Сны о наших проблемах

Епархиальная «молодежка» вновь на театральных подмостках. Новый сюжет, новые герои, новые социальные декорации, а темы — всё те же, вечные.
Раздел: Проект
Сны о наших проблемах
Журнал: № 7-8 (июль-август) 2019Страницы: 50-51 Автор: Татьяна КириллинаФотограф: Андрей Петров Опубликовано: 26 августа 2019

СПОЙЛЕР — КАК БЕЗ НЕГО!

В Доме молодежи Санкт-Петербурга 10 и 11 июня был показан спектакль «Сны стоЛичных квартир», созданный в сотрудничестве с отделом по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии. Это уже второй совместный проект: год назад был показан спектакль «Машенька», посвященный проблемам современной молодежи. Нынешний спектакль — тоже «на молодежную тему», но акцент сделан на проблемах молодой семьи. Впрочем, спектакль — не просто о семье, об отношениях, а о выборе между добром и злом.

Это заявлено с самого начала: Дионис (Богдан Псел) говорит своему помощнику Сатиру (Далер Газибеков), что пора бы им завербовать кого-нибудь «в свои ряды». Их выбор падает на сестер Катю (Алина Недобитко) и Наташу (Татьяна Посашкова). Темные силы пытаются совратить девушек, заманив в ночной клуб, но их возвращает в реальность звонок жениха Кати, Артёма (Алан Ишмаев), и девушки уходят из клуба. Дионис надеется, что еще не всё потеряно, что, выйдя замуж, Катя станет легкой добычей. И действительно — находящаяся во власти темных сил сокурсница (Катя учится в театральном) оговаривает Артёма, рассказывает, что у них был роман, и Катя легко верит ей. Следует ссора, решенная как танец марионеток: Катя и Артём, каждым движением которых руководят темные силы, выкрикивают друг другу обычные в таких случаях обидные слова.

Катя уходит от Артёма, но через какое-то время понимает, что беременна. Разумеется, Дионис и Сатир внушают ей мысль об аборте. Катя приходит в клинику — эта сцена тоже решена как жутковатый танец, в котором солирует Дионис в роли абортмахера, — но туда врываются Артём и Наташа, и Артём умоляет Катю одуматься, говорит, что любит её. Когда Катя отвечает, что тоже любит Артёма и не будет делать аборт, темные силы (Дионис, Сатир и кордебалет) расползаются со сцены, как пауки. Но тут оказывается, что всё происходящее — только кошмарный сон, который приснился Кате: на самом деле у них с Артёмом всё в порядке, они любят друг друга и не ссорились.


ЧТО ТЫ ВЫБЕРЕШЬ?

Председатель отдела по делам молодежи протоиерей Константин Головатский рассказал, что сделать акцент на теме молодой семьи и проблемах, с которыми сталкиваются супруги на первоначальном этапе семейной жизни, — именно его идея.

— Еще мы обсуждали возможность сделать более выразительным и определенным финал спектакля, но потом пришли к общему мнению, что лучше оставить первоначальный вариант, где в конце ощущается некая недосказанность, вопрос. Лучше, чтобы зрители сами попробовали дать себе ответ.

Отец Константин во время премьеры был в отъезде, но побывал на генеральной репетиции: «На мой взгляд, молодые актеры хорошо справились со своими задачами, но главное, я увидел, что они разделяют идеи и мысли, заложенные в спектакле, от этого их игра была искренней».

И действительно, самим молодым артистам близки проблемы, затронутые в спектакле.

— Мне нравится спектакль-высказывание, создатели которого хотят донести какую-то мысль молодого поколения. Если нам это удалось, это очень хорошо, — говорит исполнитель роли Артёма Алан Ишмаев.

— Нас с Александром свел другой проект — детский спектакль «Огниво». Года через полтора он написал мне и позвал в свой спектакль «Машенька», который мы играли в прошлом году. Через год он снова пригласил меня и предложил роль Сатира, — рассказывает Далер Газибеков. — Мне нравится мой персонаж: он слегка сумасшедший, глупый, но хитрец. В этом проекте меня привлекает социальность. Хочется еще больше социальности, чтобы высказывание было острым, поражало людей, заставляло их не просто задуматься, а ужаснуться тому, что они делают. Как фильм Элема Климова «Иди и смотри» — так же должен воздействовать на зрителя спектакль на темы сегодняшней жизни. Конечно, не всё можно взять и показать на сцене, но мы пытаемся высказать что-то через подтекст.

Режиссер Александр Смоляков не только поставил спектакль, но и написал сценарий. Предыдущий спектакль, «Машенька», придумал и поставил тоже он.

— Спектакль создан в формате сказки, действие происходит во сне, — говорит он. — Главная задача была показать, что современный человек, даже атеистически настроенный, не верящий в существование потусторонних сил, выбирая определенный образ жизни, определенные поступки, служит или добру, или злу. С героями не происходит ничего экстраординарного, но сделанный выбор бросает их в руки зла. Танец марионеток, когда молодые супруги Артём и Катя скандалят, показывает: каждый видит виноватым только другого, хотя они оба не виноваты. Но под воздействием гнева они не слышат друг друга и становятся добычей злых сил, которые ими манипулируют, дергают их за веревочки. Это обычное явление в жизни: огромное число семей распадается из-за гордости, из-за того, что собственные обиды — это самое главное. Люди не могут просто поговорить.

Это дело рук не только человека, надо понимать, кому ты в этой ситуации противостоишь. Но от человеческого выбора зависит всё, что будет происходить: когда Катя решает, что не будет делать аборт, бесы с позором расползаются, они уже ничего не могут сделать. Бог дал человеку возможность выбора. От этого выбора зависит, куда человек пойдет дальше. Пока ничего непоправимого не случилось, человек всегда может это прекратить.


ОТКРЫТЫЙ ФИНАЛ

В спектакле задействованы профессиональные актеры, со многими режиссер работал раньше. Поставили спектакль в рекордно короткие сроки — репетировали всего две недели.

— Кастинг проходил в Доме молодежи в начале мая, — рассказывает исполнительница роли Кати Алина Недобитко. — Нас попросили рассказать о себе, предложили сыграть два этюда. Репетиционный процесс был непростым, потому что самих репетиций было мало: участники никак не могли «совпасть» по времени. Репетировали мы у отца Константина, в отделе по делам молодежи.

На вопрос, поверила бы она наговору, как её героиня, Алина ответила: «Сложный вопрос. Мне кажется, что я бы не стала верить на слово, попыталась бы поговорить, выяснить, правда это или нет. Но в жизни всё бывает».

Какова судьба спектакля после премьерных показов? Для этого нужен продюсер, финансирование…

— Если появятся возможности, спектакль можно довести до ума — он пока очень «сырой», — говорит Александр Смоляков. — Поскольку репетировали недолго, кое-что ребята делали самостоятельно. Например, сцена «Урок балета» изначально была задумана, но я отдал её ребятам «на откуп», они всё придумали сами — текст, мизансцены. Сцена получилась очень живой и смешной — это им очень близко, как и всем, кто обучался в театральных институтах.

— Отец Константин духовно окормлял этот проект, с точки зрения священника оценивал, как спектакль может воздействовать на людей, — рассказывает сотрудник отдела по делам молодежи Александр Розмыслов. — Да, мы пока не знаем дальнейшую судьбу спектакля, но создать его было необходимо, и вот теперь он есть. Спектакль «Машенька» прожил довольно долго, и Александр воссоздавал его уже с другими актерами. И этот спектакль тоже может быть поставлен ещё не раз — как с этими актерами, так и с другими. Если говорить о молодежных проблемах «в лоб», никто не будет слушать. Ценность именно такой формы — спектакля — в том, что человек погружается в происходящее на сцене, эмоционально вовлекается, примеряет ситуацию на себя. В спектакле «Машенька» был интерактивный элемент: в финале зрителей просили высказаться, и люди долго говорили, не хотели расходиться. Здесь тоже можно так сделать.

Протоиерей Константин Головатский надеется на дальнейшую жизнь спектакля: «Во всяком случае, мы это планируем. Возможно, будет еще один этап в рамках сотрудничества с Домом молодежи или какой-то другой вариант, если сумеем найти соответствующую поддержку. Вопрос пока открытый, и будем очень рады, если найдутся люди, готовые поддержать проект».

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Проект"