Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Славься чем, Екатерина?

Чтобы понять эпоху Екатерины Великой, можно изучать экономическую статистику, работать с документами государственных учреждений, читать мемуары и переписку. А можно познакомиться с художественным произведением, которое сама эпоха выдвинула в качестве своего символа. «Гром победы, раздавайся…» стало неофициальным гимном российского дворянства конца XVIII века. Вчитаемся в его строки и попытаемся уловить дух времени, его основную тональность.
Раздел: Via Historica
Славься чем, Екатерина?
Вигилиус Эриксен — Екатерина Великая
Журнал: № 11 (ноябрь) 2016Автор: Тимур Щукин Опубликовано: 17 ноября 2016

Биография

ИМЯ ПРИ РОЖДЕНИИ: СОФИЯ АВГУСТА ФРЕДЕРИКА АНГАЛЬТ-ЦЕРБСТСКАЯ
ДАТА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ: 2 МАЯ 1729 ГОДА, ШТЕТТИН, ПРУССИЯ
ДАТА, МЕСТО СМЕРТИ: 17 НОЯБРЯ 1796 ГОДА, ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ, ПЕТЕРБУРГ
ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ: 1762–1796 ГОДЫ
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА: ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРИВИЛЕГИЙ ДВОРЯНСТВА, ЗАКРЕПЛЕНИЕ СОСЛОВНОГО ДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА; РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ И СОКРАЩЕНИЕ ФУНКЦИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕГО СЕНАТА; ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ТЕРРИТОРИЯ РОССИИ РАЗДЕЛЕНА НА ГУБЕРНИИ; ЛИКВИДАЦИЯ ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ; РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА: АКТИВНАЯ ВНЕШНЯЯ ЭКСПАНСИЯ И КОЛОНИЗАЦИЯ; РУССКО-ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ 1768–1774 И 1787–1792 ГОДОВ; РУССКО-ШВЕДСКАЯ ВОЙНА 1788–1790 ГОДОВ
ЭКОНОМИКА: РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ ЗА СЧЕТ РАСШИРЕНИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА И ПЕЧАТАНИЯ БУМАЖНЫХ АССИГНАЦИЙ; ОТКАЗ ОТ ПРОТЕКЦИОНИЗМА, ЗАВИСИМОСТЬ ОТ АНГЛИЙСКОГО ИМПОРТА; СТАГНАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ПОТЁМКИН ПРОТИВ ЗУБОВА

11 декабря 1790 года русские войска под ­командованием А. В. Суворова взяли турецкую крепость Измаил (теперь райцентр Одесской области Украины). Ликвидация неприступной цитадели вкупе с победами Ф. И. Ушакова на море позволила России перехватить инициативу в Русско-турецкой войне 1787–1791 годов и в перспективе склонить противника к выгодному для себя миру. Главнокомандующий российской армией Г. А. Потёмкин в феврале следующего года оставил театр военных действий и приехал в Петербург, где был осыпан милостями императрицы. Чтобы отблагодарить свою благодетельницу, он решил устроить небывалое по масштабам торжество в недавно построенном для него Таврическом дворце. Была и другая причина — соперничество с последним фаворитом Екатерины Платоном Зубовым, к которому вместе с благоволением императрицы стекались тогда все нити власти. (Потому-то, подчиняясь прямому запрету молодого фаворита, о торжестве в Таврическом дворце не написала ни одна из петербургских газет.) Зубов соревнование за сердце Екатерины выиграл, и уже в октябре, не выдержав удара судьбы, Григорий Потёмкин уйдет в иной мир. Но пока он возлагает большие надежды на силу искусства.

Справка:

ФАВОРИТ — приближенный царствующей особы. У Екатерины было более 10 фаворитов. Самые известные — Григорий Орлов, Петр Завадовский, Григорий Потёмкин, Платон Зубов. Большинство из ее фаворитов играли важную роль в управлении государством. Однако эпоха Екатерины — время заката фаворитизма. Если для эпохи дворцовых переворотов была характерна сверхконцентрация власти при дворе, то при Екатерине складывается децентрализированная система управления. Появление генерал-губернаторов (военно-административных начальников регионов с широкими полномочиями), введение должности кабинет-секретаря (главы личной канцелярии монарха), усиление генерал-прокурора (главы Правительствующего Сената) ослабили роль фаворитов, и их влияние зачастую не распространялось за пределы двора. 
Григорий Потёмкин (1739–1791)
Григорий Потёмкин (1739–1791)

Одним из сценаристов праздника и автором его поэтической составляющей выступил Гавриил Державин. Стихотворец был когда-то в числе гвардейцев-преображенцев, которые помогли Екатерине взойти на престол в результате переворота 1762 года. Спустя годы уже императрица помогла продвижению Державина по карьерной лестнице. В описывае­мое нами время он занимал должность кабинет-секретаря Екатерины II. Монархиня и в поэзии Гавриила Романовича занимала особое, а лучше сказать — центральное место. Она была для поэта земным божеством, безукоризненно управляющим своейвселенной на седьмой части суши, милующим верных подданных и карающим врагов. «Тебе единой лишь пристойно, // Царевна! свет из тьмы творить; // Деля Хао́с на сферы стройно, // Союзом целость их крепить; // Из разногласия согласье // И из страстей свирепых счастье // Ты можешь только созидать», — это строки из оды «Фелица», посвященной Екатерине.

Платон Зубов (1767–1822)
Платон Зубов (1767–1822)

Державин подготовил несколько (сначала четыре, потом их число увеличилось до шести) хоров и подал их на утверждение Потёмкину. Временщику хоры не понравились: в них не было особенных восхвалений Григория Алексеевича. К тому же Державин в свойственной ему ироничной манере указывал на двойственность образа Потёмкина, в котором героизм сочетался со сластолюбием: «Он мещет молнию и громы // И рушит грады, и берет, // Волшебны созидает до́мы // И дивны праздники дает. // Там под его рукой гиганты, // Трепещут земли и моря; // Другою чистит брилиянты // И тешится, на них смотря». Тем не менее, сценарий был утвержден. Началась подготовка к празднику, запланированному на 28 апреля.

Гавриил Державин (1743–1816)
Гавриил Державин (1743–1816)

ОБРАЗ БОЖЕСТВА

К шести часам пополудни в Таврический дворец стали стекаться петербургские дворяне, — все одетые в маскарадные костюмы. Их встречали, как свидетельствует в своем описании Державин, «торжественные врата с надписью: „Екатерине Великой“», минуя которые, гости попадали в огромный, вмещающий пять тысяч человек, овальный зал. В нем был разбит сад «с живыми лаврами, миртами и другими благорастворенных климатов древами, не токмо растущими, но иные цветами, а другие плодами обремененными». Центрировал помещение дворца алтарь, «окруженный… осмью столпами…», посреди которых«на порфировом подножии с златою надписью блистал иссеченный из чистого мрамора образ божества», то есть Екатерины Великой. На лугу, позади алтаря, Потёмкин установил «алмазовидную, обделанная в злато» пирамиду. На вершине пирамиды также красовалось выложенное из драгоценных камней имя Екатерины. В различных частях зала были устроены помещения для военных упражнений и гимнастических игр, выставки эстампов, а также «творений Рафаэля, Гвидо-Рени и иных славнейших художников всея Италии», уединенные покои для обсуждения государственных дел, дорожки для прогулок. Пели живые птицы, по залу разливались запахи благовоний, громадные зеркала отражали свет тысяч свечей и фонарей. «Везде виден вкус и великолепие; везде торжествует природа и художество, везде блистает граненый кристалл, белый мрамор и зеленый цвет».

В зеленом амфитеатре напротив дворца было задумано устроить праздник для народа, с раздачей еды, сладких напитков, платьев, чулок и шляп. Планировалось, что аттракцион княжеской щедрости начнется с приездом императрицы, но произошла ошибка — кортеж какого-то знатного вельможи перепутали с царским. В итоге случился фальстарт: подарки расхватали раньше времени, к тому же на въезде образовался затор. Так что прибывшая вскоре монархиня оказалась вынуждена прождать 15 минут, пока полиция не освободит дорогу.

И вот Екатерина Великая в сопровождении князя Потёмкина и свиты вошла в зал. Заиграла музыка, от алтаря выступил хоровод из 24 пар самых родовитых «жен, девиц и юношей России», возглавляемый великими князьями Александром (будущим императором Александ­ром Ι) и Константином Павловичами. Белые одежды танцующих были украшены бриллиантами стоимостью в десятки миллионов рублей. Первой танцевали кадриль. Хор из трехсот певцов на музыку кадрили грянул: «Гром победы, раздавайся!» Музыка, написанная молодым композитором, боевым офицером, участником русско-турецкой войны Осипом Козловским, с тех пор не раз звучала на торжественных приемах и постепенно стала «символом веры» российского дворянства.

Гимн

Гром победы, раздавайся!
Веселися, храбрый Росс!
Звучной славой украшайся:
Магомета ты потрес.
Славься сим, Екатерина,
Славься, нежная к нам мать!

Воды быстрые Дуная
Уж в руках теперь у нас;
Храбрость Россов почитая,
Тавр под нами и Кавказ.
Славься сим, Екатерина,
Славься, нежная к нам мать!

Уж не могут орды Крыма
Ныне рушить наш покой;
Гордость низится Селима
И бледнеет он с Луной.
Славься сим, Екатерина,
Славься, нежная к нам мать!

Стон Синила раздается
Днесь в подсолнечной везде;
Зависть и вражда мятется
И терзается в себе.
Славься сим, Екатерина,
Славься, нежная к нам мать!

Мы ликуем славы звуки,
Чтоб враги могли то зреть,
Что свои готовы руки
В край вселенной мы простерть.
Славься сим, Екатерина,
Славься, нежная к нам мать!

Зри, премудрая царица,
Зри, великая жена,
Что твой взгляд, твоя десница —
Наш закон, душа одна.
Славься сим, Екатерина,
Славься, нежная к нам мать!

Зри на блещущи соборы,
Зри на сей прекрасный строй:
Всех сердца тобой и взоры
Оживляются одной.
Славься сим, Екатерина,
Славься, нежная к нам мать!

#КОНСТАНТИНОПОЛЬНАШ И СОСЛОВНЫЙ МИР

Первое, что слышишь в гимне — прославление русской экспансии. Россия в правление Екатерины Великой, и правда, необычайно приросла территориями. В результате разделов Речи Посполитой к империи отошла Белоруссия, нынешняя западная Украина (кроме Галиции), Курляндия и часть Литвы. Была присоединена Осетия. Русские моряки колонизировали Курильские острова, началась 80-летняя история Русской Америки. Наконец, в результате побед над турками и их вассалом Крымским ханством была отвоевана и колонизирована будущая Новороссия. После чего стало возможным и присоединение Крыма, ведь теперь российскому войску не нужно было совершать чреватый усталостью личного состава, истощением провианта и болезнями длительный переход через Дикое Поле.

Но дело не только в территориях, — но и в том, чтобы на этих территориях хрис­тианское просвещение справляло бы триумф над мусульманской дикостью. В своем «Наказе Комиссии о составлении проекта нового Уложения» (созванной в 1774 году для систематизации законов) Екатерина писала: «Россия есть Европейская держава. Доказательство сему следующее. Перемены, которые в России предпринял Петр Великий, тем удобнее успех получили, что нравы, бывшие в то время, совсем не сходствовали со климатом и принесены были к нам смешением разных народов и завоеваниями чуждых областей. Петр Первый, вводя нравы и обычаи европейские в европейском народе, нашел тогда такие удобности, каких он и сам не ожидал». То есть мнимая азиатскость России — это пусть и необходимый в прошлом, но всего лишь способ адаптации в азиатском окружении, а не сущностный признак страны. И если так,то она может и должна быть преодолена с помощью грамотных и постепенных (например, крестьян освобождать пока не следует) преобразований. То ли дело турки, которых императрица в том же «Наказе» аттестует как варваров, как народ глубоко невежественный, не имеющий, в отличие от русских, никакого понятия о чести и справедливом суде.

Пределом мечтаний императрицы было низвержение Османской империи и завоевание утраченного в 1453 году христианами Константинополя. О чем на языке поэзии в 1772 году сказал тот же Державин: «И веки что творят, то летом он одним. // Екатерине, знать, положено судьбами, // Чтоб не стенал Босфор Магмета пред рабами! // Гряди, гряди, ο рок! — и Орлею рукой // Восстань, Палеолог, поверженный Луной» («На победы Екатерины II над турками»). Константин Палеолог — это последний византийский император. В честь него и одновременно в честь Константина Великого Екатерина назвала своего внука — Константина Павловича. Имя старшего внука — тоже не случайно, о чем свидетельствует второй державинский «хор» на празднике 1791 года: «Минерва с Марсом зрели // На юнош полк младых, // По взорам разумели // Свою породу в них; // И чрез лета толики // Кто Александр Великий, // Кто будет Константин; // Божественные ­взгляды // Свою читали честь // И весь в них блеск Эллады: // Тот громы к Персам несть, // Сей вновь построит Рим». Перелагая прозой, это значит, что русским царям уготовано возродить Византийскую империю.

«Апофеоз царствования Екатерины II» — это нереализованный эскиз плафона для Большого зала Екатерининского дворца в Царском Селе, который был подготовлен Грегорио Гульельми в 1767 году. Екатерину в традиционном образе Минервы, богини мудрости, но с царскими регалиями, окружают фигуры, олицетворяющие духовную и светскую власть; аллегории Мира и Благоразумия; аллегории Живописи, Музыки, Архитектуры и Астрономии; фигуры Плодородия и бога Меркурия. Под троном — народы, населяющие империю; в облаках — святые покровители России.

Третья идея гимна — консолидация вокруг монарха. Ценная, конечно, не сама по себе — а для насаждения христианских ценностей, которые Екатерина, насколько можно судить, отождествляет с ценностями Просвещения. Екатерина начинает «Наказ» со слов: «Закон Христианский научает нас взаимноделать друг другу добро, сколько возможно…». И ниже: «Но дабы ныне приступите ко скорейшему исполнению такого, как надеемся, всеобщего желания, то, основываясь на выше писанном первом правиле, надлежит войти в естественное положение сего государства». Но естественное положение России — этоеё размеры, а значит, российский «государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно со пространством столь великого государства». Но Екатерина при этом не считает, что самодержавие ограничивает вольности граждан. Оно необходимо, «чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра». Наиболее эффективным способом «получения самого большого добра» Екатерина считала сословный мир, консервацию сословного деления, при котором крестьяне обрабатывают землю, мещане «упражняются в ремеслах, в торговле, в художествах и науках», а дворяне, которые имеют первенство чести, могут служить государю как на гражданском, так и на военном поприще.

Солдаты ходят в ногу, чтобы в полном порядке в максимально сжатые сроки добраться до места сражения. А сословия объединяются вокруг монарха для того, чтобы без задержек и лишних склок достичь разумно устроенного общества. Батальные образы для описания подобной социальной структуры как нельзя лучше подходили.


Поделиться

Другие статьи из рубрики "Via Historica"

29 апреля, суббота
rss

Последний номер

№ 4 (апрель) 2017
Обложка

Статьи номера

ПОДРОБНО
В новом формате. Клуб интеллектуального общения "Ортодокс"
Плоды "Причастия". Молодежная община Смольного собора
Улицы ждут. Александр Антонюк о проекте "Атриум"
Что такое современное миссионерство? Круглый стол о православной миссии в современном мире
Проповедь с чистого листа
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
Ленинская вера. Почему Володя Ульянов порвал с Церковью?
/ Имена / Человек своего революционного времени
/ Умный разговор / Отцы и деды: между зависимостью и разрывом. Психолог о том, как правильно выстроить отношения с дедушками и бабушками
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
Матушка с фотоаппаратом. Инокиня Ксения (Белова) и ее серьёзное хобби.
Больничная симфония. Храм святой Марии Магдалины в детской больнице № 2
Рокер у престола. Рассказ иерея Александра Видякина о себе
Еще вчера средь нас. Памяти Юрия Петровича Костыгова
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
«Путь независимости»: как избавиться от шопоголизма и трудоголизма
Выставки в апреле
Музыка в апреле