Смелые христиане из Приозерска

В самом центре Приозерска стоит собор Рождества Пресвятой Богородицы. Не известный как визитная карточка города, в отличие от крепости Корела и лютеранской кирхи Кякисалми, этот старыйхрам, тем не менее, - не только свидетель последних двух веков истории Приозерска, но и центр его современной религиозной, социальной и даже интеллектуальной жизни.
Журнал: № 5 (май) 2019Автор: Евгений ПереваловФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 15 мая 2019

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ОПЫТ

— Посмотрите на храмовую ограду, — меня встречает настоятель собора протоиерей Димитрий Звездилин, — еще совсем недавно её не было, собор стоял как будто на пустыре. Теперь сюда возят делегации из Финляндии, и гостям очень нравится, как мы благоустроили территорию прихода.

Отец Димитрий был назначен настоятелем собора в 2013 году, сразу после образования новой Выборгской епархии в составе Санкт-Петербургской митрополии. Храм в Приозерске тогда приобрел статус кафедрального, и в тихой, размеренной жизни города понадобился человек, который смог бы сделать его второй «столицей» Выборгской епархии не только по названию, но и на деле. Задача эта непростая, особенно учитывая совсем небольшие размеры самого Приозерска: всего 18 тысяч населения, с прилегающими поселками — чуть больше двадцати.

Опыт у отца Димитрия за плечами большой. До переезда в Приозерск он служил настоятелем в храме апостолов Петра и Павла в Зеленокумске в Ставропольском крае, где проявил себя как хороший организатор и хозяйственник. При зеленокумском приходе он возвел духовно-просветительский центр «Ковчег» с дискуссионным залом, библиотекой, кафе и театральной студией. Занимался строительством храмов при исправительных учреждениях, за что знакомые и друзья шутя называли его «церковным прорабом». Но стройкой отец Димитрий занимался не ради самой стройки. «Ковчег», например, быстро превратился в место, где собирались не только православные прихожане Зеленокумска. В нем регулярно проходили лекции по русской классической литературе для старшеклассников и учителей, которые читал сам настоятель. В кинозале гостей знакомили с новинками отечественного и мирового кинематографа, а в чайной можно было отведать до 160 сортов этого тонизирующего напитка — причем за ту сумму пожертвования, которую посетитель пожелает внести сам. В общем, духовно-просветительский центр в Зеленокумске стал еще и миссионерским, где люди, не знакомые с православием, впервые соприкасались с Церковью и её жизнью.

— После лекций о русской литературе несколько старшеклассников решили связать свою жизнь с Церковью, — говорит отец Димитрий, — и впоследствии стали священниками.

В Приозерске отец Димитрий решил повторить свой ставропольский опыт — активно занялся просветительской и строительной работой.

Настоятелем собора протоиерей Димитрий Звездилин был назначен в 2013 году
Настоятелем собора протоиерей Димитрий Звездилин был назначен в 2013 году


СВЯТОСТЬ, ГРЕХ И ДОСТОЕВСКИЙ

— В свое время Достоевский тоже не был популярен среди современников. Что он предпринял? Устроил публичные чтения своих рассказов. И я трачу много времени на общение с людьми, — говорит отец Димитрий, — бывает, что в день у меня запланировано 3–4 лекции. Важно донести, что Достоевский — это не морализатор из XIX века, это актуальный писатель, понятный, поднимающий вопросы, которые волнуют наших современников. Интересно поговорить о том, что будет в твоей жизни? Давай обратимся к Достоевскому.

Отец Димитрий уверен, что отсутствие интереса к классической литературе не в последнюю очередь связано с неумением преподавателей правильно преподносить авторов и их идеи:

— Нужен, во-первых, талант рассказчика, а во-вторых, учитель должен понимать ценности и ориентиры своих учеников, тогда ему удастся заинтересовать их.

В своих посвященных творчеству Достоевского лекциях отец Димитрий подчеркивает, что у писателя нет полностью отрицательных или положительных персонажей, перед героем всегда стоит дилемма — как поступить.

— Достоевский показывает людей многогранными, вынужденными выбирать, и каждый из нас может сопоставить себя с героями его книг, найти общие и схожие моменты в собственной жизни и жизни литературных героев.

Вместе с отцом Димитрием литературные лекции в школах города и окрестных поселков Приозерского района читает священник Олег Каратаев. Он рассказывает, что первая реакция учеников на появление священника бывает и негативной, но после лекции дети часто интересуются, когда же новая встреча.

— Важно дать детям взглянуть на произведение под новым углом. Действительно ли Катерина из пьесы Островского «Гроза» — «луч света в темном царстве», как написал Добролюбов? Или тот же Мармеладов из «Преступления и наказания», какой он человек? Ведь он умер с покаянием, в отличие от своей супруги Катерины Ивановны, которая на смертном одре заявила, что на ней нет грехов: «Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!»


«ПРИЕХАЛ ТУТ, И СТРОИТ ДОМ»

Сейчас на воскресной Литургии яблоку негде упасть — некоторым богомольцам приходится стоять даже не в притворе, а между внешней и внутренней входными дверями. Храм Рождества Богородицы, надо сказать, не маленький, да и не единственный в Приозерске, и для города с 20 тысячами населения прихожан действительно много.

Буквально в нескольких метрах от собора — надо лишь перейти через дорогу — строится большой трехэтажный духовно-просветительский центр святителя Тихона Задонского. Когда он будет готов, сюда переедет приходская воскресная школа, на третьем этаже появится храм святителя Тихона Задонского, здесь же будут проходить лекции приходских священников по истории русской литературы.

— Некоторые, увидев, что мы начали возводить просветительский центр, возмутились: приехал тут, и строит дом выше соседней хрущевки, наверное, ресторан будет, — рассказывает настоятель с улыбкой.

Ресторана в духовно-просветительском центре не будет. Зато откроется благотворительная столовая и гостиница для паломников, которые едут на Коневец или Валаам. Им часто приходится делать пересадку в Приозерске, а переночевать негде.

Неподалеку от собора строится духовно-просветительский центр святителя Тихона Задонского
Неподалеку от собора строится духовно-просветительский центр святителя Тихона Задонского


ДЛЯ ТЕХ, КТО НА ОБОЧИНЕ

Раньше на месте, где строится духовно-просветительский центр имени Тихона Задонского, располагалось городское отделение ДОСААФ. Сегодня эта земля стала приходским подворьем. И есть здесь что-то вроде небольшого реабилитационного центра, где люди, которых жизнь выкинула на обочину, могут прийти в себя, переждать житейские бури.

— Ко мне, как и к любому священнику, чуть ли не каждый день обращаются люди с просьбой помочь деньгами, — говорит настоятель. — Кто-то едет в Казань, кто-то в Тюмень — и средства на билет им нужны прямо сейчас… В Ставропольском крае я много общался с разными нуждающимися. Останавливались у нас и беглецы из чеченского плена: без паспорта, с отмороженными ногами, с утраченным здоровьем. Мы им помогали, восстанавливали документы. Здесь, в Приозерске, я стараюсь выслушать каждого, вникнуть в дело, но обычно сразу видно, действительно ли человек нуждается в помощи, или просто хочет разжиться деньгами.

Сейчас на подворье постоянно проживают семь человек: для них построен дом, баня, строится еще один жилой корпус. Каждый будний день они заняты на разных приходских работах — самое малое на строительстве второго дома, а по выходным могут выходить в город. Как рассказывает отец Димитрий, история у каждого попавшего в беду человека уникальная, и порой, отворачиваясь от бездомного или, как принято называть их сейчас, бомжа, мы отказываем в помощи тем, кто оказался в сложной ситуации не по своей вине.

— Однажды в Зеленокумске нам позвонили и сообщили, что на теплотрассе живет хирург из Пятигорска. Уважаемый в городе врач. Мы начали выяснять, и оказалось, что у него расстроились отношения с супругой, пришлось уйти из дома. Мы врача приютили, он потом нам помогал оказывать медицинский уход за другими нашими подопечными.

В Приозерске за помощью в храм тоже обращаются самые разные люди. Есть среди живущих на подворье и беженцы из Донбасса.


ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА — ПРИТВОР ХРАМА

Пока уроки местной «воскрески» проходят в классах городской коррекционной школы: её директор, прихожанка храма, предоставила приходу помещения для занятий. У этой воскресной школы есть одна важная отличительная черта. Мы привыкли, что занятия воскресной школы посещают дети прихожан, часто уроки идут во время Литургии: пока родители молятся, дети заняты учебой. В Приозерске всё иначе. Местную воскресную школу посещают не дети прихожан, а дети тех, кто на богослужения не ходит.

— Наша школа — это притвор храма, — говорит директор воскресной школы Ирина Шапошникова. —Родители приводят детей заниматься, а сами остаются на беседы с духовником воскресной школы, отцом Олегом Каратаевым. Иногда дети приходят и сами, а родители «подтягиваются» позже, вслед за ними.

Почему невоцерковленные родители ведут своих детей в православную школу? По мнению священника Олега Каратаева, этому способствуют небольшие размеры Приозерска. В городе, где все друг друга знают, воспитанники воскресной школы тоже на виду: соседи наблюдают за их поведением, интересуются, какие занятия есть в этой самой «воскреске» — а ведь это не только Закон Божий, но и уроки журналистики, театральный кружок, хор, — и делают выводы. А потом и приводят своих чад.

— Многие родители пришли в храм через своих детей, — замечает отец Олег.

На сегодняшний день в воскресной школе учатся 40 детей: в младшей, средней и старшей группах. Большинство их них захотят приходить на богослужения, а за ними последуют и их мамы и папы.

В воскресной школе дети могут заниматься в театральном кружке, на уроках журналистики, петь в хоре
В воскресной школе дети могут заниматься в театральном кружке, на уроках журналистики, петь в хоре


ПРИХОД И ПРИХОЖАНЕ

Учащиеся театрального кружка воскресной школы не реже двух раз в месяц навещают сверстников в Приозерском интернате для детей-инвалидов. Там каждый визит товарищей — небольшой праздник. Ведь те приезжают не только дать театральное представление, но и просто пообщаться.

— Некоторые ребята очень крепко сдружились, — рассказывает Людмила Кедысь, педагог театральной студии. — Весной, когда в городе объявили карантин по гриппу и мы не могли навещать интернат, ребята там не могли дождаться, когда же наши наконец к ним приедут. Общаться через соцсети они не могут: у воспитанников интерната нет смартфонов.

Скоро у Приозерского детского дома появится свой собственный храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В этом году удалось согласовать юридический статус земельного участка под строительство церкви.

— А пока мы причащаем детей в актовом зале, — говорит настоятель.

В детский дом стремятся не только священники и учащиеся театрального кружка. Многие прихожане Рождество-Богородичного собора навещают воспитанников детского дома как волонтеры — в выходные дни или после работы. Детей в учреждении много, у персонала просто не хватает времени, чтобы уделить внимание каждому. Староста прихода Мария Афанасьева замечает, что даже простая регулярная совместная прогулка заметно сказывается на поведении ребенка:

— Он начинает лучше разговаривать, больше понимать, становится не таким замкнутым, — рассказывает она.

Вместе с другими прихожанами волонтером в детский дом ходит и Татьяна Савелова. Впервые порог храма она переступила в 1993 году, когда пришла крестить свою десятилетнюю дочь. Тогда, говорит, было «модно» принимать Крещение: все шли, и она пошла.

— Но я верю, что в том был Промысл Божий, — делится она, — со временем я пришла к вере. Если бы не Господь, то жизнь моя сложилась бы печально. Только благодаря Его помощи хожу по земле.

У Татьяны есть и другое послушание — опека пожилых прихожан:

— Помочь сходить в магазин, купить в аптеке лекарства, просто поговорить — очень важно для одинокого человека.

Еще одна из самых первых прихожанок храма, Валентина Алтухова, стала воцерковляться в 1995 году. Сейчас она поет в приходском хоре. Внешний и внутренний облик храма менялся на её глазах. Валентина Васильевна хорошо помнит и может подробно рассказать, чем запомнился тот или иной настоятель, что приобрел приход под руководством каждого из них:

— При отце Юстиниане в храме стояла идеальная тишина. Если во время чтения Евангелия кто-нибудь открывал дверь и заходил внутрь, отец Юстиниан останавливался и ждал, когда человек встанет на свое место. Вот какая была дисциплина. Помню хорошо отца Давида — он всегда старался привезти нам, обычным певчим, какой-нибудь подарок из паломнической поездки на Афон.

Пока дети занимаются в воскресной школе, родители общаются с отцом Олегом Каратаевым
Пока дети занимаются в воскресной школе, родители общаются с отцом Олегом Каратаевым


ГОСПОДЬ ЛЮБИТ ХРАБРЫХ

Настоятель рассчитывает, что центр святителя Тихона Задонского будет завершен к сентябрю месяцу.

— Правда, не знаю, какого года, — смеется он.

Деньги на строительство здания требуются большие, на настоящий момент приход уже вложил примерно третью часть требуемой суммы. Возможно ли закончить строительство уже к осени 2019 года?

— Я скажу банальность: Господь любит храбрых и смелых, тех, кто верит, что Бог избавит их от бед и спасет. В этом году нам надо достроить третий этаж, положить кровлю, вставить окна, оштукатурить стены — работы много. Но я верю, что всё получится. Мы ведь смелые люди! Как верующему без смелости? Человек возжелал победить свои страсти. Вот наивный! Любой психолог скажет, что это безрассудство. Но Господь дарует силы и помощь.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"