Пусть слушают Слово

О том, зачем нужно оглашение перед Крещением и вхождением в Церковь, мы поговорим в следующих материалах. А для начала позвольте поставить вопрос в «юридическом» (я даже не уверен, нужны ли тут кавычки) ключе: насколько обязательной была катехизация (оглашение перед Крещением) в истории Церкви, и особенно в первые века христианства? Вопрос этот принципиальный: если христианская практика в формативный период предполагала оглашение как нечто обязательное, то и нам вряд ли стоит его игнорировать. Ниже мы приведем свидетельства  канонических текстов, которые на этот принципиальный вопрос дают однозначный ответ.
Раздел: ПОДРОБНО
Пусть слушают Слово
Учитель с учениками. Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы. XII век
Журнал: № 10 (октябрь) 2022Автор: Тимур Щукин Опубликовано: 29 октября 2022

Апостольская норма

Оглашенные пусть слушают Слово в продолжение трех лет. Если же кто усерден и совершает добрые дела, то пусть принимается во внимание не время, а само поведение, которое только и должно обсуждаться… Когда будут определены намеревающиеся принять Крещение, пусть исследуется их жизнь: жили ли они честно, пока были оглашенными, почитали ли вдов, посещали ли они больных, совершали ли добрые дела? И когда те, которые привели их, засвидетельствуют о каждом: «Он поступал именно так», то пусть слушают Евангелие. Со времени же, когда они были отделены, на них ежедневно возлагаются руки, пока заклинают их. Когда приближается день, в который они будут крещены, епископ заклинает каждого из них, чтобы узнать, чист ли он…

Апостольское предание. 16 и 20

Долгое время считалось, что «Апостольское предание» принадлежит перу св. Ипполита Римского, то есть является памятником II века. Сейчас научный консенсус заключается в том, что текст этот компилятивный, происходит из Александрии и отражает каноническую практику Египта III века. Именно в Александрии было впервые инстититуциализировано христианское богословское образование — в школе Пантена, Климента Александрийского и Оригена. В любом случае это древнейший нормативный акт, прямо свидетельствующий об обязательном периоде оглашения перед Крещением. Что, разумеется, не противоречит существованию тех или иных форм оглашения в ранней Церкви (об этом есть свидетельства Дидахе, Иустина Мученика, Тертуллиана и др.). Как раз наоборот: нормативный акт, как правило, появляется на поздних стадиях развития того или иного явления, фиксируя уже давно сложившуюся практику. В синхронных «Апостольскому преданию» канонических текс­тах — «Дидаскалии апостолов» и «Канонах святых апостолов» не содержится установлений об оглашенных, хотя они упоминаются как нечто само собой разумеющееся.


Заглянем в дневник

Итак, имеющий огласиться словом благочестия прежде погружения да будет наставлен в ведении о Нерожденном, в познании о Сыне Единородном, в убеждении о Святом Духе. Пусть изучит он порядок различного творения, пути Промысла, суды различного законоположения. Пусть узнает, почему создан мир, и почему человек поставлен господином мира. Пусть изучит природу свою, какова она. Пусть узнает, как Бог наказал злых водою и огнем, а святых во все времена прославил, — разумею Сифа, Еноса, Еноха, Ноя, Авраама и его потомков, Мелхиседека и Иова и Моисея, также Иисуса и Халева и Финееса священника и верных всех времен. Пусть узнает также, как промышляющий Бог не отвратился от рода человеческого, но в различные времена призывал его от заблуждения и суетности к познанию истины, приводя его от рабства и нечестия к свободе и благочестию, от неправедности к праведности, от смерти вечной к жизни вечной. Сие и согласное с сим пусть изучает во время оглашения приходящий.

Апостольские постановления

Сейчас надежно установлено, что этот канонический памятник, приписываемый апостольскому сонму, составлен в Антиохии около 380 года и отражает богословскую, литургическую и каноническую норму конца IV века. Из этого отрывка — помимо очевидной констатации необходимости оглашения — мы можем узнать о составе огласительного курса, о тех предметах, которые преподавали оглашемым. На первом месте стоит триадология, учение о Боге. На вто­­­­­­ром — учение о творении, христианская космология. На третьем — антропология. Любопытно, что для антиохийской космологии характерен педагогический акцент: Феодор Мопсуестийский трактовал творение как растянутый во времени акт научения сначала ангелов, а затем людей тому, насколько велик Творец. Четвертый предмет — библейская история, в которой учитель призван акцентировать внимание на наказании грешников и прославлении праведников. Нетрудно заметить, что в этом перечне нет ни новозаветной истории, ни элементарного учения о Таинствах Церкви.


Византийский упадок

«Крещаемым должно изучати веру, и в пятый день [каждой] седмицы давати ответ епископу, или пресвитерам». О том, что новопросвещенные должны изучать православную веру, мы узнали из различных правил. Настоящее правило присовокупляет, что мы не должны довольствоваться объяснениями просвещаемых, уверяющих, что они изучили сущность православной веры; но они должны изучать священные истины веры целые четыре первые дня седмицы, а в пятый давать ответ о них епископу, или доверенным от него лицам, то есть, катихизаторам. Ибо поступая таким образом они дадут полное удостоверение, что приступили к православной вере всею душею и усвоили божественные ея таинства, и утверждены достаточно. И это должны делать не однажды, но почти во всю жизнь свою. Настоящее правило есть сорок шестое правило Лаодикийского собора, без изменения.

6‑е правило Лаодикийского собора и Толкование Феодора Вальсамона на него.

Вошедший в канонический кодекс свод 85 «Апостольских правил», так же как и «Апостольские постановления», текст IV века (и тоже сирийского происхождения), не содержит никаких указаний относительно оглашенных. Впрочем, и кодекс в целом очень скудно освещает эту тему. В чем причина? Возможно, в постепенном угасании огласительной практики. «Когда же впоследствии стали крестить детей, Церковь доверила катехизацию, во‑первых, восприемникам и родителям детей, а затем и сама трудилась над этим, чрез местных пастырей» (священноисповедник Никодим (Милаш)). Упадок катехизации (и, кстати, гомилетики) в высокой Византии отчасти компенсировался усложнением богослужения, наполнения его пространными текстами, в которых раскрывалось и вероучение Церкви, рассказывалась библейская история и история Церкви — через жития святых. Впрочем, в качестве канонического идеала мы имеем 46‑е правило Лаодикийского Собора 360 года, повторенное Трулльским Собором 691–692 годов. Толкование Вальсамона, самое подробное из известных толкований, интересно как раз тем, что не сообщает нам никаких подробностей об огласительной практике XII века, кроме того, что пресвитера мог заменять специальный человек — катехизатор. Что бы это ни говорило о состоянии катехизации в XII веке, сейчас у нас есть возможность вернуться к апостольской норме, о которой как об идеале не забывала и Византия. 


Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"