Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
  Войти
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Сначала умиление, потом дела

Епархиальная школа приемных родителей «Умиление» начала работу два года назад. За это время здесь подготовили больше 100 кандидатов в усыновители. В семьях выпускников школы воспитываются 14 детей. Среди выпускников есть и те, кто не пошел по пути приемного родительства. Это, однако, не значит, что учились они напрасно: многие из них применяют полученные навыки в помощи кризисным семьям, людям в сложной жизненной ситуации, бездомным. Это направление получило название «Добрые дела».
Журнал: № 01 (январь) 2022Автор: Анастасия Панкина Опубликовано: 29 января 2022

Не только словом

— Я специалист по социальной работе и раньше трудилась в центре социальной помощи семье и детям Петродворцового района, — рассказывает педагог школы приемных родителей «Умиление» Анастасия Панкина. — Уже тогда я поняла, насколько важны для семей, столкнувшихся с трудностями, поддержка и участие, чтобы рядом были люди, которые протянут руку. Но у социального центра Петродворцового района не было возможности помогать так — с уборкой в доме, с ремонтом или даже деньгами, — ведь это государственное учреждение, которое только консультирует кризисные семьи. И я стала самостоятельно искать людей, готовых помочь подопечным центра не только словом, но и делом. Искала среди знакомых, друзей и волонтеров Православной детской миссии: я и сама была в ней волонтером с 2010 года. И люди откликались.

В 2015 году Анастасия стала приемной мамой ребенка-инвалида.

— А когда я уже сама начала преподавать в школе приемных родителей, то озвучила ученикам, что есть немало семей, где дети могут избежать попадания в детский дом, если этим семьям помочь. Конечно, все были рады помочь таким семьям.

«Добрые дела» — это неформальная программа, просто Анастасия и её ученики так называют помощь нуждающимся, которую оказывают выпускники школы.

— Из последних наших добрых дел: наши ученики приобрели и передали коляску для близнецов из кризисной семьи в Ломоносове, — говорит Анастасия. — В ней это четвертый и пятый ребенок. Мама и папа ради детей побороли зависимость, остались в родительских правах и нуждаются в поддержке. Сейчас мы покупаем подарки к Рождеству воспитанникам дома-интерната для детей с отклонениями в умственном развитии № 2. Дети из интерната написали письма, а наши ученики — кандидаты в родители пошли с этими письмами в магазины.


Один раз и постоянно

— Школа приемных родителей «Умиление» дала мне представление о том, как важно сохранить кровную семью. Поэтому, когда я узнала, что есть семья, где многодетные родители-инвалиды не справляются — не могут по требованию опеки навести в квартире порядок, — мне захотелось им помочь, — вспоминает выпускница школы приемных родителей Наталья. — И мы помогли им убрать в квартире: выкидывали ненужное, разный хлам, находили места для нужных вещей.

Этой же семье помогали еще несколько человек, среди них Людмила Соболева.

— Супруги в этой семье инвалиды, неудивительно, что им было сложно справиться самостоятельно, — рассказывает она. — К тому же трое детей. Мы помыли им окна, помогли с уборкой.

Часто помощь необходима разово, вот как было в этом случае, когда над семьей грозно «нависают» органы опеки. Но нередки и случаи, когда ученики и выпускники «Умиления» оказывают кризисным семьям постоянную поддержку.

К Галине Денисовой, обучавшейся на четвертом потоке школы приемных родителей «Умиление», обратилась духовная дочь протоиерея Иоанна Миронова, взявшая выпускницу детского дома Ольгу с тремя детьми к себе домой под опеку. Теперь Галина тоже помогает взрослой сироте в воспитании троих мальчишек:

— Оле сорок лет, но она сама как ребенок, тоже нуждается в заботе и руководстве. В школе нам объясняли, что это последствия депривации. — рассказывает Галина. — Не знавшей родительской ласки, не имевшей примера семьи женщине трудно встать на позицию матери. Она всё еще на позиции девочки из интерната. Учить своих детей, быть к ним внимательной, разговаривать с ними — всё это ей трудно, несмотря на добрый характер и сохранный интеллект.

Сама Галина — тоже многодетная мама, все её дети уже выросли.

— Но материнское сердце подсказывает, что на свете еще много детей, которым нужна забота, — говорит она. — Сначала я хотела взять ребенка на воспитание, но подоспели собственные внуки, скоро родится четвертый. Поэтому я решила, что буду помогать семьям в качестве «приемной бабушки» или «тети». У меня педагогическое образование, я закончила Академию педагогического мастерства, занималась с детьми прикладным творчеством.


Удочку, но не рыбу

— Двух девочек из еще одной кризисной семьи, пока их мама была в больнице, мы на несколько дней забирали домой, — вспоминает Людмила Соболева. — Они, конечно, оживили наш быт. Такие непоседы.

Жизнь Людмилы и её семьи с появлением новых девочек действительно стала намного разнообразнее: под словом «оживили» она подразумевает украденные из магазина сладости, перепуганного домашнего кота, разбитую лупу и покупку шампуня от вшей. Но это стоило того, чтобы две дошкольницы не попали в сиротское учреждение и пережили тревожное время без мамы с любящими, поддерживающими людьми. Девочки узнали, что мир не так уж плох и они этому миру дороги.

— Эти девочки очень коммуникабельные, они быстро у нас освоились, сразу стали играть в игрушки, познакомились со всеми — у нас с мужем своих детей двое. Так что скучать не пришлось ни нам, ни им.

Анастасия Панкина, педагог школы приемных родителей, подчеркивает, что помощь кризисным семьям должна быть нацелена на то, чтобы подопечные сами научились справляться с трудностями. А вот чего нельзя делать почти никогда, за некоторыми исключениями, так это выполнять за людей всю работу или давать денег.

— Здорово прийти и вместе убрать в квартире. Вместе, но не за человека, — разъясняет она. — Иначе может укрепиться иждивенческая позиция. У выпускников детских домов, например, с этим и так проблема. Если речь идет о лишении родительских прав, опека обычно вначале дает список рекомендаций родителям. Содействовать в его выполнении может стать задачей добровольцев. Я считаю, что многие выпускники нашей школы благодаря освоенному курсу занятий готовы к такому осознанному волонтерству. Как сказала одна писательница XIX века: «Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить». Можно помочь в устройстве на работу, посадить в машину и поехать в центр занятости, а вот деньги давать нельзя.


Творчество в помощь

На групповые занятия школы приемных родителей «Умиление» приходят люди разных специальностей: юристы, архитекторы, слесари, парикмахеры, педагоги, врачи. Их профессиональные и творческие навыки часто пригождаются в волонтерском служении. В сентябре выпускница «Умиления» архитектор Ирина Лебедева провела в детском доме-интернате № 1 мастер-класс по рисованию. Техника рисования жидким акрилом «флюид арт», которой она учила ребят, — сравнительно новое направление в абстрактной живописи. Перед началом работы нужно тщательно подготовить краски и основы — эту часть Ирина взяла на себя: загрунтовала доски для рисования, потом, уже на месте, смешала клей ПВА, акрил и немного силикона. Получились краски нужного состава и консистенции, всего шесть цветов. Волонтеры «Умиления» и воспитанники детского дома облачились в фартуки и перчатки и принялись за работу: смешали краски, подобрав каждый свою гамму, а потом Ирина показала, как правильно «разлить» краски на доски.

«Флюид арт» — недешевое искусство. Себестоимость картины начинается от 800 рублей. Но деньги нашлись. Большую часть материалов купила сама Ирина, клей и белую краску помогли приобрести другие выпускники школы приемных родителей.

— Мы с супругом пока не можем взять детей в семью: решаем жилищный вопрос, — описывает свою ситуацию Ирина, — но хотим участвовать в жизни сирот. Еще мы показываем в детских домах небольшие цирковые представления с участием дрессированных колли.

Один из последних спектаклей прошел в детском доме-интернате № 2 в Петергофе. Учитывая особенности воспитанников, программу сократили до четырех небольших номеров.

А вот Вера Семёнова, тоже выпускница школы приемных родителей, — художник. Она проводит регулярные занятия с опекаемыми детьми в семейном клубе «Умиление», рисует вместе с ними. Недавно вместе с детьми она подготовила к печати книгу — сборник иллюстраций, выполненных в технике печатной гравюры на гипсе.


Социальное бюро

У каждого добровольца свои задачи: кто-то для начала хочет ближе познакомиться с миром сиротства, кто-то реализует потенциал наставника, артиста или даже повара.

— После окончания школы приемных родителей и волонтерских курсов в епархии мы организовали «Социальное бюро», и вот уже год кормим бездомных у храма Покрова Божией Матери на Боровой улице, — рассказывают супруги Сергей и Оксана Умаровы. — Каждую субботу в 12 часов дня.

Вот, например, какое меню было у бездомных 4 декабря: вермишелевый суп из индейки со сметаной, гречневая каша с тушенкой, салат капустный, хлеб, чай, вафли. Также нуждающимся раздали теплую одежду.

Сергей и Оксана создали группу «Социальное бюро» в сети «ВКонтакте» и пишут, что проекту требуются «греча, макароны, растительное масло, картофель, тушенка, салфетки бумажные, салфетки влажные, одноразовая посуда, одежда, обувь».

Сначала горячую еду Сергей и Оксана готовили самостоятельно, но со временем люди стали присоединяться к проекту — помогать в приготовлении еды, закупке и доставке продуктов. Когда же этим летом супруги уехали в отпуск, вместо них бездомных кормили другие выпускники «Умиления». За время обучения кандидаты в приемные родители и друг другу становятся как члены одной семьи, которые всегда придут на помощь и сотворят добрые дела. 


Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"