (1860-1935) — американская феминистка, социолог, романистка, новеллистка, поэтесса, научный литератор, преподаватель и социальный реформатор. Она стала образцом для будущих поколений феминисток 


Церковь за мужской произвол?

Томмазо Пироли. Рождество. 1796 год. Пример «женоцентричного» христианского изображения.
Томмазо Пироли. Рождество. 1796 год. Пример «женоцентричного» христианского изображения. 

— Вернемся к феминизму. Основная его «претензия» к Церкви — что она поддерживает «идеологию маскулинного мира». Но, если мы приглядимся, в её основании увидим нечто прямо противоположное.

— Да, в основании Церкви лежит абсолютная равночестность мужчины и женщины при одинаковой любви Бога к ним — это раз. Два — всегда подчеркиваю в беседах с людьми, придерживающимися этой идеологии, — Христос еще в Своей земной жизни максимально реабилитировал женщину, и тому есть множество примеров в Евангелии. Помимо Марфы и Марии — эпизод с женщиной, которую поймали в прелюбодеянии, откровение самарянке о Себе как о Мессии. Отметим принципиальную установку Христа на моногамию: осуждение развода — важнейшая привилегия для женщин, потому что развод в Ветхом Завете происходил исключительно по инициативе мужчины и был допустим по самым разным причинам; представители разных школ иудаизма спорили об этом, но Христос эти споры пресек на корню.

 

— И защитил женщин от мужского произвола. Жена в христианском мире на протяжении столетий знала, что она может надоесть мужу, постареть, подурнеть, но он не сможет выставить её на улицу, и именно её дети будут законными наследниками.

— В тех исторических обстоятельствах дело действительно обстояло так, но не будем забывать, что Христос настаивает не только на формальной, но и на содержательной моногамии.

 

— Есть и другая претензия феминисток: Церковь видит женщину в первую очередь матерью и домохозяйкой.

— Да, эта претензия есть во всех феминистских движениях. Но, мне кажется, она относится прежде всего не к Церкви, а к традиционному мышлению. Искренне считать в XXI веке, что женщина априори должна заниматься только детьми и домом, уже невозможно. Общество изменилось, мы встречаем женщин в разных областях деятельности. Участвуя в миссионерских конференциях и командировках, я часто вижу женщин — профессоров и докторов православного богословия. Наука и техника будут только совершенствоваться, и у людей, в том числе у женщин, будет еще больше свободного времени для занятия науками, искусствами, возможностей проявлять таланты, которые даны человеку от Бога. При этом есть и женщины, которые не хотят работать, а хотят заниматься домашними делами, поэтому было бы опрометчиво вырабатывать в православии какую-то «универсальную доктрину» поведения женщины в браке.

Винсент ван Гог. Подлесок с двумя фигурами. 1890 год
Винсент ван Гог. Подлесок с двумя фигурами. 1890 год  


Мирное русло для энергии

— Когда православные женщины в соцсетях отрицательно высказываются о феминистках, те в ответ пишут: «Посмотри на себя — ты получила равное с мужчиной образование, работаешь, водишь машину, и всё благодаря феминисткам, которые боролись за свои права и победили, так что не плюй в колодец».

— Это, конечно, некоторое передергивание — считать, что изменения во всех странах сложились исключительно благодаря борьбе женщин за свои права. Конечно, голос женщин, выражающих желание участвовать в политической и экономической жизни наравне с мужчинами, был необходим. Но это не было единственной причиной изменений: выше я уже назвал другую причину — технический прогресс. И самое главное, феминистки начала ХХ века и начала XXI века никак не связаны друг с другом. Думаю, феминистки 1900-х пришли бы в ужас от большинства идей, которые высказывают наши современницы…

Тем не менее, не надо особенно выделять феминисток из калейдоскопа идеологических движений, тем более — демонизировать их, чтобы не отторгать тех женщин, которые могли бы стать православными христианками. Христос принимает всех людей, приходящих в Церковь, преображая их. У феминисток есть энергия, которую можно было бы пустить в благотворное русло.

 

— Например?

— Например, необходимость борьбы с сексуальной объективацией, когда на женщину смотрят как на товар, на предмет для удовлетворения мужских желаний. На этом строится реклама, мода, культура питания, общения и так далее. Общество приучается смотреть на женщину не как на личность, а как на предмет вожделения, когда определяющим становится лишь внешность. Борьбу с сексизмом надо всячески поддерживать. С другой стороны, многие феминистические движения ведут борьбу за права женщин за счет дискредитации прав мужчин. Это касается многочисленных проблем, из-за которых страдают преимущественно лица мужского пола и которые являются фактами гендерной несправедливости. Среди них — низкая продолжительность жизни мужчин, высокий уровень суицидов, отсутствие репродуктивных прав, неравенство в сфере военной повинности, нарушения презумпции невиновности и многое другое. Определенные феминистические движения поддерживают суеверие «мужчина — угнетатель, женщина — жертва», на котором построен современный феминизм и, как следствие, социологическая наука в области гендерных исследований. Если мы посмотрим на популярные книги для женщин, увидим на первых строчках рейтинга издания типа «Как использовать свою красоту и молодость, чтобы добиться богатства». Это две стороны одной медали, установки, которые в нашем обществе стали практически трендом. В таких условиях говорить о святости брака, о заповеди любви становится очень сложным, практически невозможным делом. Высокий процент разводов показывает, что брак как одобряемая обществом необходимость уходит из жизни современного общества. Вскоре он станет архаизмом, люди будут вступать исключительно в партнерские отношения на время, ради прагматических целей. Заметим, что для женщин понятие «рожать для себя», не стремясь выйти замуж, стало нормой и в нашем, и в западноевропейском обществе. Благодаря благосостоянию, образованию и развитой социальной поддержке сегодня женщина для воспитания детей не нуждается в муже.

 

— Собственно, феминистки к этому и призывают: проще жить одной, не зависеть от мужчины. Вот на этом фоне и явилась возможность показать красоту христианского брака.

— Можно сказать так: в XXI веке обрушились все ранее действительные «подпорки» брака — экономическая, социальная (это перестало считаться необходимым и престижным), и сам по себе брак на всю жизнь рассматривается как святая добродетель.

 

— Да, этот концепт — выбрать человека один раз на всю жизнь и пройти с ним весь путь, что бы ни случилось, — в современных условиях можно назвать абсолютно свободным христианским выбором. Так что всё не так уж и плохо.

—Я предполагаю, что спустя какое-то время Церковь будет канонизировать за верность друг другу и сохранение любви до конца земной жизни. Очевидно, что крайние формы феминизма расшатывают семейную любовь, когда на место жертвенности и терпению приходят гордыня и разделение.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ"