Профессионалы

против любителей

Пение в церкви является важной составляющей литургического действа и формой церковного искусства наряду с храмовым зодчеством, иконописью и богослужебной поэзией. Поэтому церковный хор — не просто украшение храма, вроде орнамента или росписи на стенах, а один из устоев церковной жизни. Сегодня церковно-певческие традиции возрождаются, но медленно и не всегда организованно. Как всегда, проблема упирается в кадры…
Раздел: Камертон
Профессионалы
Журнал: № 11 (ноябрь) 2011Автор: протоиерей Димитрий ДашевскийИллюстратор: Александр Адамич Опубликовано:
«Истинное значение хора, — писал профессор Л.Н. Парийский, — состоит в том, что он является передовым вождем поющей массы, учителем ее, руководителем ее, так сказать, коллективным канонархом и коллективным головщиком. Хор не должен отвлекать народ от богослужения своей музыкой, но должен привлекать молящихся к Богу текстом священных песнопений, исполненных разумно и сладкогласно». Как совместить эти качества — разумно и сладкогласно? Вариантов решения этой проблемы на каждом приходе может быть два: создать профессиональный хор и пригласить соответствующего регента или любительский хор из верующих прихожан.

Профессионал профессионалу рознь
Профессиональный хор, безусловно, не нужно учить петь: он это умеет делать априори. Красивые певческие голоса, чистый строй, хороший репертуар — все это будет ласкать слух. Но здесь есть свои подводные камни. Чаще всего бого-служение в этом случае будут напоминать набор концертных номеров, более или менее однородных по стилю. То, что делает богослужение уникальным, а именно стихиры, тропари, ирмосы… будет для такого хора лишней обузой. Поэтому, например, практически нигде не поются обработки Кастальского: для любителей это сложно, а профессионалу неинтересны сами стихиры, а их смысл зачастую непонятен. Практически нигде не поются подобны, а ведь это золотой фонд богослужебной музыки. На Воздвижение соборный хор вряд ли споет уникальные стихиры «Крест воздвизаемь…» (напева Седми-езерной пустыни) или «Радуйся живоносный Кресте...», но вместо этого почтет за честь развлечь прихожан запричастным концертом Веделя.

Об «уместности» подобного рода развлечений писал еще П.И. Чайковский в своем письме ректору Киевской Духовной академии: «...то гаркнет диким ревущим рыканием бас-соло, то завизжит одинокий дискант, то прозвучит обрывок фразы из какого-то итальянского трепака, то неестественно сладко раздастся оперный любовный мотив в самой грубой, голой, плоской гармонизации, то весь хор замрет на преувеличенно тонком пианиссимо, то заревет, завизжит во всю глотку... О, Господи, и когда же, в какую минуту происходит эта музыкальная оргия? Как раз в то время, когда совершается главный акт всего священнодействия, когда Ваше Преосвященство и сослужители Ваши приобщаетесь Тела и Крови Христовой...»

Не могу не упомянуть о службе Великого Пятка. Антифоны и самогласные стихиры этого дня, являющиеся кульминацией всей Постной Триоди, практически повсеместно поются на глас и «поскору». Лишь наличие изданного московского сборника «Службы Великого Пятка» (Троице-Сергиевой Лавры) несколько утешает, что есть место, где этому богослужению уделяют должное внимание. Список проблем можно было бы продолжить и дальше, но, наверное, читатель уже решил, что я выступаю против профессиональных хоров в храме. Ничуть. Я совсем не против моих бывших коллег. Зачастую мне жаль их, потому что, придя в храм, они оказались предоставлены сами себе. Далеко не все из них пришли ради одних только денег. Да, их не нужно учить петь (как иногда делают некоторые настоятели), но их нужно воцерковлять. Им нужно раскрыть богословский смыл православного богослужения, показать его красоту, и тогда они сами решат, что уместно петь в церкви, а что — нет. Если этим людям раскрыть смысл стихир в неделю о мытаре и фарисее, то они вряд ли сочтут уместным петь «Покаяния...» Веделя (да простят меня любители этого «шлягера»), а если и споют его, то без исполнительских излишеств; и уж точно не будут повторять это сочинение вместо концерта на Литургии. Опыт такого воцерковления мне известен.

Ученые любители
Теперь немного поразмышляем о любителях. Они любят этот храм, в который пришли, и все, что с этим храмом связано. Они вникают в смысл православного богослужения, им нравиться петь, но у них нет певческих навыков. Как быть? Мириться с их душераздирающими звуками, утешая себя тем, что хоть «они немножечко дерут, зато уж в рот хмельного не берут, и все с прекрасным поведеньем»? Но это возможно лишь до известных пределов, а потом все равно придется как-то решать эту проблему. Здесь уместно вспомнить об опыте самодеятельных хоровых коллективов. Если они существуют за церковной оградой, то значит их можно создать и внут-ри Церкви. Нужно лишь найти человека, который бы с ними занимался. Это может быть хормейстер с высшим музыкальным образованием или выпускник (выпускница) Регентского класса. Последним желательно осваивать опыт такой церковной самодеятельности. Далеко не на всех выпускников Регентского отделения хватит кафедральных соборов с профессиональными хорами. Да и в такого рода хорах им не всегда комфортно, так как авторитет регента строится на профессиональном превосходстве, а его не всегда хватает. Любители же всегда с открытой душой принимают любого, кто с ними занимается, и благодарны ему.

Можно также создавать курсы церковных певчих и при епархиях. При движении в этом направлении есть две проблемы: малочисленность мужских голосов и сравнительно небольшой объем нотной литературы для самодеятельных приходских хоров. С первой проблемой справиться достаточно просто. Если у тебя в хоре мало мужчин или их нет вовсе, то не надо пытаться изображать смешанный хор. В этом случае надо вспомнить, что смешанный хор — лишь частный случай. А еще бывают женский и неполный смешанный, и нет необходимости симулировать то, чего нет. Это результаты комплексов, навязанные нам обиходами Львова, Бахметева и их немецкой школой гармонизации. Но без особенных усилий этот же обиход можно переделать в трехголосный женский с мелодией в терцию и функциональным альтом.

Вторая проблема более существенна. В море той музыкальной литературы, которой наводнен интернет и которая претендует на роль богослужебной музыки, немудрено запутаться. Последний же музыкальный богослужебный сборник, который можно назвать удачным, — так называемый Лондонский сборник (под редакцией Осоргина, 1962 г.). Поэтому, на мой взгляд, необходимо возродить опыт дореволюционной России, а именно создать цензурный комитет. В задачу этого комитета входила бы разработка и издание новых музыкальных богослужебных сборников по следующим направлениям: Всенощное бдение, Литургия, Постная и Цветная Триоди, двунадесятые и великие праздники, венчание, архиерейское богослужение и т. д. При этом сборники эти должны быть универсальными и учитывать клиросные реалии в современной Церкви. Взявшись всем миром, мы с Божией помощью решим наши клиросные проблемы.


Поделиться

Другие статьи из рубрики "Камертон"

29 марта, пятница
rss

№ 11 (ноябрь) 2011

Обложка

Тема номера:Ученость и мудрость

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Слово главного редактора
ПРАЗДНИК
Миша и архангел Михаил
АКТУАЛЬНО
Уроки октября. Чему научила нас революция?
ПОДРОБНО
/ От редакции / Ученость
и мудрость
/ От редакции / Ученость и мудрость
/ Острый угол / О пользе невоцерковленной науки
/ Интервью / Ученые единицы
/ Крупный план / Устами младенца
/ Крупный план / Катехизация: мечты и реальность
/ Via Historica / Мудрость многих, остроумие одного
ПРОПОВЕДЬ
Первый апостол.
Евангелие в праздник святого апостола Филиппа
Отражение любви Божией.
Апостол в Неделю 18‑ю по Пятидесятнице
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / Мудрость
восхождения и причастия
/ Имена / Русский не по рождению
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / диакон Владислав Малышев
/ Аксиос / диакон Антоний Лынов
/ Ленинградский мартиролог / Архиепископ
Иннокентий (Тихонов)
/ Камертон / Профессионалы
против любителей
/ Дошкольное богословие / Мы разные
и похожие
/ Приход / Радость на Шпалерной
КУЛЬТПОХОД
/ Книжная полка / Инерция чужого поступка
/ Афиша "ВЖ" / Преступление
без наказания