Путешествующие святыни (Часть 2)

Бывает ли так, что обладатели святыни используют то, чем владеют, в корыстных целях? Конечно. 
Раздел: Острый угол
Путешествующие святыни (Часть 2)
Журнал: № 9 (сентябрь) 2015Страницы: 6-9 Автор: Тимур ЩукинФотограф: Юрий Костыгов Опубликовано: 18 июля 2017

Община расслабленных

Бывает ли так, что обладатели святыни используют то, чем владеют, в корыстных целях? Конечно. Власть имущие — чтобы прибавить несколько очков к своему политическому капиталу или просто повысить доходы бюджета. Например, найденные в 2010 году на острове Свети-Иван и перенесенные в Созополь мощи Иоанна Предтечи за один летний сезон пополнили бюджет Болгарии на 1,5 млн евро, о чем с удовлетворением рапортовал министр финансов. Служители Церкви тоже далеко не всегда безвозмездно доставляют священные предметы в сопредельные страны: в XVII веке, к примеру, греческие монахи и епископы систематически посещали Москву, привозя с собой мощи (далеко не всегда подлинные) почитаемых святых, а увозили богатые пожертвования. Это явление было настолько распространено, что Московское государство создало на своих границах специальные опросные пункты, чтобы отделить благородных просителей от откровенных шарлатанов. Да и сейчас многие греческие монастыри экономически успешны благодаря тому, что умело распоряжаются своим наследством.

По слабости человеческой природы вокруг любой святыни — даже помимо желания государственных или церковных структур — вырастает бизнес. Например, в различных приходах по всей стране — в Москве, Нижнем Новгороде, Пензе, Самаре — после того как в 2011 году Пояс Богородицы побывал в России, был «раскручен», стали продаваться пояски (ленты), якобы освященные на Афоне на этой святыне (эту информацию легко почерпнуть на женских форумах, где собеседницы хвастаются своими покупками и называют цены). Проблема в том, что эти пояски, исцеляющие от бесплодия и онкологических болезней, высылаются всем желающим с Афона совершенно бесплатно (см. http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/topic_2230_8/). Требуется только описать свою жизненную ситуацию, т. е. обосновать необходимость этого пояска.

Легче легкого и заработать на людях, стоящих в очереди к святыне: сувениры, горячий чай, бутерброды. Если ты облечен мелкой властью, можно провести желающего без очереди. Чиновники могут сэкономить на пунктах обогрева, безопасности, транспорте. Вариантов «нагреть руки» множество.

Цитата

Всякое коммерческое использование святыни, конечно, кощунственно. Святыня не должна участвовать в экономическом обороте. Святыня существует не для того, чтобы на ней зарабатывали, а для того, чтобы люди через нее могли прикасаться к Богу и чувствовать Божие присутствие.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Выступление на пресс-конференции в Калининграде по случаю принесения мощей святого князя Александра Невского 28 сентября 2007 года. 

На пути к святыне может пострадать не только кошелек верующего, но и его достоинство. Люди, часто немолодые и не очень здоровые, проводят несколько часов на ногах, в любую погоду. Мало того: их передвижение координируется сотрудниками полиции, которые далеко не всегда вежливы. Иногда поток паломников направляется так, что людям приходится толпиться на маленьком клочке пространства или, наоборот, совершать забеги на короткие дистанции. А еще есть волонтеры, которые — понятно, что сами устали, но все-таки — буквально оттаскивают людей от заветного ковчега, не давая им и трех секунд на краткую молитву.

Однако во всех этих несчастьях, которыми обрастает визит святыни, виноваты прежде всего не организаторы — они-то чаще всего люди честные и профессиональные, а паломники, мы сами. Если мы в вопросах религиозной жизни малодушно полагаемся на государство, если перекладываем на него часть своих трудов, то автоматически оказываемся во власти тех стихий, которые пребывают в недрах государственного организма. Визит мощей или реликвий организуется по модели бизнес-мероприятия, сопровождающегося соответствующей рекламой и пиаром. Они неизбежно откликаются в сердцах хороших христиан, в том числе и желанием принести деньги, а еще недостаточно хороших — желанием эти деньги собрать. Появляются люди, которые платят и которые берут деньги за бесплатное. Вместе с неравнодушными паломниками приходят их равнодушные друзья и родственники, которые раздражены и злятся на всё, что их окружает. Оказывается, что идти к святыне простым путем невозможно, что на этом пути человек только сильнее увязает в страстях и затягивает в них ближнего. Условная очередь как бы вбирает в себя одинокие расслабленные воли и продуцирует духовно расслабленную общность. Может ли быть иначе?

Редкие чудеса

Конечно, может. Но сначала ответим на вопрос: почему чудесные явления, связанные с путешествующими святынями, столь редки? Во время последнего визита десницы святого Георгия Победоносца в Санкт-Петербург было зафиксировано исцеление, о котором сообщил глава афонской делегации иеромонах Иосиф: прозрела женщина, которая десять лет прежде этого была почти незрячей. Во время визита Пояса Богородицы в Москве выздоровел мужчина с последней стадией рака, а в Екатеринбурге существенно улучшилось зрение у почти слепой паломницы. Предприниматель Константин Малофеев заявлял, что исцеления происходили и среди тех, кто прикасался к Дарам Волхвов. Но эти единичные случаи совершенно несопоставимы с общим количеством — а это миллионы — паломников.

Тут работает правило, применимое ко всякому чуду: оно совершается не для того, чтобы изменить физический закон, а для того, чтобы изменить человеческую душу. Душа пребывает неизменной, значит никакого чуда не произошло, даже если случилось «что-то непонятное». Душа изменилась — вот и чудо, пусть вокруг все идет своим чередом. Святые отцы, толкуя новозаветные тексты, трактуют чудо как дополнительный — но не главный — аргумент истинности слова Божиего. Оно являет действие Бога в видимом мире тому, кто не способен еще (но не тому, кто ленится!) это действие увидеть иначе. Как писал Иоанн Златоуст «язычников не столько обращают чудеса, сколько жизнь; жизни же ничто так не благоустрояет, как любовь… Поэтому, доколе проповедь не была еще распространена, — чудеса, по справедливости, были предметом удивления, а теперь нужно возбудить удивление жизнию». Редкость, уникальность чуда — это призыв к христианину обращать внимание не на чудеса, а на себя: на то, с каким настроением он подходит к святыне, как он относится к тем людям, что идут к святыне вместе с ним.

Сатистика

По данным Демографического ежегодника России за 2013 год, во всех тех регионах, где побывал Пояс Богородицы, в 2012 году повысилась рождаемость и темп естественного прироста населения. Во многих регионах (например, в Санкт-Петербурге и Свердловской области) прирост впервые за долгие годы стал положительным, а в Красноярском крае он в три раза превысил показатель 2011 года. При этом не во всех регионах Российской Федерации наблюдался рост рождаемости: в Ингушетии, Чечне, Республике Алтай, Тыве и Еврейской автономной области она упала. В целом прирост населения на 1000 человек в 2012 году впервые с 1990 года не был отрицательным. В абсолютном исчислении население России впервые выросло в 2013 году.

Но к духовному капиталу каждого без исключения человека принесение святыни прибавляет новую связь в духовной общине. Оно дает новую человеческую радость, которую очень легко упустить и истратить впустую, которой нужно распорядиться по делу. Эту радость испытывают в простоте душевной и «воцерковленные», и «захожане», и даже совсем «нечаянные» свидетели. Именно для того, чтобы люди стали «еще больше» Церковью, святыня и приходит. Приходит, чтобы мы возревновали «возбуждать удивление жизнью».


Поделиться

Другие статьи из рубрики "Острый угол"