Сергиев Петербург

Петербургские храмы преподобного Сергия — какие? Как поживают сегодня? Об этом наш рассказ.
Храм преподобного Сергия Радонежского на Средней Рогатке возведен в самом конце XX века. (Фото: Ярослав Блажин)
Журнал: № 7 (июль-август) 2014Страницы: 30-32 Автор: Дмитрий ТарасовФотограф: Юрий Костыгов Опубликовано: 18 июля 2014
Воспитатель народного духа, заступник земли русской, игумен всея Руси — по-разному, но с одним и тем же чувством любви называли преподобного Сергия Радонежского во все времена. Так было и в XIV веке, когда жил святой, и в период Московского царства, и в Российской империи, — так продолжается и сегодня. Лучшее тому доказательство — торжества в честь 700‑летия со дня рождения святого, которые проходят в 2014 году по всей стране, и многочисленные Сергиевские храмы — тоже по всей стране, и в нашем городе в частности. Петербургские храмы преподобного Сергия — какие? Как поживают сегодня? Об этом наш рассказ.

Утраченный, но не забытый

Собор преподобного Сергия Радонежского был одним из старейших храмов нашего города. Он был построен в 1731 году на углу Сергиевской улицы (ныне улица Чайковского) и Литейного проспекта. Храм также называли Артиллерийским, поскольку неподалеку размещался Литейный двор и служащие Пушкарского приказа были прихожанами церкви.
В деревянном храме случались пожары, он трижды перестраивался, прежде чем в конце XIX века архитектор Федор Демерцов поставил на этом месте большой каменный собор, который вмещал до двух тысяч человек. Главный алтарь храма был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского. Поскольку строительство велось в основном на средства Артиллерийского ведомства, храм стал именоваться Собором всей артиллерии, а с 1835 года, по повелению императора Николая I, — Собором всей гвардейской артиллерии.

Матвеев Н. Г., Собор преподобного Сергия Радонежского всей артиллерии (Сергиевский). 1910-е гг..
Собор преподобного Сергия Радонежского всей артиллерии (Сергиевский). 1910-е гг.. Матвеев Н. Г.


Во внутреннем убранстве храма была широко использована военная символика. Здесь также хранилось немало боевых реликвий, связанных с историей гвардейской артиллерии. В главном приделе размещался великолепный вызолоченный иконостас с резными Царскими вратами. Одной из святынь храма была знаменитая Троицкая ризница — облачения для трех священников и диакона, из вишневого бархата, с золотым шитьем и крупным жемчугом, пожертвованные графом Платоном Зубовым. Эти ризы были сшиты из мундиров Екатерины II, в которых она принимала военные парады. В соборе находился большой храмовый образ Сергия Радонежского, а на северной и южной стенах были изображены сюжеты «Явление Божией Матери прп. Сергию» и «Прп. Сергий благословляет Дмитрия Донского».

Сергиевский собор в 1932 году закрыли и вскоре разобрали. Его стены были частично использованы при постройке здания ОГПУ. Именно здесь в 1930‑е годы Анна Ахматова, вместе с тысячами других людей, стояла в бесконечных очередях с передачами для арестованного сына. Именно об этом она написала свой знаменитый «Реквием»…

Как известно, история не имеет сослагательного наклонения, но истинная вера и любовь могут творить чудеса. Не так давно в доме № 6 по Литейному проспекту была открыта мемориальная доска в память о располагавшемся здесь Сергиевском соборе. Как знать, возможно, и сам собор когда-нибудь вновь встанет на этом месте во всей своей красе и величии — подобных примеров в нашем городе немало. Об одном из них — в следующей главе.

Возрожденный к новой жизни

Троице-Сергиева Приморская пустынь — мужской монастырь на берегу Финского залива близ Стрельны — была основана в 1732 году архимандритом Варлаамом, настоятелем Троице-Сергиевой лавры и духовником императрицы Анны Иоанновны. Первым храмом обители стала деревянная церковь преподобного Сергия Радонежского. Сюда часто приезжала Анна Иоанновна, а позже — императрица Елизавета Петровна, которая повелела поставить каменный храм.

В середине XIX века здание церкви оказалось в аварийном состоянии, и на ее месте архитектором Алексеем Горностаевым был сооружен новый храм в византийском стиле. Его внешний облик был довольно типичен, зато внутреннее убранство не повторяло ни одного из ранее построенных в России храмов. От тех времен сохранилось его описание: «Внутри здание церкви представляет собой базилику с тремя нефами и двумя рядами темно-красных гранитных колонн высотой пять метров, поддерживающих хоры. Колонны имеют различные по рисунку капители. Свет проникает в храм из высоких полуциркульных окон-витражей, расположенных на южной и северной стенах. Потолок, как в ранневизантийских базиликах, перекрыт деревянными балками. Пространство между балками расписано византийским орнаментом на золотом фоне. Мозаичный пол представляет собой многоцветную орнаментальную композицию».

Духовный писатель А. Н. Муравьев пожертвовал храму серебряный ковчежец с частицами святых мощей Египетских пустынников, а меценат А. С. Норов — мраморную колонну с образом Рождества Богородицы, привезенную им из иерусалимского дома святых Иоакима и Анны.

Церковь закрыли в 1920‑е годы и в дальнейшем использовали как клуб. Сразу после того как в 1993 году в Троице-Сергиевой пустыни возобновилась монашеская жизнь, в храме была проведена первая Литургия. Службы совершались, а параллельно шло восстановление лепнины фасадов, росписи интерьеров, внутреннего убранства. И хотя работы до конца не завершены и сейчас, уже сегодня церковь выглядит поразительно красивой.

Надвратная церковь Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни, первый храм обители
Надвратная церковь Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни, первый храм обители

Почти единственное напоминание

Продолжаются реставрационные работы и в церкви преподобного Сергия Радонежского, что находится в Пушкине. Это храм бывшего лейб-гвардии 2‑го Стрелкового Царскосельского полка. Он был освящен в 1903 году в присутствии императора Николая II, великих князей Владимира и Сергея Александровичей, а также великой княгини Марии Павловны.
По словам современников, художественная отделка интерьеров храма поражала взгляд. Стены были сплошь покрыты фресками в стиле старинного суздальского письма. Образа располагались в несколько рядов, причем нижние были вставлены в рамы чеканной работы. На плоском потолке голубого цвета со звездами находилось живописное изображение Святой Троицы, а с углов спускались четыре светильника в виде ажурных чаш, проливающих мягкий желтоватый свет. За полукруглой аркой располагался прекрасной работы дубовый иконостас, а в алтаре — мраморный жертвенник, на котором была установлена металлическая доска с именами убитых во время Русско-турецкой войны. Жертвы Первой мировой были захоронены в склепе под храмом.

До наших дней дошли чудом сохранившиеся воспоминания одного из прихожан: «В воскресенье почти всегда ходили к обедне в церковь 2‑го Стрелкового полка. Церковь эта во имя преподобного Сергия Радонежского находилась на Фуражной улице, идущей от местного лазарета на Гатчинской дороге к Софии. Прежде чем попасть в церковь, нужно было войти в большой манеж, в восточной стороне которого и был вход в церковь. А вообще церковь была очень близко от нас, и в пасхальную ночь крест ее, с электрическими лампочками, очень хорошо был виден из окон. Прихожанами были не только солдаты и офицеры, но и окрестные жители. Церковь была очень уютная. Очень хорошо пел хор из солдат. Мне особенно нравилось, когда «шестопсалмие» читал какой-нибудь мальчик из кантонистов…»

Эти воспоминания долгие годы оставались едва ли не единственным напоминанием о храме. Только в 2012 году он был официально возвращен Церкви — без куполов, колокольни, обезображенный позднейшими перестройками, — и вскоре, в день памяти святого Сергия Радонежского, прошло первое богослужение. В том же году начались восстановительные работы. Несмотря на то, что реставраторы располагают лишь старинными фотографиями, в планах строителей завершить работы к октябрьскому дню памяти преподобного Сергия.

Храм преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе. Интерьер церкви. Фото 1904 года.
Храм преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе. Интерьер церкви. Фото 1904 года.

Чистый свет

Рассказ был бы неполным, если бы мы не упомянули о храмах, которые возводятся во имя преподобного Сергия в наши дни. Одна из них — на Средней Рогатке, недалеко от площади Победы.

В конце 1990‑х, вследствие нужды прихода в более вместительного помещения, на одном из островов Среднерогатского пруда начали возводить каменный храм. Посвятить главный и единственный престол было решено игумену Радонежскому. Сначала был сооружен мост, по которому на остров стали доставлять строительные материалы. Затем появились каменные ворота, увенчанные позолоченным крестом и украшенные образом святого Сергия. Вскоре были возведены здание свечной, дом для духовенства и домик привратника, а летом 1999 года, в праздник обретения мощей преподобного Сергия, состоялась торжественная закладка храма. После окончания всех работ его освятили — в праздник 2000‑летия Рождества Христова.
Уже более десяти лет посреди пруда, на небольшом острове, белеет ограда со Святыми вратами. Остров носит имя Сергиев, как и храм, который высится за церковной оградой. Он построен в стиле древних церквей, с одним куполом и стоящей рядом звонницей. Отражаясь в воде, храм вместе с другими постройками составляет единый церковный комплекс, который издали очень похож на монастыри Северной и Средней Руси, какими их строили во времена Средневековья. И порой кажется, будто сам святой Сергий возводил эти стены, как некогда в радонежских лесах, и, войдя в ворота, увидишь его в окружении учеников и сразу узнаешь — по тому чистому свету, что от него исходит. 

Храмы преподобного Сергия в Санкт-Петербурге


Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
г. Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, д. 15. Тел. 647‑07‑30,
pustin.spb.ru.

Храм преподобного Сергия Радонежского в г. Сертолово
Ленинградская обл., Всеволожский р‑н, г. Сертолово,
ул. Школьная, д. 11, корп. 1, 2. Приписан к храму святых царственных страстотерпцев Николая и Александры в г. Сертолово. Построен по образцу храма XVII века в 2002–2003 годах. Возле храма находится целебный родник.

Храм преподобного Сергия Радонежского на Средней Рогатке
Московское шоссе, д. 3. Тел. 323‑86‑29, 323‑86‑53.

Часовня-храм преподобного Сергия Радонежского в ГОУС (П)ОО Военно-космическом кадетском корпусе Петра Великого. П. С., Большой пр., д. 1‑А
Приписан к храму Святой Троицы в Красном Селе (Гарнизонный).

Домовый храм преподобного Сергия Радонежского в школе-интернате № 24
Ул. Новоселов, д. 11. Тел. 446‑66‑56. Основан в 1996 году. Приписан к храму Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской государственной консерватории.

Домовый храм преподобного Сергия Радонежского при больнице РАН
Пр. Мориса Тореза, д. 72. Тел. 293‑27‑51. Приписан к храму Державной иконы Божией Матери на пр. Культуры.

Храм преподобного Сергия Радонежского в Александровском парке
Александровский парк, д. 5, лит. А.

Дмитрий Тарасов
Все фотографии

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Место жительства - Петербург"

19 марта, вторник
rss

№ 7 (июль-август) 2014

Обложка

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Слово главного редактора (июль 2014)
ПРАЗДНИК
28 августа — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
19 августа — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
14 августа — Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня
23 июля — Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)
12 июля — день святых первоверховных апостолов Петра и Павла
7 июля — Рождество Иоанна Предтечи
АКТУАЛЬНО
Парадоксы Первой Мировой
Семья все равно лучше
ПОДРОБНО
Библиотеки нашего времени: духовный музей
Библиотеки нашего времени: реабилитационное учреждение
Библиотеки нашего времени
/ Острый угол / Качество последних дней
/ Интервью / Радость встречи
/ Интервью / Чтение для спасения
/ Взгляд / Только бы они пришли
/ Информация / Церковные библиотеки Санкт-Петербурга
/ Информация / Библиотеки: страницы истории
/ Вопрос-ответ / Остроумная вера
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / Главное чудо
/ Имена / Свобода быть
/ Умный разговор / В заложниках у прогресса
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / диакон Леонид Поляков
/ По душам / Протоиерей Сергий Гарклавс: я еще мало поездил по стране
/ По душам / Конец гонений
/ По душам / Собиратели эпох
/ Приход / Прилежание и верность. К 300‑летию победы при Гангуте
/ Приход / Из века в век: Казанский храм в Вырице
/ Служение / «ГОНКА» со священником
/ Из окна в Европу / Древняя Сердика, новая София
/ Из окна в Европу / Друг по ту сторону фронта
/ Место жительства - Петербург / Сергиев Петербург
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / Летняя «Академия»
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
В монастырь... с красной косичкой