Реабилитация по-коммунарски

При первом и пока единственном православном храме в Коммунаре действует реабилитационный центр «Возвращение», помогающий тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Зависимые, бездомные, вышедшие из тюрьмы — всем этим людям приход святого равноапостольного князя Владимира готов не только предоставить крышу над головой, но и помочь вернуться обратно в общество. 
Журнал: № 5 (май) 2019Страницы: 36-39 Автор: Евгений ПереваловФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 13 мая 2019

БАНЯ, БОЛЬНИЦА И ГОСТИНИЦА

Коммунар, наверное, один из самых неизвестных пригородов Санкт-Петербурга. Основа его экономики — целлюлозно-бумажное производство, в нем занята большая часть коммунарцев. Городом Коммунар стал меньше 30 лет назад. Здесь нет исторического центра, дворцов и парков, по большому счету, весь Коммунар — это промышленные предприятия и прилегающие к ним жилые кварталы.

Храм святого князя Владимира в городе появился совсем недавно — в 2012 году — и сразу стал «народным». Не только потому, что прихожане принимали самое активное участие в его строительстве, но и благодаря помощи, которую приход оказывает обратившимся за помощью людям — а таковых, как говорит настоятель прихода иерей Алексий Дудин, здесь хватает.

— Еще Чехов заметил, что в нашем народе широко распространены две болезни: злая жена и алкоголизм, — рассказывает священник. — К Коммунару это тоже относится. Обращаются к нам, просят помочь — кого-то супруга из дома выгнала, кто-то пьет и остановиться не может. Что в такой ситуации делать? Можно, конечно, накормить, поделиться одеждой и отпустить дальше «на вольные хлеба». Но человеку это вряд ли сильно поможет. Мы стали думать над тем, как вернуть этих потерявшихся людей обратно в общество.

Заниматься социализацией людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, — дело непростое.

— В 2011 году, когда я стал настоятелем, — говорит отец Алексий, — у прихода была только земля, строительство храма лишь предстояло начать. Мы скитались по всему Коммунару — служили во временном храме в городской больнице, но вскоре её закрыли и нас попросили съехать. Пока ставили стены и купола нового храма, пришлось послужить и в помещении Дома культуры, и в здании бани.

Как предоставить приют тем, кто остался без крыши над головой, если сам ютишься то в больнице, то в бане? На помощь пришла директор городской гостиницы Алла Васильевна Змушко. Гостиница, несколько комнат которой директор предоставила приходу, занимала помещение бывшего профилактория.

— Мы поселили там некоторых наших подопечных, — вспоминает настоятель, — но искушений всё равно оставалось много. Уследить за всеми там было сложно.

Храм святого князя Владимира открылся в Коммунаре в 2012 году

Храм святого князя Владимира открылся в Коммунаре в 2012 году

ХРАМ И ХЛЕБ

Когда задача с кровом была решена, перед приходом встал вопрос, чем занять своих подопечных. Ответ нашелся быстро — храм строился, а лишние рабочие руки никогда не помешают. Профессиональные строители поставили только стены и купола, остальное доверили трудникам и добровольцам из прихожан.

— Внутреннее убранство, колокольня, кованый забор, некоторые элементы иконостаса — всё это трудники сделали сами, — объясняет настоятель. — Среди наших подопечных попадаются порой настоящие мастера на все руки, они могут выполнять очень сложные работы.

Встречались, впрочем, и обратные примеры. Отец Алексий вспоминает, как однажды дал трудникам задание прикрепить карниз над окнами. Когда пришел черед вешать шторы, карниз под их тяжестью рухнул вниз. Оказалось, что «умельцы» не нашли ничего лучше, как посадить его на клей.

Приходской дом тоже строили подопечные прихода. Столовая, класс воскресной школы, а также пять комнат с двумя двухъярусными кроватями в каждой — здесь-то и живут теперь сами трудники. В идеале можно разместить тут два десятка человек, но настоятель признается, что пока не рискует брать так много.

Присматривать за трудниками настоятелю помогает сестричество преподобномученицы Марии Гатчинской. Сестры готовят обеды, помогают по хозяйству, а с недавнего времени еще и руководят работой в пекарне. На создание своего хлебного производства приход направил средства президентского гранта. Хлеба пекут не очень много — в основном для себя и прихожан, но задача заниматься реализацией продукции для храма вторична: главное предназначение пекарни — занятость подопечных прихода.

Хлеба в пекарне пекут не очень много — в основном для себя и прихожан
Хлеба в пекарне пекут не очень много — в основном для себя и прихожан


АЛКОГОЛИКИ — НЕ НАШ ПРОФИЛЬ

На сегодняшний день можно говорить о том, что при храме святого равноапостольного князя Владимира в Коммунаре действует настоящий реабилитационный центр. Здесь пока не сформирована мощная команда специалистов, как, например, в знаменитой «Сологубовке», еще не выработан строгий, почти не терпящий послаблений подход к ежедневному расписанию подопечных, как в «Обители исцеления» под руководством протоиерея Сергия Белькова, но зато и принимают под свое покровительство в Коммунаре всех, кто обратится за помощью.

Один из священников храма, иерей Вячеслав Красноруцкий, проходит сейчас обучение по специальности «воспитатель-консультант» в реабилитационном центре «Сологубовка». По возвращении он будет внедрять в Коммунаре некоторые элементы применяемой там двенадцатишаговой программы. Однако полностью дублировать работу «Сологубовки» всё равно не планируется.

— Мы ведь не специализируемся именно на исцелении от алкоголизма, — объясняет иерей Алексий Дудин. — В большинстве реабилитационных центров находятся люди примерно одного возраста, чаще молодые, с похожими проблемами, а именно пристрастием к выпивке и наркотикам. У нас контингент намного шире. К нам приходят все, кого вытеснил мир, и мы даем им возможность в этот мир вернуться. «Отогреться» у нас, залечить душевные раны, прийти в себя, поработать на приходе, а потом возвращаться к жизни за церковной оградой. Не зря ведь наш проект в официальных документах называется «Возвращение». Поэтому мы и должны искать более универсальные методы работы. В особо тяжелых случаях, когда зависимость очень развилась, мы можем направить человека в ту же «Сологубовку». Пройдет лечение — вернется к нам.

Воспитанники центра "Возвращение" трудятся на приходе Князь-Владимирского храма
Воспитанники центра "Возвращение" трудятся на приходе Князь-Владимирского храма


ДЕНЬ РЕАБИЛИТАНТА

Будний день подопечного реабилитационного центра «Возвращение» выглядит следующим образом: подъем, завтрак, общая молитва в храме, трудовые послушания, обед, затем снова работа до 17:00; после работы — занятия или свободное время до половины девятого вечера, когда начинается вечернее правило и выход за территорию уже не благословляется. Во вторник вечером — кинолекторий. В среду — занятия с арт-терапевтом. В четверг вечером служится обязательный для всех акафист перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», после которого организована группа психологической поддержки.

Воскресные дни — обязательное участие всех в Литургии. Насельники приходского дома предпочитают помолиться за ранней Литургией, чтобы сразу после нее отправиться в город по своим делам — в этом плане строгих ограничений в реабцентре нет, главное, чтобы человек не пил, «вырвавшись на свободу».

— Если всё же напился, я с ним поговорю, расспрошу, как так вышло. Если вижу искреннее раскаяние, то, конечно, оставляю человека у нас. Но если ситуация повторяется — тогда пусть будет любезен покинуть реабилитационный центр, —уточняет отец Алексий.

Иногда бывает такое, что подопечные не выдерживают, срываются — и сами уходят из центра. Но почти всегда возвращаются, просят «взять назад». Каждый такой случай тоже рассматривается отдельно, обычно «беглецу» всё же предоставляется второй шанс.

— А вот если человек кого-то из своих товарищей обокрал, оскорбил, спровоцировал на драку, оклеветал — тогда другое дело. Назад его больше не примем, — говорит настоятель.

Священник признается, что самое тяжелое в социализации людей, попавших в сложную жизненную ситуацию, — это мотивировать их самих менять свою жизнь. Однажды в храм пришел человек и слезно просил выкупить его из «долгового рабства»: он набрал микрозаймов и теперь за ним охотятся коллекторы. Настоятель оплатил все кредиты, но, немного придя в себя, должник снова принялся за старое — занял много денег в микрофинансовых организациях и пропал.

— Что тут поделаешь? — пожимает плечами настоятель. — Одни готовы меняться, другие — нет. Наш воспитанник Виктор, он уже в возрасте, не только пить бросил, но даже с сигаретами завязал. «Как я раньше жил?» — говорит. Сейчас планирует устроиться на работу сторожем, чтобы пенсия была хоть какая-нибудь. А когда человек планирует свое будущее — это показатель: значит, хочет выбраться из сложной ситуации. Но бывали у нас и такие, которых приходилось и заставлять покинуть реабцентр. Человек не пил, не хулиганил, всё было нормально, но он просто «закис» у нас: прожил почти два года, а ни работы, ни жилья себе не искал. Сидел на месте. Сделает минимум работы на приходе, и всё. Пришлось настоять на том, чтобы он наконец-то начал шевелиться. Сейчас работает, снял комнату, похудел, нормально одевается, жениться собрался.

В центр «Возвращение» приходят для того, чтобы, переждав житейские бури, вновь вернуться в мир
В центр «Возвращение» приходят для того, чтобы, переждав житейские бури, вновь вернуться в мир  


ГРАНТОВЫЕ ПЛАНЫ

Как уже было сказано выше, большая часть выигранного приходом президентского гранта покрыла расходы на приобретение оборудования и муки (которую закупали впрок) для хлебопекарни. Остальное пошло на оплату труда привлеченных со стороны профессионалов-психологов, которые приходят на занятия в «Возвращение» каждый четверг, а по воскресеньям читают лекции для созависимых в местном Доме культуры.

— Сейчас с нами работает психолог благотворительного фонда «Диакония» Николай Екимов, — рассказывает отец Алексий, — раньше приходила Наталья Давыдовна Румянцева, которая работает в 13-м психоневрологическом диспансере Санкт-Петербурга.

Недавно приход выиграл еще один грант — всероссийского конкурса «Православная инициатива». На эти средства настоятель планирует оборудовать при храме столярную мастерскую. Таким образом, «рабочих мест» в реабилитационном центре станет больше. А если удастся воплотить в жизнь замысел о привлечении дополнительных воспитателей-консультантов, можно будет задуматься и о том, чтобы увечить число подопечных центра.

На сегодняшний же день при приходе храма святого князя Владимира проживает шесть человек. История жизни, приведшая их сюда, у каждого своя, неповторимая, но каждый надеется, что исход будет примерно таким, как получилось у некоторых предыдущих, благополучно вернувшихся в жизнь.


СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА

Будучи еще совсем молодым, Анатолий угодил в тюрьму за совершение убийства. Первые годы он отбывал заключение в Эстонии, где в тюремном храме и начал свое знакомство с православием. Служивший при исправительном учреждении священник стал его духовным отцом, Анатолий поддерживает с ним отношения и по сей день. Некоторое время спустя Анатолия экстрадировали в Россию.

— Сидел я тут неподалеку, — говорит он, — и у меня была договоренность с духовником, отцом Романом, что я обращусь за помощью в Вырицу, к братьям-монахам Кириллу и Мефодию (Зинковским). После освобождения я первым делом направился в Коммунар — нужно было восстановить документы, чтобы ехать дальше. Зашел в магазин — и встретил здешнего батюшку отца Вячеслава Красноруцкого. Мы с ним разговорились, он рассказал, что есть здесь при храме такой реабилитационный центр «Возрождение». Так я тут и остался.

Первые два месяца Анатолий помогал при храме, потом устроился на официальную работу, где трудится до сих пор — обслуживает и ремонтирует лифты в многоэтажных домах Коммунара. А спустя еще некоторое время он съехал на съемную квартиру.

— Познакомился с Татьяной, прихожанкой храма, поженились, венчались — специально ездили к отцу Роману, которого из Эстонии перевели в Крым.

И сейчас Анатолий кроме своей основной работы продолжает по мере сил трудиться и на приходе: помогает в алтаре и на строительстве храма иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в поселке Кобралово, где также настоятельствует иерей Алексий Дудин. Священник говорит, что большинство воспитанников центра, вернувшись к обычной жизни, так или иначе поддерживают связь с приходом.

— Наш бывший подопечный Алексей помогает вести воскресную школу, у него выраженный художественный талант. Андрей — неплохой техник, живет в Санкт-Петербурге, но я иногда прошу его помочь в сложных работах. Люди, которые с помощью прихода вернулись к жизни, теперь сами вдохновляют нас на дальнейшее служение, доказывая своим примером, что всё делается не зря.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"