Шалил ли маленький Иисус или Трудные разговоры о Рождестве

Легко, просто, понятно, доступно, не требует особой подготовки и сосредоточения творческих сил. Такой на первый взгляд кажется тема Рождества преподавателю воскресной школы. Так ли это на самом деле?
Журнал: № 1 (январь) 2012Автор: Анна Гольдина Опубликовано: 13 января 2012

Легко, просто, понятно, доступно, не требует особой подготовки и сосредоточения творческих сил. Такой на первый взгляд кажется тема Рождества преподавателю воскресной школы. Так ли это на самом деле?

«Направо пойдешь — коня потеряешь»

Когда готовишься к занятию, посвященному Рождеству, возникает ощущение, что ты стоишь, словно витязь на распутье. Самый легкий путь — не выдумывать ничего особенного, ведь если сегодня чего-то недоскажешь, то доскажешь на следующее Рождество. Или на последующее. Иногда так и получается. Итак, если мы пойдем направо вместе с ленивым воином, то потеряем всего лишь коня (то есть интерес детей к этой теме), зато сохраним жизнь (то есть свое спокойствие).

Впрочем, даже этот самый легкий путь дает богатую почву для творчества и общения с детьми.

Вертеп из бумажных рулонов

Что мы сегодня сделаем? Вертеп. Из чего? Из рулонов из-под бумажных полотенец и туалетной бумаги. С этим заданием справятся даже малыши. Выкрасим рулоны в белый цвет, аккуратно нарисуем лица. Завернем в цветную бумагу или ткань — это одежда. Приклеим сверху треугольные кусочки материи: сделаем шапочки и платочки. Сам вертеп, словно из бревнышек, выложим из рулонов, покрашенных в коричневый цвет. Крышу выполним из картонных половинок желтого цвета. За сорок пять минут дети успевают собрать целую композицию и разыграть небольшую сценку, благо сюжет всем хорошо известен.

Бумага из трубочек для коктейля

Ребятам постарше будет интересно выложить своими руками рождественскую композицию. Для этого нужно подготовить каркас из проволоки, аккуратно обернуть его тканью или гофрированной бумагой (она годится, если украшение потом будет находиться в помещении). Или же использовать нарезанные полосочками полиэтиленовые пакеты, которые хорошо закрепляются на основе скотчем и не боятся ни дождя, ни снега. Затем берем трубочки для коктейля. Срезаем «коленца» и выкладываем прямые палочки на скотч, плотно прижав друг к другу. Заворачиваем всю конструкцию в бумагу для запекания или в обычную кальку и проглаживаем утюгом. Когда трубочки станут помягче, надавливаем на утюг и с усилием заглаживаем. Ждем, когда бумага остынет. Разворачиваем, снимаем скотч. Получилась пластмассовая бумага. Из нее можно вырезать разнообразные фигурки и украсить ими венок. Эти украшения не боятся температурных перепадов, их вполне можно поместить на входную дверь или на елку на улице.

Пенопластовая игрушка

Елочное украшение можно сделать из пенопластовых подносов, на которые выкладывают овощи и фрукты в супермаркетах. Вырезаем из подноса кружочки, сердечки и квадратики и с помощью клея декорируем их свернутой в маленькие комочки гофрированной бумагой или фантиками от конфет. Получается яркая и пушистая игрушка. Петелька из ленточки — и можно вешать на елку.

Все эти милые праздничные поделки можно дополнить разговорами о маленькой елочке, росшей у входа в пещеру, в которой укрылось Святое Семейство. Внутрь задувал холодный зимний ветер, и деревце старалось изо всех сил распушить свои иголочки, чтобы закрыть Младенца от стужи. Детям не важно, что на Святой земле не растет елок. Зато они с удовольствием представят себя на месте этой елочки и припомнят, что хорошего они сделали за прошедший год, кому помогли, кого защитили. Приклеивая маленькие шарики к пенопласту, они вспомнят всех, кого обидели, и всех, кому сделали доброе. Так елочная игрушка обретет свои цвета, темные и светлые.

Собственно на этом можно было бы закончить размышления о занятии по теме «Рождество». Если бы не одно «но»: что дети вынесут с такого занятия? Ведь поделочки к зимним праздникам они делают и в обычной школе...

«Прямо пойдешь — себя потеряешь, коня сбережешь»

Говоря о Рождестве, можно обратиться к собственным воспоминаниям. Ведь у большинства из детей есть младшие братики-сестренки. Рассказ о появлении малыша в доме словно приближает события Сочельника. Давайте вспомним, как появились малыши в наших семьях, как все им радовались… Давайте нарисуем, как это происходило. Окунем ладошки в яркие краски, оставим свои отпечатки на ватмане. Веселые кляксы сложатся в картинку, которая выразит переполняющую нас радость Рождества. Можете не сомневаться, дети будут в восторге от того, что им, таким большим, вручили в руки краски и разрешили вдоволь испачкаться. Не знаем мы только одного, какие мысли и чувства на самом деле всколыхнули в них воспоминания о появлении второго-третьего-четвертого младенца в доме…

Считается, что во всех семьях дети готовы к рождению малышей. Но и после долгих разговоров и объяснений старший ребенок страдает, что его стали любить меньше. Он старается помогать с малышом, но мамины усталые глаза не всегда могут заметить, что это делается из желания угодить, а не из чувства привязанности к младенцу. То, что не видно родителям, может заметить сторонний наблюдатель, даже учитель в воскресной школе.

Но готов ли учитель заметить? Может ли он, наряду с богословскими и педагогическими знаниями, обладать тактом психолога? Это действительно нелегкий путь, на котором можно потерять себя. Многие из нас сами были старшими в семье. Детские обиды, в которых стыдно признаться, годами копятся в сердце. И порой на всю жизнь у нас, больших, остается вопрос: мама меня не любит?

Как найти исцеление этой детской обиде? Это вопрос не к психологу, а к верующему человеку. Вопрос, который задает святой Петр, когда видит апостола Иоанна, идущего вслед за ним и воскресшим Христом по морскому берегу. На сложный вопрос о том, можно ли любить меня больше всех, получится найти ответ только в молитве. И именно этот ответ нужно донести детям.

Хорошей иллюстрацией к такому занятию станет картина мастеров Северного Возрождения (например, «Поклонение волхвов» Квентина Массейса или Иеронима Босха и «Рождество» Яна Мостарта). Почему все персонажи не являют собой пример красоты в привычном понимании? Потому что художник не умел рисовать? Давайте рассмотрим каждого пастуха, всмотримся в лица Марии и Иосифа. Дело не только в том, что художники изобразили греховный мир, в который пришло Слово. Скорее они показывали эмоции и чувства людей. Чужие новорожденные дети редко кажутся красивыми (они кричащие, красные, со сморщенным личиком), поэтому на картине мы видим «некрасивого» Младенца. Люди, бегущие с поля, волхвы, проделавшие долгий путь, усталые и измученные, а потому не могут выглядеть, как герои диснеевских мультфильмов.
Другой важный вопрос: можно ли любить такого Младенца? Как на него ответят дети? А можно ли любить шалящего ребенка? Что красивого в безобразнике? А мама его все равно любит! Вопрос, который дети стесняются задавать: а Иисус шалил? Мама Его наказывала? А Она Его в этот момент любила?

Тяжело представить святого Иосифа с ремнем или Богородицу, строго выговаривающую Иисусу. Но мы веруем в то, что Христос сочетает в Себе не только всю полноту божества, но и всю полноту человечества. Так что вполне можно предположить, что Он шалил наравне с приятелями. Иначе откуда Его знание детской психологии: «Мы играли вам грустные песни, а вы не плакали»? И откуда недоумение назаретян, знавших Его с детских лет как обычного мальчишку и вдруг увидевших в синагоге совсем другого человека, говорящего от имени Бога?

Предложите детям дать имя каждому персонажу картины и придумать его историю. Главное, чтобы в этих историях присутствовал некто, любящий этого человека. Это позволит открыть новый смысл Рождества и пережить его, подобно вифлеемским пастухам, как день надежды, несущей освобождение, наполненной любовью. 

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Дошкольное богословие"

28 марта, четверг
rss

№ 1 (январь) 2012

Обложка

Тема номера:Тесные рамки субкультуры

Статьи номера

АКТУАЛЬНО
Умные, ответственные, неравнодушные
интервью с протоиерем Александром Степановым
Православные СМИ — не только московские
ПОДРОБНО
/ От редакции / Тесные рамки субкультуры
/ Острый угол / Евангелие для рэп-поколения
/ Интервью / По имени рок
/ Крупный план / Закорюки на стене
/ Крупный план / Хранить традиции, насколько возможно
/ Via Historica / Хиппи мы или нет?
ПРОПОВЕДЬ
Победить самого себя. Апостол в Крещенский сочельник
Свет к прозрению язычников. Евангелие в Неделю 31‑ю по Пятидесятнице
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Имена / Подлинная история
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / иерей Александр Бартов
/ Аксиос / иерей Димитрий Лушников
/ Ленинградский мартиролог / Священник Александр Секундов
/ Камертон / Общенародное пение в храме: за и против
/ Дошкольное богословие / Шалил ли маленький Иисус или Трудные разговоры о Рождестве
/ Приход / Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского на проспекте Стачек
/ Служение / Потребуется лет пять…
/ Служение / Кто есть кто в «Воде живой»