Семь решений столетней давности

Парадокс Поместного Собора 1917–1918 годов в том, что он принимал свои решения в условиях, при которых их реализация была почти невозможной. Поэтому они адресованы не столько современникам, сколько нам. Проведем инвентаризацию некоторых «нормативных актов» Cобора — насколько они соответствуют нынешней церковной действительности
Журнал: № 7-8 (июль-август) 2017Страницы: 24-27 Автор: Тимур Щукин Опубликовано: 25 августа 2017

Решение первое: ВСЯ ВЛАСТЬ СОБОРАМ

ТОГДА:

В Православной Российской Церкви высшая власть — законодательная, административная, судебная и контролирующая — принадлежит Поместному Собору, периодически, в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян… (Здесь и далее цитируются официальные определения и постановления Собора 1917–1918 годов).

СЕЙЧАС:

Поместному Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вопросах избрания Пат­риарха Московского и всея Руси и ухода его на покой, предоставления автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви, а также… по предложению Архиерейского Собора [он] вырабатывает позицию церковной полноты по важнейшим вопросам, касающимся внутренней церковной жизни, взаимоотношений с другими Поместными Церквами, с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, взаимоотношений между Церковью и государствами, а также Церковью и обществом на канонической территории Русской Православной Церкви… [Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян] (Здесь и далее цитируется Устав Русской Православной Церкви 2000 года в редакции 2016 года).

СРАВНЕНИЕ:

С одной стороны, власть Поместного Собора как будто сужена до выработки, так сказать, «конституционных норм» церковного законодательства. С другой стороны, в определении 1917 года высшая власть Собора только задекларирована, и по большей части практические аспекты её применения не прописаны, в отличие от соответствующего текста современного устава. Возможно, конкретизация привела бы членов Собора к тому, чтобы делегировать часть от «полноты власти» каким-либо другим органам управления. Например, судебная власть несомненно была бы передана Высшему Церковному Суду, будь он создан. Также стоит отметить, что функцию «в определенные сроки созываемого» Собора сейчас фактически выполняет Архиерейский Собор.


Решение второе: ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА

ТОГДА:

Восстановляется патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом. Патриарх является первым между равными ему епископами. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору… Патриарх Российской Церкви есть первоиерарх её и носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея России». Патриарх… имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Российской Церкви, в потребных случаях предлагать о надлежащих для того мероприятиях Священному Синоду или Высшему Церковному Совету и является представителем Церкви пред государственною властью… имеет высшее начальственное наблюдение за всеми центральными учреждениями при Священном Синоде и Высшем Церковном Совете, за правильным течением в них дел и за исполнением постановлений Синода и Совета.

СЕЙЧАС:

Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси»… имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем… Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх Московский и всея Руси: несет ответственность за исполнение решений Соборов и Священного Синода; представляет Соборам отчеты о состоянии Русской Православной Церкви за межсоборный период; поддерживает единство иерархии Русской Православной Церкви и т. д.

СРАВНЕНИЕ:

Между определением 1917 года и современным уставом очень много второстепенных расхождений — в основном они касаются взаимодействия Патриарха с органами церковной власти, которых не было в 1917 году: Архиерейский собор, Межсоборное присутствие, Общецерковный суд и т. д. Кроме того, полномочия и обязанности Патриарха в современном уставе прописаны более подробно. В целом же роль Предстоятеля Русской Церкви не изменилась — как сто лет назад, так и теперь в промежутках между соборами он является ключевой фигурой в управленческом аппарате Русской Церкви и одновременно символом церковного единства.


Решение третье: СИНОД И СОВЕТ

ТОГДА:

Управление церковными делами принадлежит Всероссийскому Патриарху совместно с Священным Синодом и Высшим Церковным Советом… Священный Синод состоит из Председателя-Патриарха и двенадцати членов: Киевского Митрополита, как постоянного члена Синода, шести иерархов, избираемых Поместным Всероссийским Собором на три года, и пяти иерархов, вызываемых по очереди на один год… В состав Высшего Церковного Совета входят Патриарх — Председатель и пятнадцать членов: три иерарха из состава Священного Синода, по его избранию, и по избранию Всероссийского Поместного Собора: один монах из монастырских иноков, пять клириков и шесть мирян.

СЕЙЧАС:

Священный Синод, возглавляемый Патриархом Мос­ковским и всея Руси (Местоблюстителем), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами… Священный Синод состоит из председателя — Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев… Высший Церковный Совет является исполнительным органом Русской Православной Церкви, действующим при Патриархе Московском и всея Руси и Священном Синоде. В период междупатриаршества Высший Церковный Совет действует при Местоблюстителе и Священном Синоде… Высший Церковный Совет состоит из председателя — Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), членов Высшего Церковного Совета по должности [то есть руководителей синодальных учреждений], а также членов, назначенных Священным Синодом [из числа руководителей подразделений Московской Патриархии, Синодальных или иных общецерковных учреждений].

СРАВНЕНИЕ:

Функции современных Синода и Совета (возрожден в 2011 году) в целом соответствуют функциям этих органов в Определениях Поместного Собора. Существенно различается способ формирования этих органов. Сто лет назадпредполагалось, что члены этих органов будут избираться Поместным Собором, сейчас это прерогатива Патриарха и Синода.


Решение четвертое: ВЫБОРНОСТЬ АРХИЕРЕЯ

ТОГДА:

Избрание епархиального архиерея производится следующим образом. По освобождении епархиальной кафедры, прежде замещения её, архиереи округа, или, при отсутствии округов, Священный Синод Российской Церкви, составляет список кандидатов, в который, после канонического одобрения, включаются и кандидаты, указанные епархией. По обнародовании в епархии списка кандидатов, архиереи округа или архиереи, назначенные к участию в избрании епархиального архиерея Освященным Синодом, клир и миряне епархии совместно производят по особым Правилам выборы кандидата, голосуя одновременно всех, указанных в списке, причем получивший не менее 2/3 голосов считается избранным и представляется на утверждение высшей церковной власти… В исключительных и чрезвычайных случаях, ради блага церковного, допускается назначение и перемещение архиереев высшею церковной властью.

СЕЙЧАС:

Епархиальный архиерей избирается Священным Синодом, получая о том указ Патриарха Московского и всея Руси.

СРАВНЕНИЕ:

Поскольку весь XX век был ситуацией «исключительного и чрезвычайного случая», от выборности архиереев Русская Церковь отказалась. Впрочем, как показывает история (см. «ВЖ» № 5 за 2017 год), «недемократичное» избрание архиерея было свойственно церковной общине на протяжении большей части её жизненного пути.


Решение пятое: ОТ ПРИХОДСКОЙ ОКРАИНЫ К ЕПАРХИАЛЬНОМУ ЦЕНТРУ

ТОГДА:

Епархиальные Собрания составляются из представителей клира и мирян в равном числе, избираемых на три года. Представители на Епархиальных Собраниях избираются Окружными Собраниями [то есть собраниями благочиннического округа], состоящими из всех членов клира округа и такого же числа мирян, избираемых Приходскими Собраниями. В случае затруднительности такого способа избрания представителей на Епархиальном Собрании, Окружные Собрания посылают своих представителей на Уездные Собрания, которые и производят избрание депутатов на Епархиальное Собрание. Члены Епархиального Совета участвуют в Епархиальном Собрании наравне с другими его членами.

СЕЙЧАС:

Епархиальное собрание… состоит из клира, монашествующих и мирян, проживающих на территории епархии и представляющих канонические подразделения, входящие в состав епархии… Членами епархиального собрания по должности с правом решающего голоса являются викарные архиереи.

СРАВНЕНИЕ:

В современном церковном законодательстве отсутствует понятие благочиннического Окружного собрания. Приходское собрание также не имеет полномочий избирать делегатов на Епархиальное собрание. На данный момент последнее формируется из представителей приходов и других канонических подразделений епархии, причем порядок формирования не оговорен. Степень (выраженная численно) участия мирян в Епархиальном собрании, как и в других церковных структурах, не прописана.


Решение шестое: МИРЯНЕ НА АМВОНЕ

ТОГДА:

Право церковного учительства принадлежит пас­тырям Церкви, для большего же усиления и развития православно-христианского благовестия, сообразно с требованиями настоящего времени, весьма желательно привлекать к делу не только диаконов и псаломщиков, но и способных к проповедничеству благочестивых мирян, причем участие тех и других в служении слову, наиболее удобное и полезное в области внебогослужебной проповеди, может быть допускаемо и на церковной кафедре за богослужением, по благословению епископа и с разрешения в каждом отдельном случае местного священника. Не принадлежащие к клиру проповедники, заявившие себя особенною ревностью в церковном учительстве, посвящаются в стихарь и именуются благовестниками.

СЕЙЧАС:

По благословению настоятеля прихода осуществлять катехизическую деятельность могут клирики прихода, студенты и выпускники духовных школ и профильных учебных заведений, а также миряне, получившие соответствующее образование и квалификацию катехизатора. При этом деятельность мирян в области катехизации не должна подменять собой пастырское служение клирика и его духовное руководство (О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви. 2011 год).

СРАВНЕНИЕ:

Норма столетней давности, позволяющая мирянину произносить проповедь с амвона, никогда не была отменена, но и не повторялась в определениях Соборов XX века. Нет такой нормы и в современных церковных документах. С другой стороны, нынешнее законодательство тяготеет к тому, чтобы четко различать учительскую деятельность священника и катехизаторскую деятельность, к которой могут привлекаться и миряне. Впрочем, между учительством и катехизацией грань настолько тонка, что на практике её переступают очень часто.


Решение седьмое: ЖЕНЩИНА И ЕЁ ПРАВА

ТОГДА:

Признавая полезным привлечение женщин к деятельному участию на всех соответствующих их призванию поприщах церковного служения, Священный Собор Православной Российской Церкви определяет: Сверх предоставленного Священным Собором права женщинам участвовать в Приходских Собраниях и Приходских Советах и занимать должности церковных старост, предоставить им также: право участия в благочиннических и Епархиальных Собраниях, и право занимать должности во всех епархиальных просветительских, благотворительных, миссионерских и церковно-хозяйственных учреждениях, за исключением Благочиннического и Епархиального Советов и учреждений судебных и административных и в исключительных случаях допускать женщин к исполнению должности псаломщика со всеми правами и обязанностями штатных псаломщиков, но без включения в клир.

СЕЙЧАС:

Церковь Христова во всей полноте раскрыла дос­тоинство и призвание женщины, дав им глубокое религиозное обоснование, вершиной которого является почитание Пресвятой Богородицы… Церковь высоко почитает евангельских жен-мироносиц, а также многочисленные лики христианок, прославленных подвигами мученичества, исповедничества и праведности. С самого начала бытия церковной общины женщина деятельно участвует в её устроении, в литургической жизни, в трудах миссии, проповедничества, воспитания, благотворительности (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).

СРАВНЕНИЕ:

Разумеется, в нынешнем церковном законодательстве нет никаких специальных определений относительно роли женщин в Церкви. Потому что сама жизнь, сами процессы, протекавшие в XX веке, объяснили православным христианам, что «женщина тоже человек». Действительно, все перечисленные соборным определением 1917 года функции женщины сейчас воспринимаются как сами собой разумею­щиеся.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ"