Иконостасы, иконы и панно из дерева

Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
  Войти
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Серебро, очищенное от земли

Выставка "Серебро Господа моего. Евангельские сюжеты в православном искусстве" действует в Государственном музее истории религий до 22 апреля. На ней представлены оклады Евангелий XVII–XIX веков, иконы в драгоценных ризах, богослужебная утварь и паломнические реликвии из Святой Земли.
Журнал: № 3 (март) 2018Страницы: 52 Автор: Мария Сухова Опубликовано: 2 марта 2018

Золотой цвет в иконографии (ближе к Новому времени он появляется и в декоративном убранстве православного храма) несет символику нетварного божественного света: сияние божественной славы Христа и образ Горнего мира. Серебро же чаще ассоциировалось с человеческим целомудрием и личной святостью, с восхождением «по образу и подобию» (Быт. 1, 26) к золоту святости Божией. «Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное», — слово Божие с серебром сравнивал еще псалмопевец Давид (Пс. 11, 7). Поэтому задолго до разделения Церквей христиане стали украшать Евангелия искусной работы окладами из этих драгоценных металлов.

В XVII веке оклады часто делали из досок, обтягивая их дорогой тканью. По углам размещали чеканные образы евангелистов, а посредине — образ Христа на престоле или Воскресение Спасителя. В XVIII веке размер оклада напрестольного Евангелия существенно увеличился, чеканное поле могло занимать всю лицевую его часть, а декор стал более сложным.

В первом разделе выставки представлены напрестольные Евангелия, выполненные на известнейших фабриках золотых и серебряных изделий Д.И. Орлова, В.М. Кункина, которому в 1751 году была дана монополия на изготовление церковной утвари, И.М. Атазевича, с 1802 года возглавлявшего киевскую управу ремесленных цехов и много работавшего для Киево-Печерской лавры, И.А. Алексеева, фабрика которого известна до 1912 года, Я.С. Масленникова — одного из лучших русских чеканщиков второй половины XVIII века. Авторы других окладов известны лишь по инициалам: «Ф.А.», «А.В.», «Е.Г.»… Многие серебряных дел мастера скрываются за скупыми чеканными и гравированными буквами, больше о них сейчас никто ничего не знает.

Довольно часто оклады хранят памятные записи на досках: например, о вкладе данной книги в церковь, или содержат имена благотворителей, на деньги которых они были изготовлены. На внутреннем бортике верхней доски одного из наиболее древних на выставке окладов, изготовленного неизвестным мастером в Москве, сохранилась надпись, которая позволяет его датировать: «Лето 7145(1637) году месяца декабря в 12 день зделано сие евангелие при Царе Государе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Руси, при его царице Евдокии Лукияновне, при патриархе Иоасафе, при митрополите Михаиле Ростовском по РХ 1637 год».

Второй раздел выставки включает в себя одетые в серебряные ризы иконы на евангельские сюжеты: «Благовещение», «Тайная Вечеря», «Иудино лобзание Христа», «Распятие Христа» и другие. Ризы — накладные украшения на иконах — обычно покрывают всю иконную доску, лишь для лика и рук делаются специальные контурные прорези. Сверкающая риза тоже символизирует исходящий от иконы нетварный божественный свет: «Одеяйся светом, яко ризою», — поется в песни Воскресного канона. Ризы можно видеть на иконах всех Поместных Церквей, но излюбленными они стали именно в русском искусстве. Особую популярность снискало благоукрашение богородичных икон. Один из самых первых дорогих окладов из золота и серебра был создан на Руси для Владимирской иконы Божией Матери по заказу князя Андрея Боголюбского.

Иначе ризы называют также окладом. Считается, что в конце XVII века иконный оклад стал самостоятельным видом прикладного искусства. Чеканные барочные иконные ризы были наиболее пышными, со множеством деталей. А в XIX веке, с внедрением в ювелирное дело механизации, для изготовления окладов начинают применять фальцовку (от нем. falzen — «сгибать») и штамповку, которая обычно использовалась на тонких пластинах серебра. Такие оклады были наиболее дешевыми. В начале ХХ века, когда при первых попытках реставрации древней живописи при расчистке потемневшей старой олифы были неожиданно обнаружены яркие краски древнерусских икон, ситуация резко изменилась. Оклады, наряду с потемневшей олифой, стали восприниматься как помеха, скрывающая красоту и смысл образа, — и производство окладов уступило место изучению и возрождению «богословия в красках», как назвал в те годы икону изумленный её красотой профессор Евгений Трубецкой.

Большинство иконных окладов, которые можно увидеть на выставке, изготовлено неизвестными русскими мастерами в XVIII–XIX веках. Дополняет раздел церковная серебряная утварь, а также детали облачения священнослужителей.

Всего на выставке представлено более 70 экспонатов из сокровищницы музея — Фонда драгоценных металлов: драгоценные ризы и утварь, выполненные в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде и Киеве знаменитыми и неизвестными серебряных дел мастерами.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"