Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
  Войти
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Самый красивый музей

Мы поговорили о богословском смысле красоты, о философском, а теперь поговорим о, кажется, самом обычном материальном. Местами особой концентрации красоты в этом смысле являются музеи. Наши соотечественники, посещавшие финской город Куопио, наверняка знают, что там находится православный музей Финляндии «Риза». Ну а тем, кто этого не знает, наверняка полезно будет узнать: границы снова откроются, и мы сможем совершать заграничные путешествия, как раньше, а Финляндия — ближайшая заграница для петербуржцев. Если вы мечтаете о паломничестве в Ново-Валаамский монастырь, помните, что неподалеку находится еще один очень интересный объект.  
Раздел: ПОДРОБНО
Самый красивый музей
Журнал: № 01 (январь) 2021Автор: Татьяна Кириллина Опубликовано: 29 января 2021

После эвакуации

Православный музей Финляндии был основан в 1957 году в Куопио. Как известно, в результате Второй мировой войны Приладожье и Карельский перешеек отошли к СССР, а именно там проживала большая часть финляндского православного населения — 17 приходов, 55 тысяч человек. И насельники монастырей, и простые люди не желавшие жить под советской властью, были эвакуированы вглубь Финляндии. В результате войны Финляндская Православная Церковь потеряла 90% имущества: 75 церквей, 76 часовен, 50 кладбищ и имущество четырех монастырей — Валаамского, Коневского, Печенгского и Линтульского. Всё это либо погибло в результате военных действий, либо осталось на отошедших к СССР территориях. То, что смогли эвакуировать, было роздано во вновь образованные финские православные приходы, монастырям в их новые обители, а наиболее древние и ценные предметы было решено поместить в музей. Сначала он работал в подвальном помещении православного прихода Куопио, а в 1969 году переехал в специально построенное здание, где также разместилась и кафедра архиепископа Финляндии, и церковное управление.

Кенотаф святого Арсения Коневского и покров, подаренный императрицей Марией Александровной, в постоянной экспозиции музея «Риза». Фотоархив музея
Кенотаф святого Арсения Коневского и покров, подаренный императрицей Марией Александровной, в постоянной экспозиции музея «Риза». Фотоархив музея

У истоков создания музея стоял архидиакон Лео Касанко (1906–1973), секретарь архиепископа Карельского и Финляндского Германа (Аава; 1878–1961). Именно его обязанностью стал учет и каталогизация эвакуированного имущества. Он определял, какие предметы будут храниться в музее, а какие должны быть переданы для богослужения на Новый Валаам и в новые церкви и часовни, строившиеся в Финляндии в 1950-х годах. Основу коллекции музея составили эвакуированные из карельских монастырей и приходов иконы, церковный текстиль, рукописи и старопечатные книги, богослужебные предметы, архивные документы.

Малый покровец из Печенгского монастыря. Фото Хенна Хиетайнен.
Малый покровец из Печенгского монастыря. Фото Хенна Хиетайнен. 

— Наш музей считает себя преемником созданного в 1911 году в Валаамском монастыре Древлехранилища — епархиального музея, насчитывавшего в 1930-е годы 1600 экспонатов, — рассказывает научный сотрудник музея Илона Пелгонен. — Многие предметы музея в Куопио уже тогда не использовались в богослужениях, а находились в этом валаамском музее.

Постепенно пополнялся фото- и документальный архив музея; частные дарители передавали музею предметы, относящиеся к православной культуре. Иногда коллекция пополнялась неожиданными способами: например, при ремонте одного из старых зданий в центре Куопио на чердаке была найдена спрятанная в опилки икона преподобного Корнелия Палеостровского, тоже переданная в музей.

В 2018 году финский художник и коллекционер Ристо Вилхунен передал в музей свою коллекцию (1200 предметов христианского искусства), большую часть которой составляют меднолитые иконы и кресты. На протяжении многих лет он приобретал их на аукционах и у частных лиц. В настоящее время они представлены в музее на выставке «Божественный свет». Поступают в музей и иконы современных финских иконописцев, выполненные в разных техниках.



 

Царские экспонаты

Лампада фирмы Фаберже, подаренная Великим князем Дмитрием Константиновичем Валаамскому монастырю (в виде его шлема). Фото Хенна Хиетайнен
Лампада фирмы Фаберже, подаренная Великим князем Дмитрием Константиновичем Валаамскому монастырю (в виде его шлема). Фото Хенна Хиетайнен

— Более двухсот экспонатов музея мы называем «царскими» — это дары российских императоров и членов царской семьи карельским монастырям либо предметы, так или иначе связанные с их визитами на Валаам и их памятью, — продолжает рассказ Илона. — В большинстве своем эти экспонаты тоже были представлены в Древлехранилище Валаамского монастыря. У нас хранятся облачения и богослужебные предметы, подаренные Валаамскому и Коневскому монастырям императорами Петром I, Елизаветой Петровной, Николаем I, Александрами I, II, III. Некоторые из них представлены в постоянной экспозиции музея, например фуражка и перчатки Александра II, переданные в Валаамский монастырь Екатериной Долгоруковой, лампада финского мастера Виктора Аарне, работавшего в фирме Фаберже, подаренная великим князем Дмитрием Константиновичем, расстрелянным в 1918 году, открытка, изготовленная последней императрицей Александрой Феодоровной и присланная фрейлине Анне Танеевой (Вырубовой) из Тобольска, серьги, также подаренные Анне императрицей, икона из спальни Елизаветы Петровны и многое другое. Наша коллекция перекликается с коллекцией Ново-Валаамского монастыря. Например, часть комплекта покровцов, разные тома одной рукописи, части одной серии облачений могут быть частично у нас, частично у них. Так получилось потому, что распределение предметов в свое время проходило в условиях почти военно-полевых.

Фуражка и перчатки Александра II. Фото Пентти Потконен
Фуражка и перчатки Александра II. Фото Пентти Потконен

К «царским» экспонатам относится и архив ближайшей подруги императрицы Александры Феодоровны Анны Вырубовой-Танеевой. Он был передан в музей финским священником, знакомым со служанкой Анны Танеевой Верой Запеваловой, после смерти последней. 

Анна Танеева (Вырубова), инокиня Мария. Фотоархив музея
Анна Танеева (Вырубова), инокиня Мария. Фотоархив музея

Документы не случайно были переданы в церковный музей: Анна Вырубова приняла постриг в Валаамском монастыре с именем Мария. В Линтульский монастырь её не приняли по причине инвалидности, и она жила в Хельсинки как монахиня в миру со своей верной спутницей Верой. Архив содержит переписку матери Марии с различными лицами, среди которых святой Иоанн Валаамский (письма к ней вошли в сборники «Письма валаамского старца»), игумен Маврикий, доктор Иван Манухин, епископ Хельсинкский Александр. Также имеются фотографии, рисунки Анны, рекомендательные письма Маннергейма, записки, письма и телеграммы императрицы и царских детей.

Несмотря на ценность архива, изучен он мало: например, письма на английском языке, которые, как считается, написаны от имени императрицы, до сих пор не изучены — при том, что разные части одного письма имеются и в музее Куопио, и в библиотеке Йельского университета, где экспонаты оцифрованы и доступны каждому на сайте.

— Анна отправляла имеющиеся у нее альбомы и царские документы за границу, находясь в смертельной опасности, поэтому у нее совершенно не было возможности их распределить. Для научного изучения данного архива нужно очень хорошо, в мельчайших подробностях, знать историю царской семьи, — замечает Илона.

 


Для финнов и для русских

— В настоящий момент в музее три постоянных сотрудника: директор, я — проектный научный сотрудник, отвечающий за архив и коллекцию старопечатных книг и рукописей, и ассистент, отвечающая за фотоколлекцию. Но в ближайшее время планируется открытие еще двух вакансий. Кадры меняются довольно часто, так как в Финляндии распространена так называемая проектная работа, когда специалиста берут только на определенный срок для выполнения какого-либо проекта. Это, конечно, не дает выращивать хороших специалистов, знающих свое дело, тем более — в такой специфической для Финляндии области, как православная культура, — сожалеет Илона .

Илона Пелгонен (справа) и Леена Сяппи составляют опись коллекции рушников Нового Валаама
Илона Пелгонен (справа) и Леена Сяппи составляют опись коллекции рушников Нового Валаама

Основные посетители музея — это финны-пенсионеры, поскольку в их среде популярны групповые поездки по стране: «Православных в Финляндии всего около 60 тысяч человек, поэтому для основного числа посетителей, представителей лютеранства, православная культура — нечто новое и загадочное, никого не оставляющая равнодушным. Коллекция музея и, в частности, его новый облик после ремонта впечатляют всех, в том числе и не знакомых с православием. Многие считают наш музей „Риза“ самым красивым в Финляндии. Все находят в экспозиции что-то интересное для себя. Женщин привлекают текстильные экспонаты и ткани, детей завораживает блеск золотых, серебряных изделий с драгоценными камнями — в Финляндии такие предметы увидишь нечасто. Мужчины интересуются историей, особенно тем, что связано с войной. Привыкшие к лютеранской простоте и скромности финны поражаются роскошью и богатством экспонатов музея. Постоянные посетители — ученики курсов иконописи, школьные группы в рамках уроков религии, которые в Финляндии являются частью обязательной программы. Русских групп не так много, как хотелось бы, а сейчас и вовсе нет. Специальных паломнических туров к нам нет, но найти музей несложно: мы находимся почти в центре Куопио. Многие туристы совмещают визит к нам с посещением Ново-Валаамского монастыря. Этим летом в Куопио планируется открытие популярного в Европе автобуса Hop On - Hop Off, в котором туристы могут спокойно передвигаться по городу, не беспокоясь о парковке.

Музей поддерживает связи с Россией, Илона Пелгонен и раньше участвовала в российских научных конференциях, и собирается продолжать, когда ситуация с коронавирусом стабилизируется. Сотрудники музея проводят лекции и тематические презентации коллекции. У музея есть друзья — они входят в общественную организацию «Друзья музея „Риза“» и платят взносы, идущие на поддержку музея. Возглавляет её митрополит Карельский и Куопиоский Арсений (Хейккинен). Эта организация приобретает, в том числе, и произведения современных художников для коллекции. Например, были приобретены картины Ирины Затуловской, российской художницы, избранной в Финляндии художником года в 1997 году. Для друзей музея регулярно проводятся вечера.

Епископ Петергофский Силуан, Илона Пелгонен, архиепископ Хельсинкский и Финляндский Лео
Епископ Петергофский Силуан, Илона Пелгонен, архиепископ Хельсинкский и Финляндский Лео

— Сейчас у нас в разработке новый проект, профинансированный министерством культуры Финляндии, он направлен на развитие научного и туристического сотрудничества с Россией, — делится планами Илона. — В рамках этого проекта будет разработан виртуальный тур по музею, с помощью которого туристы могут заранее познакомиться с нашей экспозицией, а также будет портал, представляющих экспонаты «Ризы», происходящие из разных стран мира — Японии, США, Китая. С помощью него мы надеемся получить дополнительную информацию о них и, конечно же, наглядно представить широту охвата нашей коллекции и её значимость. Кроме того, будет разработана мобильная версия игры для детей на основе музейной коллекции, очень популярной у наших маленьких посетителей. Сейчас она существует в бумажной версии, но в скором времени появится в качестве мобильного приложения. Следующая наша временная выставка под рабочим названием «Красота спасет мир» планируется к открытию этой весной. Мы хотим представить экспонаты из наших хранилищ, еще неизвестные посетителям, продолжая знакомить с красотой и богатством православной культуры. Надеюсь, границы откроются, и у россиян появится возможность посетить нас.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"