Работа психиатра «там» и «здесь»

В рамках всероссийской выставки «Пасхальный праздник» в Михайловском манеже 17 мая в 14:00 состоится встреча со священником Григорием Григорьевым, доктором медицинских наук, известным психиатром, преподавателем СПбПДА, настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи в пос. Юкки. Эта встреча станет продолжением темы «Христианство и психология», затронутой в майском номере журнала Вода живая. О методах, применяемых психиатрами, о лекарстве против массового психоза, о психической подоплеке младостарчества, — наш разговор с иереем Григорием Григорьевым.
Раздел: Lingua Sacra
Работа психиатра «там» и «здесь»
Журнал: № 5 (май) 2014Страницы: 23-26 Автор: Тимур ЩукинФотограф: Дарья Рыбалтович Опубликовано: 16 мая 2014
В рамках всероссийской выставки «Пасхальный праздник» в Михайловском манеже 17 мая в 14:00 состоится встреча со священником Григорием Григорьевым, доктором медицинских наук, известным психиатром, преподавателем СПбПДА, настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи в пос. Юкки. Эта встреча станет продолжением темы «Христианство и психология», затронутой в майском номере журнала Вода живая. О методах, применяемых психиатрами, о лекарстве против массового психоза, о психической подоплеке младостарчества, — наш разговор с иереем Григорием Григорьевым.

Палка о двух концах

— Жан-Клод Ларше полагает, что никакой «православной психотерапии» не существует. Но разделяет допустимые и недопустимые методы. По какому принципу их можно различать?
— Мой духовный отец, приснопамятный протоиерей Василий Лесняк, и я начали заниматься лечением от алкоголизма, наркомании и других зависимостей еще на закате советской эпохи. Отец Василий умер в 1995 году. Незадолго до этого мы обсуждали с ним всё тот же вопрос: «Что допустимо и что недопустимо в современных методах лечения, в том числе и психотерапевтических?» И тогда он мне сказал: «Главное, чтобы метод не заслонял Бога от человека. Если не заслоняет, то он допустим». Чтобы помогать больным людям, надо верить в то, что ты можешь им помочь, быть профессионалом своего дела, иметь дар сострадания и сопереживания. Любой метод, который не унижает человека и дает лечебный результат, не может быть не от Бога.

— Но могут ли лечить человека колдуны?

— Лечить могут, исцелять — нет. Тело — храм духа, созданный Богом. Только Господь может ремонтировать этот храм и исцелять человека, а также сам человек, созданный по образу и подобию Божию. Колдуны могут манипулировать способностями больного к самовнушению и самоисцелению, выдавая их за собственное воздействие и тем самым уводя человека от Бога. Впрочем, нынешние колдуны нередко сами нуждаются в лечении у психиатра.

— Какие, вообще, есть способы психологического воздействия на человека?
— Их всего четыре. Первый — заражение или вдохновление, когда своим примером, скажем, тренер вдохновляет детей на занятия спортом. Второй — подражание. Третий — убеждение. И четвертый — внушение, то есть способность самого человека воспринимать без критики какую бы то ни было информацию. Но нельзя внушить то, что не соответствует самопониманию человека, его внутренним духовно-нравственным установкам. Одним словом, внушение реализуется только после вдохновления, подражания и убеждения.

— А как же гипноз?
— Гипноз — это способность человека входить в трансовое гипнотическое состояние — состояние сна. Однако и при гипнозе нельзя внушить того, чего человек не хочет. Никакое гипнотическое внушение не реализуется, пока не перейдет в самовнушение. Если девушка готова раздеться на сцене под гипнозом, она готова раздеться и без гипноза. Современные психотерапевты в своей врачебной практике гипнозом практически не пользуются вследствие его малой лечебной эффективности и большого психоэмоционального напряжения для личности самого врача. С помощью гипнотерапии (сна) и гипносуггестии (внушения во сне) можно, например, снять спазм, приступ бронхиальной астмы или подъем артериального давления, но нельзя оказать реального влияния на сознание человека. Этот психотерапевтический метод проявляется больше на соматическом, чем на психическом уровне. И практически не работает на уровне духовном.

— Но если внешнее внушение для успешной реализации всегда должно перейти в самовнушение, значит, невозможна никакая лобовая пропаганда?
— Есть психически акцентуированные люди, психологическая защита которых снижена и повреждена различными нарушениями и заболеваниями. Акцентуации — это отклонения, выходящие за пределы психической нормы, но не доходящие до психического заболевания. Это своего рода пограничные состояния между нормой и болезнью. Такие люди обладают повышенной внушаемостью. Они становятся способными без критики воспринимать любую непроверенную информацию. Если в обществе внушаемых людей до 4%, это допустимо, если больше 8% — дело плохо. Предреволюционная ситуация — резкое повышение внушаемости до 40% и выше. Чем больше аудитория, тем сильнее эффект психоэмоционального потенцирования взаимной внушаемости, своего рода «эффект толпы». В этом и проявляется высокая эффективность массовой пропаганды.

— И все-таки, как внушаемость используют в медицине?

— Внушаемость — палка о двух концах. Надо уменьшать ее за счет восстановления нарушенной критической самооценки. У человека есть способность к самовнушению, и она может как исцелять, так и повреждать. Например, любой стресс повышает внушаемость, и если при стрессе человек думает о плохом — то плохое с ним и происходит. И наоборот — если думает о хорошем, например, о собственном исцелении, то может исцелиться. Человеку можно внушить, чтобы он не принимал спиртных напитков, и если он этого хочет, то он не будет пить. Но если человек сомневается в необходимой личной трезвости, то когда выйдет из наркологической клиники и товарищи-собутыльники предложат ему выпить, то может не удержаться. Иногда повышенная внушаемость является началом психопатологии и может привести к развитию психического заболевания.

Иерей Григорий Григорьев
Иерей Григорий Григорьев

Здравый смысл как лекарство

— Можно сказать, что повышенная внушаемость может привести к тяжелым не только личным, но и социальным последствиям?
— Конечно! Еще в 1960-е годы крупнейший советский гипнолог профессор П.И. Буль, работавший в одной из клиник Первого Ленинградского медицинского института им. И.П. Павлова, решил провести по радиотрансляции в своем лечебном учреждении специальные психотерапевтические сеансы по улучшению сна у пациентов терапевтического профиля. И действительно лечебный эффект подобной психотерапии в клинике оказался колоссальным. Всего за месяц использования магнитофонных записей сеансов мышечной релаксации, переходящей в физиологический сон — десятки килограммов снотворных препаратов оказались невостребованными. И тогда возникла идея оздоровления по телевидению всего города. Но сначала на телевидении Ленинграда врачи решили проверить, насколько советский народ внушаем и гипнабелен. В студии на Чапыгина Павел Игнатьевич собрал группу студентов-медиков своего научного кружка, занимающихся психотерапией и способных к самовнушению. Прямо в телестудии доктор прочитал лекцию о гипнозе и внушении, обратившись одновременно к телезрителям, предложив проверить свою внушаемость и гипнабельность. И в заключение с демонстрационной целью дал команду своим подопечным: «Ваши руки склеились, ваши руки расклеились…» Профессор Буль надеялся, — то, что испытали студенты, испытают и телезрители. Вернувшись домой, доктор сел ужинать… и тут начались телефонные звонки: «Безобразие! Моя жена сидит со склеенными руками». — «Дайте ей трубку: ваши руки расклеились». Вместо ужина профессор Буль несколько часов расклеивал руки по телефону. Но потом начались звонки из телефонов-автоматов от людей, у которых не было личных телефонов. Всю ночь профессор ездил по городу на своей машине и расклеивал руки пациентов. Внушаемых людей в городе Ленинграде оказалось слишком много. Наутро придя в родную клинику, профессор Буль сказал своему шефу профессору Булатову: «Джинна нельзя выпускать из бутылки!» Так в Советском Союзе была запрещена телевизионная психотерапия.

— А как объяснить тот феномен, что массы людей, среди которых далеко не все с повышенной внушаемостью, поддаются внушению экстрасенсов?
— Это не столько внушение, сколько индуцированный психоз. Приведу пример. Заслуженный артист РФ Юрий Горный вместе с профессором В.И. Лебедевым в свое время устраивали «антикашпировские сеансы». Они придумали эксперимент, который назвали: «Голова профессора Зомби» по аналогии с «Головой профессора Доуэля». В период разгара популярности телевизионной психотерапии Юрий Горный позвонил на телевидение Норильска и заявил: «Мы с профессором Лебедевым только что вернулись из Тибета. Там мы встречались с самым сильным экстрасенсом нашей планеты — профессором Зомби. Однажды над профессором взорвалась летающая тарелка. Осколком космического металла ему пробило голову. И теперь от головы Зомби стала исходить мощнейшая нервно-психическая энергия, которая убивает всё живое на 20 метров вокруг. С той поры профессор Зомби поселился в пещере, в толще скалы за 40 метрами гранита. И теперь никто его не видит. Но он видит всех. Если ему понравится человек, он дарит такому человеку муляж своей головы и дискету с записью собственной исцеляющей речи. Если пристально смотреть на голову профессора Зомби и включить его речь, то больной человек почувствует мощное оздоравливающее воздействие».

— Их пригласили на Норильское телевидение?
— Да, и накануне приезда в Норильск в Московском магазине игрушек Юрий Горный купил уродливую голову из папье-маше и пробил в ней дырку, как бы от осколка летающей тарелки. На магнитофонную кассету он записал тарабарщину на несуществующем языке. В Норильске их встретили с распростертыми объятиями: «Нельзя ли посредством головы профессора Зомби оздоровить население Норильска?» — «Можно». Голову поставили на вращающуюся платформу и подсветили изнутри разноцветными мигающими лампочками. Вид ее был ужасен. В аудитории телестудии собрались желающие исцелиться. К ним обратился профессор Лебедев, рассказав о своей вымышленной поездке на Тибет. О невероятной силе биополя самого сильного экстрасенса земного шара профессора Зомби. И закончил свою речь торжественными императивными словами: «Сейчас многие из вас будут исцелены могучей аурой головы профессора Зомби». А Горный добавил: «От лечебного биополя этого величайшего человека заработают старые и неисправные электрические и механические приборы: утюги, холодильники, телевизоры и часы». Первым почувствовал экстрасенсорное воздействие оператор телестудии, который снимал сеансы исцеления. Он увидел яркий свет, идущий от головы, так что на время потерял зрение, и его пришлось подменить. При этом многие больные люди испытали мощное лечебное воздействие: у кого-то прошли головные боли, у кого-то боли в пояснице... Один человек позвонил в студию, чтобы поблагодарить организаторов за то, что у него пошли часы. Юрий Горный ответил ему: «В этом нет ничего удивительного». Но звонивший гнул свою линию: «Вы меня не поняли, у меня пошли настенные часы». Горный продолжал: «Пойдут и настенные, и напольные, и наручные…» Но человек, словно его не слышал: «Нет! Вы меня не поняли! У меня пошли нарисованные часы!..» Это было начало индуцированного (наведенного) психоза на фоне массового самовнушения!..

— То есть личность экстрасенса тут ни при чем, всё происходит только из-за самовнушения?
— Именно так. Основной закон психиатрии гласит — десять тысяч здоровых людей не убедят одного больного, но один больной убедит десять тысяч здоровых, т. к. верит в то, что проповедует. Работникам психиатрических клиник платят надбавку за вредность — именно за «индуцированный (наведенный) психоз». Аналогичные деформации бывают, например, и у людей других профессий: священников, врачей, педагогов, психологов и др.

— Как становятся экстрасенсами?
— Экстрасенсорные способности сами по себе нередко появляются после психической травмы, сильного стресса или специальной повреждающей психику тренировки. И всегда являются грозными предвестниками развивающегося психического расстройства. Бывает, экстрасенсами становятся после того, как человека ударит электрическим током или молнией, или он перенесет клиническую смерть, получит черепно-мозговую травму. Некоторые известные экстрасенсы имеют инвалидность по психическому заболеванию. Но есть среди них и просто жулики, которые со временем начинают верить в собственные целительные силы. От этой самовнушенной веры их психика постепенно повреждается, и тогда они становятся настоящими экстрасенсами.

— Как бороться с такого рода самовнушением?
— Единственный способ противодействия ложной вере — это истинная вера в Единого Бога. Верность Его заповедям и доверие Ему как любящему Отцу, который всё зло превратит в добро. Но и о здравом смысле забывать не надо, ведь без нас нам и Бог не поможет. Благодать Божия позволяет человеку видеть в окружающих только хорошее, а в себе всё плохое. Самое время вспомнить небезызвестный фильм «Операция Ы» и его крылатую фразу «К людям помягше и смотреть поширше». А к себе — пожестче.

Синяк — омолаживает!

— Вы священник, вы замечаете этот поиск положительного в отрицательном у современных православных людей?
— К сожалению, далеко не всегда. Спаситель сказал: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 30). В житейском смысле это можно расшифровать так. Если вам на голову упал кирпич, и вы остались живы, не следует расстраиваться: от этого нередко повышается артериальное давление, что может закончиться инфарктом или инсультом. Гораздо разумнее сказать себе: «Синяк — биологически активная зона, действующая на мой организм омолаживающим, оздоравливающим образом». Милостию Божией так оно и будет. Современные православные в стрессах и трудностях нередко видят лишь страдание вместо благодати, забывают за всё благодарить Бога. Даже если человек приходит в храм за утешением и это утешение получает, то быстро забывает о Боге. Раз он не благодарит Бога, когда ему хорошо, вскоре ему становится плохо, и он опять вспоминает о Боге.

— Но бывает, что в храме он утешения не находит. Почему?

— Там человек желает обрести надежду, смысл жизни. Первое, что он видит, — книжную лавку и спрашивает: «Что мне почитать?» В ответ ему часто предлагают книги на выбор: «Как умереть по-православному», «Как покаяться в грехах», «Как пройти воздушные мытарства», «Как бороться с бесами», «Как правильно поститься». Между человеком и Богом из таких вот «как надо» выстраивают забор от земли до неба. Он остается один на один со своими проблемами и полученными «полезными» книжками. Порой и в нецерковной среде психоэмоциональной поддержки можно встретить больше, чем среди верующих.

— Чем это объяснить?
— Отсутствием духа любви. Вхождение в Церковь для многих произошло через формальное соблюдение ритуала: молитвенного правила — утреннего, вечернего, причастного. У этих людей сложилось впечатление, что в православии это и есть самое главное. Но это путь фарисеев. Сегодня появилось понятие ДВР — дети воцерковленных родителей. Этих детей формально приводили в церковь, заставляли поститься и молиться. В конечном счете, из них могут вырасти только воинствующие атеисты. Лучше, чтобы ребенку говорили: «Будешь хорошо себя вести — возьмем в церковь, а потом получишь сладкий пирожок!» Церковь призвана вызывать у детей самые положительные эмоции, ведь они встречаются с Богом — с любящим Отцом. Хотелось бы, чтобы православные были самыми любящими, самыми красивыми, самыми счастливыми, самыми успешными! Чтобы, глядя на них, все говорили: «Хотел бы и я быть православным!» Духовное воспитание — это в первую очередь личный положительный пример.

— Как отличить духовную радость от недуховной?

— Всякая радость трехсоставна, как трехсоставен человек. Прелесть также трехсоставна и проявляется в первую очередь в кратковременной физической радости тела. В духе же и в душе от такой прелести вместо радости появляется опустошающая ломка. Есть три вида капитала: денежный, чиновный и духовный. Следует заметить, что бывает и ложный «духовный капитал». Но если истинный духовный капитал для человека превыше всего, то ни деньги, ни чины ему не повредят. Если же убрать из жизни главенствующее значение духовно-нравственного капитала, то человек окажется зависим от всего, в том числе — денег и чинов. Ведь пьянство, наркомания — это изначально поиск Царствия Небесного в царстве подземном. Грех — этот «духовный» капитал без Бога.

— Получается, что грешник также стремится к радости, только другими способами.
— Прелесть опьянения только внешне похожа на состояние благодати. Когда на апостолов в день Троицы сошла благодать, то «иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2, 13). Алкоголик и наркоман доныне повторяют подвиг Адама. Когда Господь показывал Адаму райский сад, Он видел его садовником, который через труд и созерцание результатов своего труда со временем достигнет состояния обожения. А змей Адаму нашипел: «Зачем тебе понапрасну трудиться? Съешь плод с древа познания добра и зла, и порядок. Сразу станешь, как Бог!». Алкоголь вырабатывается в организме внутренним путем, 10-12 граммов 80-процентного спирта в сутки. А при стрессах его количество увеличивается до 100-120 гр. Когда мы пробиваемся через бездорожье и заколдованные леса земных трудностей на дорогу Божиих заповедей, то развиваем и приумножаем свои таланты. Для преодоления трудностей мы получаем Божию благодать, от которой «пьянеем» без вина. А если для наркоза совести этот алкоголь вводить извне, за кратковременной «эйфорией» приходит долговременное уныние. А когда мы теряем благодать — никакое внешнее введение алкоголя не поможет. Ведь прелесть не может заменить духовную радость. И мы в своем восприятии мира из пчел превращаемся в мух. Человек пьющий получает прелесть опьянения и сам себя наказывает ломкой. Его можно сравнить с грешником, который погружается в адскую бездну с мыслями о потерянном рае.

— Как это применимо к нашему православному социуму? Мы лишили себя духовной радости, а чем мы это компенсируем?
— Иногда мы думаем, что для духовного спасения следует изучить свои грехи. То, что грехи скрыты от нас, — величайшая Божия милость! Грехи открываются благодатию Божией по мере нашего духовного взросления. Если кормить младенца твердой пищей, он может заболеть и умереть. Человек, даже проявив «рвение не по разуму», не может без Божия промысла увидеть собственные грехи. А если он их увидит — впадет в глубочайшее уныние и депрессию. Если новоначальный христианин видит у себя множество грехов, которых у него нет в принципе, это всё та же прелесть. Духовно неопытный человек, изучающий свои грехи, подобен студенту медицинского института, штудирующему учебник психиатрии. Он, как правило, находит у себя все прочитанные в учебнике диагнозы. А профессор эти диагнозы исключает. По сути своей это попытка проникнуть в помыслы сатаны, которая может закончиться самым страшным духовным повреждением — гордыней ума. Самые большие моралисты — самые заправские развратники. Духовный человек никогда не будет никого учить. Чем больше человек говорит о нравственных вещах, тем меньше вероятность, что они для него важны. О сокровенном много не говорят. Сокровенным живут!..

— Опять-таки: как от этого излечиться?

— Повторюсь. При стрессе надо думать о хорошем. Милостию Божией мы живем в прекрасном мире, в замечательной православной стране — в России. Мы члены единой святой соборной и апостольской Церкви. Господь наш Иисус Христос открыл для нас двери рая, разрушил державу смерти, взял на себя все наши грехи, при условии, что и мы по Его примеру оставим долги должникам нашим. А мы по-прежнему продолжаем жить по принципу: «Что имеем — не храним, потерявши плачем». Ищем правду без духа любви, клевещем друг на друга, не всегда почитаем, но осуждаем власти церковные и светские. По мысли Василия Великого клевета — это правда без любви.

Дураки с ума не сходят

— Предполагает ли святость психическое здоровье?
— Есть очень чувствительные души, которых Господь защищает психическим заболеванием «от многой мирской суеты». Так что заболевание и святость могут сочетаться. Есть сумасшедшие — настоящие негодяи. Но есть и благодатные сумасшедшие.

— Юродивые?
— Нет, юродивые в святоотеческом толковании были «добровольными больными», своим примером обличавшими обезумевший мир. Это были самые умные люди, ставшие, по словам апостола Павла, «сором для мира… всеми попираемым доныне» (1 Кор. 13, 43).

— Я встречал мнение, что одной из особенностей шизофрении является повышенное внимание к метафизическим вопросам. Так ли это?
— Это вовсе не обязательно. Хотя в психиатрии существует синдром «метафизической интоксикации» — своего рода религиозно-мистический винегрет из обрывков разных религиозных знаний. Это крайне неблагоприятный синдром, свидетельствующий о развитии тяжелого психического заболевания. Шизофрения — это половина психиатрии, своего рода «психиатрическая планета Солярис». Для данного заболевания всегда характерно экстраординарное мышление. «Дураки с ума не сходят» — гласит один из законов психиатрии. Например, математический гений, доказавший недавно одну величайшую гипотезу мира, стоит на учете в психоневрологическом диспансере. Другой пример. На V курсе Военно-медицинской академии мы проходили занятия в клинике психиатрии. Профессор поручил нам познакомиться с одним из больных, собрать анамнез и высказать свои предположения по возможному диагнозу. В палате лежал профессор математики, преподаватель ЛГУ, умнейший, интеллигентнейший человек. Поговорив с ним, мы не нашли ничего необычного в его поведении, о чем и доложили нашему преподавателю. Но тот вдруг говорит ему: «Иван Иванович, вот тут коллеги хотят познакомиться с вашим открытием». И в одно мгновение облик нашего больного преобразился: «Да, я изобрел теорию цыплокрокодилов. Цыплокрокодил — это смесь цыпленка с крокодилом…» И дальше он понес такую ахинею, что у нас волосы на голове дыбом встали! У всякого больного есть свой личный «цыплокрокодил», и пока его не коснешься, психически больной человек кажется вполне нормальным.

— Понятно, что у умных людей и бред умный. Но сама шизофрения может «усложнять» мировоззрение?
— Есть очень различные формы проявления и течения этого заболевания. Важно вовремя его выявить и правильно лечить. Для ранней диагностики врачи нередко используют психологические проективные тесты. Например, человеку показывают двадцать картинок с нейтральными сюжетами. И предлагают составить небольшой рассказ за три минуты. Оказавшись в стрессовой ситуации, человек бессознательно переносит свою личность на нейтральные картинки. Получается очень информативно. Например: полуоткрытая дверь, и к ней спиной стоит девушка. Психически нормальный человек по этой картинке может рассказать, например, о своей несчастной любви. Больной шизофренией в той же картине со свойственным ему экстраординарным мышлением видит «символ печали». «Почему?» — «Видите, дверной косяк образует крест. А на руке у девушки пятнышко темное — это стигмат от гвоздя, которым был приколочен ко Кресту Иисус Христос».

— Православный социум выдвигает своих «святых», например, младостарцев. Либо люди едут за тридевять земель к какому-то особенному батюшке… Это тоже внушение?
— Здесь может быть по-разному, например, батюшка может оказаться очень духовным человеком, к которому весьма полезно поехать. Но бывает и наоборот. Для того чтобы разобраться в разных сомнительных ситуациях, в психиатрии существуют специальные психологические тесты. Например, тест, названный по имени австрийского профессора Зонде, ученика Зигмунда Фрейда. Пациенту показывают десять фотографий голов тяжелых психических больных: два маньяка, два больных шизофренией, два параноика, два комфортных и два истерика. И нужно выбрать две фотографии с изображением лиц, с которыми наиболее приятно было бы общаться, и двух больных, с кем общаться не хотелось бы ни при каких условиях. Потом следующий ряд: те же болезни, но другие лица. И так десять рядов с разными лицами, но одинаковыми болезнями. Нормальные люди, как правило, выбирают для общения параноиков и комфортных и отрицают маньяков и шизофреников. А вот истерики выберут для общения, в основном, параноиков. Это группа взаимного комфорта. Неостарчество может быть построено и на этом принципе: учитель-параноик, который боится всего живого и по-настоящему духовного, все знает и при этом во всем сомневается, — а вокруг него кликуши-истерики, которые его восхваляют: «У нас духоносный батюшка» и ходят за ним толпой. Когда-то давно это называлось кликушеством, так вот неостарцы могут появляться в том числе и через кликушество. Ведь духовный авторитет без любви — это прелесть. Человеку невозможно преодолеть собственную прелесть. Но невозможное для человека возможно для Бога…

Беседовал Тимур Щукин


Григорий Игоревич Григорьев родился в 1956 году. В 1979 году окончил Военно-медицинскую академию. Служил на Тихоокеанском флоте, участник дальних походов на подводных лодках и ликвидации трех аварийных ситуаций. Заслуженный подводник России, майор медицинской службы.

В 1988 году выступил инициатором создания Международного института резервных возможностей человека (МИРВЧ). С 1991 года сопредседатель Всероссийского общества трезвости и милосердия святого благоверного великого князя Александра Невского. При его участии прошли лечение 130 тыс. больных алкоголизмом, никотинизмом, наркоманией, игроманией.

Доктор медицинских наук, заслуженный врач Российской Федерации.

Профессор кафедры педагогики и психологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова, где преподает курс «духовно ориентированная психотерапия патологических зависимостей». Магистр богословия, преподает в СПбДА курс «Аддиктивное (зависимое) поведение». Автор более 400 научных работ, четырех патентов, десяти учебно-методических пособий, восьми монографий.

С 2008 года — ктитор, председатель приходского совета храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках. С 2010 года — штатный диакон, а с 2013 года — после рукоположения в сан иерея — настоятель этого храма.
Все фотографии

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Lingua Sacra"

19 марта, вторник
rss

№ 5 (май) 2014

Обложка

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Слово главного редактора (май 2014)
ПРАЗДНИК
Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар
3 мая исполняется 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.
АКТУАЛЬНО
Митрополиту Владимиру — многая лета!
ПОДРОБНО
/ Острый угол / По доброй воле
/ Крупный план / Где молился, там и пригодился
/ Информация / Волонтеры рядом с Церковью
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / Работа психиатра «там» и «здесь»
/ Имена / Священник по преимуществу
/ Умный разговор / Самотождество во Христе
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / диакон Олег Малько
/ Ленинградский мартиролог / Протоиерей Михаил Чельцов (1870–1931)
/ По душам / Пером и шпагой
/ Приход / Вознесенский (Софийский) собор в Царском Селе
/ Служение / Слово в эфире
/ Служение / Мой прадед — герой!
/ Место жительства - Петербург / Лампочка Яблочкова
/ Подари журнал / «Подари журнал!» Кому?
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / Музыка в мае