Русско - японский святой

Христианство дважды приходило в Японию. В первый раз вместе с миссионерами-иезуитами, которые построили сотни храмов и обратили ко Христу десятки тысяч местных жителей. Вторая попытка крестить «страну восходящего солнца» была предпринята православным миссионером — епископом Николаем (Касаткиным), 100‑летие со дня кончины которого мы отмечаем 3 февраля.
Раздел: Имена
Русско - японский святой
Журнал: № 2 (февраль) 2012Автор: Михаил Шкаровский Опубликовано:
Христианство дважды приходило в Японию. В первый раз вместе с миссионерами-иезуитами, которые построили сотни храмов и обратили ко Христу десятки тысяч местных жителей. Казалось, вот-вот Япония станет христианской… Но нет, проповедь была потоплена в крови страшных гонений. Вторая попытка крестить «страну восходящего солнца» была предпринята православным миссионером — епископом Николаем (Касаткиным), 100‑летие со дня кончины которого мы отмечаем 3 февраля. О том, был ли православный миссионер удачливее католического, рассказывает доктор исторических наук Михаил Шкаровский.

Первые шаги
Иван Дмитриевич Касаткин родился 1 августа 1836 года в селе Береза Вельского района Смоленской губернии в семье сельского диакона, окончил Вельское Духовное училище, в 1856 году — Смоленскую семинарию, в 1860 году — Санкт-Петербургскую Духовную академию. Именно учеба в академии сформировала замечательные духовные качества святителя. Вскоре после ее окончания Иван заметил объявление с предложением выпускникам отправиться в Японию на место настоятеля храма при недавно открытом русском консульстве в городе Хакодате на острове Хоккайдо. И в тот же день во время Всенощной он решил принять монашество и поехать в Японию. Ректор академии епископ Нектарий (Надеждин) благословил его порыв, и 23 июня 1860 года юношу постригли в монашество с именем Николай, а 30 июня он был рукоположен в иеромонаха.

2 июля 1861 года отец Николай прибыл в городе Хакодате и начал служить в Воскресенской церкви (этот красивый каменный храм сохранился, и сейчас его настоя-телем служит выпускник Духовных школ северной столицы отец Николай Дмитриев). В то время о христианстве в Японии не могло быть и речи: закон о запрещении чуждых религий был крайне строг, неповиновение каралось смертью. Отец Николай готовился к своей миссии: выучил японский язык, изучил местные обычаи, историю, культуру и религии. Первым японцем, обращенным в православие, стал бывший самурай Такума Савабе, состоявший в тайной организации, члены которой готовились истребить всех появившихся в Японии иноземцев. Вскоре Савабе привел к отцу Николаю двух своих ближайших друзей, и в апреле 1868 года они приняли тайное крещение. Впоследствии Т. Савабе стал прославленным проповедником, первым японцем, удостоенным священного сана.

Национальная Церковь
В 1868 году в Японии произошла «реставрация Мэйдзи», повернувшая страну на путь прозападных реформ. Закон о противостоянии чуждым религиям отменили, и отец Николай смог расширить миссионерскую деятельность. В 1870 году Святейший Синод Российской Православной Церкви удовлетворил ходатайство отца Николая об учреждении в Японии особой Духовной Миссии для проповеди православия с возведением ее начальника в сан архимандрита. В начале 1872 года архимандрит Николай переехал в Токио, где приступил к устройству зданий Миссии. Во второй половине 1877 года Миссия стала регулярно издавать журнал «Кёокай хоти» («Церковный вестник»), к 1878 году в Японии насчитывалось 4115 христиан, существовали многочисленные христианские общины. 30 марта 1880 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Николая во епископа Ревельского.

Успех миссии святителя Николая объяснялся тем, что Японская Православная Церковь с самого начала имела национальные черты. Владыка бережно относился к японской культуре и использовал традиционную структуру японского общества: крестились не отдельные японцы, а целые семьи. Так была заложена устойчивая традиция: в дальнейшем дети, внуки и правнуки в этих семьях, как правило, оставались православными. Святитель Николай перевел на японский язык Священное Писание и несколько бого-служебных книг. Для подготовки пастырей была открыта Токийская Духовная семинария (в 1878 году) и несколько катехизаторских школ, в японской столице — женское церковное училище. В 1888 году в Японии уже несли службу 16 православных священников и 139 катехизаторов, только за этот год было совершено 2420 крещений.

8 марта 1891 года в Токио был освящен величественный собор Воскресения Христова, построенный на пожертвования и известный японцам как «Никорай-доо» («храм Николая»). В то время он являлся крупнейшим зданием японской столицы. У святителя Николая были планы обратить в Православие императора и важнейших сановников государства, что в дальнейшем привело бы в Православную Церковь основную часть населения Японии. Однако этому помешал ряд неблагоприятных факторов. Одним из них стал «инцидент в год Отсу (Оцу)»: в мае 1891 года самурай серьезно ранил цесаревича Николая (будущего императора Николая II) во время его пребывания в Японии. Личное заступничество епископа Николая сыграло важную роль в предотвращении русско-японского столкновения, но отношения между странами ухудшились.

Активная миссионерская деятельность святителя продолжалась. Главным органом управления создаваемой Японской Церкви являлся церковный совет под председательством Владыки Николая при членах — токийских катехизаторах, ежегодно проводились церковные соборы с участием мирян, даже женщин, избираемых депутатами церковных общин. Миссия имела свое издательство и хорошую библиотеку, в разное время выходило несколько ее печатных органов. К 1 января 1904 года в стране насчитывалось 260 православных общин и 39 духовных лиц, из них 36 — японцев.

Владыка Николай был ярко выраженным харизматическим миссионером, он написал несколько статей в российские журналы, сообщая о деятельности Миссии и вводя японскую культуру и историю в сферу интересов российской аудитории. Следует отметить, что с самого начала деятельности православной и англиканской Миссий в Японии у них были дружественные отношения. В дневниках святого Николая упоминаются англиканские епископы и священники, которые часто посещали его, а он — их.

Духовный нейтралитет
В 1904 году началась Русско-японская война, и владыка Николай единственным из русских остался в Японии: он был настоящим патрио-том и искренне переживал неудачи Родины в войне, но не мог бросить свою паству. Он перестал вести служения, объясняя своим ученикам: «Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я как русский подданный не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством… Впредь я уже не буду принимать участие в общественных бого-служениях… Я отдамся всецело переводу наших богослужебных книг».

При этом святитель Николай благословил паству на войну с Россией, как того требовал их гражданский долг. Однако многим православным японцам в провинции пришлось испытать притеснения со стороны соотечественников. Епископ Николай организовал заботу о 73 000 русских военнопленных. Деятельность владыки во время войны была высоко оценена и в Японии, и в России. Император Николай II наградил святителя орденом святого Александра Невского, а 24 марта 1906 года Святейший Синод возвел его в сан архиепископа Токийского и всея Японии.

Кончина и прославление
Владыка Николай скончался 3 февраля 1912 года и с разрешения императора был похоронен в пределах Токио, на престижном кладбище Янака, оставив после себя собор, 8 храмов, 175 молитвенных домов, 276 приходов, епископа, 34 священника, 8 диаконов и 115 проповедников. Общее число православных японцев достигало 34110 человек, не считая 8170 человек, усопших ранее. Среди множества прощальных подношений был и венок от японского императора Мэйдзи, такой чести иностранцы удостаивались впервые.
Святой равноапостольный Николай и сейчас пользуется большим почитанием в Японии. 10 апреля 1970 года он был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью. Во время канонизации верующие хотели перенести святые мощи в Воскресенский собор, но власти не разрешили, указав, что святой Николай принадлежит всему японскому народу, поэтому останки его должны остаться на народном кладбище Янака (на возникшем со временем православном участке). Но некоторые извлеченные частицы мощей были переданы в разные храмы: в Токийском соборе есть мощевик святителя Николая, икона с частицами мощей имеется в Хакодате, в 2003 году митрополит Токийский Даниил передал еще одну частичку приходу на родине святителя в деревне Береза, а в 2008 году — в Успенский храм Владивостока. В Японии имеется несколько храмов, освященных во имя святого: часовня на территории Воскресенского собора в Токио, один из приделов этого храма; церковь святителя Николая в Маэбаси. В России в 2000‑е годы во имя святителя были освящены храмы в поселке Мирном и в Москве. В начале 1990‑х годов в Российском государственном историческом архиве Санкт-Петербурга нашлись дневники святителя Николая, которые в 1994 году были изданы в Японии.

Наследие и наследники
Приемником архиепископа Николая стал магистр богословия, бывший ректор Санкт-Петербургской Духовной академии (в 1905–1908 годах) епископ Киотский Сергий (Тихомиров). 21 марта 1908 года он был назначен помощником начальника, а мае 1912 года — начальником Японской Православной Миссии с титулом епископа Японского (с 1921 года — архиепископ, с 1931 года — митрополит).

Святой равноапостольный Николай сделал многое для создания новой Поместной Церкви: перевел Священное Писание и богослужебные книги, активизировал катехизацию, сформировал клир из представителей местного населения. В последние годы жизни святителя в Японской Церкви обозначилось стремление к независимости от Матери-Русской Церкви. Вся тяжесть этой проблемы, усиленной событиями японской и русской истории первой половины ХХ века, легла на плечи владыки Сергия.

После прихода большевиков к власти всякое финансирование из России, бывшее основным источником жизнедеятельности Японской Православной Церкви, было прекращено, контакты с митрополией прерваны, и Церковь «страны восходящего солнца» де-факто обрела автономию. Но владыка Сергий сумел сохранить ее принадлежность к Московскому Патриархату. Ему также удалось восстановить здания Миссии и Воскресенский собор, сильно поврежденный самым сильным в истории Японии землетрясением 1 сентября 1923 года.
В 1940 году под давлением японских милитаристов митрополит Сергий был отстранен от управления Церковью (за сохранение верности Московскому Патриархату). К управлению Церковью приступил мирянин (!) Арсений Ивасава. Власти разработали план создания подконтрольной им автокефальной Церкви, включив в нее Миссию в Корее и русские эмигрантские приходы в оккупированной японцами части Китая. Однако из этих планов ничего не осуществилось из-за сопротивления самих православных японцев.
Митрополит Сергий 8 октября 1941 года устроил в своем доме молитвенное помещение, где совершал богослужения. С 1944 года он возобновил переписку с Московской Патриархией, но 12 апреля 1945 года был арестован, на несколько месяцев заключен в тюрьму, а 10 августа скончался (по некоторым сведениям от последствий пыток). К сожалению, духовный подвиг ученика и преемника святого Николая до сих пор малоизвестен.

В послевоенные годы Японская Православная Церковь перенесла много нелегких испытаний: расколы, подчинение под давлением оккупационных властей Американской митрополии, но в 1970 году вновь вернулась в юрисдикцию Московского Патриархата в качестве автономной. В настоящее время она насчитывает 9900 верующих и около ста приходов. Связи с Россией постоянно укрепляются: в 2005 году в Японию был направлен насельник Троице-Сергиевой Лавры иеромонах Герасим для создания первого православного монастыря на японской земле, а в 2008 году в Токио был построен новый русский храм святителя Николая Чудотворца.  

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Имена"

18 апреля, четверг