Приветственное слово митрополита Варсонофия «военному» отделу Санкт-Петербургской епархии

В январе этого года исполняется 10 лет отделу по связям с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии. В честь этого юбилея журнал "Вода живая" выпустил специальный номер, посвященный "военному" отделу. И открывает номер приветственное слово правящего архиерея, который сам когда-то служил в армии и считает, что именно там вызрело его решение посвятить жизнь служению Церкви.
Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, и.о. управляющего делами Московской Патриархии, на борту атомной подводной лодки во время посещения Камчатской епархии по благословению Святейшего Патриарха. Май 2010 года
Журнал: № 1A (Специальный выпуск №4, январь) 2015Страницы: 2-3 Автор: митрополит Варсонофий Опубликовано: 23 января 2015
Всего пять лет прошло с тех пор, как был возрожден институт военного духовенства, хотя взаимодействие Церкви и армии началось уже в начале 1990-х годов. Сделано много, но работы по-прежнему непочатый край, ведь силовые ведомства — это целый мир, состоящий не из бездушных винтиков, а из живых людей. Каждому из воинов требуется не только зарплата и социальное обеспечение, но и духовная поддержка, которую может дать Православная Церковь.

Среди православных святых множество воинов. Вспомним сотника Лонгина, который пронзил копь­ем бок распятого Господа, а потом раскаялся, принял Христа Иисуса и закончил жизнь как мученик. Вспомним Корнилия Сотника «из полка, называемого Италийским». Он был первым язычником, обратившимся ко Христу. О нем, обычном римском офицере, иудеи говорили: «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу».

А сколько в наших святцах праведных воинов и мучеников первых веков! Многие из них участвовали в гонениях на христиан, но, пораженные стойкостью своих «жертв» и их проповедью, принимали Спасителя и сами шли на мученичество. Часто эти воины, становясь христианами, продолжали нести свое служение. Они участвовали в далеких походах Римской армии: охраняли границы Империи, завоевывали новые земли, подавляли восстания в провинциях. От своих коллег-язычников они отличались только тем, что не молились множеству богов, не приносили жертвы этим богам, а молились Единому Богу и Его Сыну; может быть, соблюдали какие-то посты, отказывались от беззаконий вроде мародерства и излишней жестокости. В остальном — они выполняли свой воинский долг, не уклонялись от него. А когда римская армия стала армией христианского государства, — точно так же, как христианам удалось преобразить всё римское общество, — верующие воины сумели воцерковить языческое воинство, превратив его в «христолюбивое». Я думаю, этот факт должен воодушевлять нас: окормляя поначалу даже небольшую часть военнослужащих, священник может в корне изменить духовный настрой в части.

Но почему военные в древности так легко откликались на проповедь Евангелия? Потому что армия — это одна из лучших школ духа, это место, где человек приобретает качества, которые сложно приобрести на мирской службе.

Сошлюсь на свой опыт. Мой духовный путь как священника и монаха, мой выбор, вызревал постепенно. Будучи верующим человеком, я постоянно сталкивался с разными препятствиями: неоднократно пытался устроиться на светскую работу, но как только становилось известно, что я верующий, двери тут же закрывались. И в Советской армии верующему человеку служить было непросто, но именно там я научился принимать самостоятельные решения, научился преодолевать трудности. Конечно, уповая на помощь Божию. Армия помогла мне воспитать силу воли, ответственность, дала понимание того, что невозможно жить без дисциплины, без аскезы. Жизненные препятствия и армейский опыт убедили меня в том, что только в Церкви верующий человек может себя реализовать во всей полноте. Армия стала хорошей подготовкой к служению священника, монаха, а потом и епископа. Я убедился в том, что воинская служба не вредит христианину.

Солдат срочной службы Анатолий Судаков (будущий владыка Варсонофий), 1974 год
Солдат срочной службы Анатолий Судаков (будущий владыка Варсонофий), 1974 год


Когда писатель Валерий Ганичев, автор нескольких книг о флотоводце адмирале Фёдоре Ушакове, обратился к Патриарху с просьбой рассмотреть вопрос о его канонизации, Патриарх поручил мне изучить материалы и дать заключение. Я стал читать об этом человеке — и увидел: да, он настоящий военный, но он был человек набожный, сердобольный, был миротворец, занимался благотворительностью. Никогда не был женат, потому, может быть, что в душе был монахом. Дядя его был монахом, игуменом Санаксарского монастыря, и Фёдор Фёдорович, уйдя в отставку, Великим постом всегда жил в монастыре, читал за богослужением, пел на клиросе. Будучи знаменитым адмиралом Российского флота, исполнял все послушания в монастыре, как простой монах.

На прославление Феодора Ушакова в Санаксарский монастырь приехало множество — не одна тысяча — моряков, адмиралов, героев флота, и мы вместе с таким торжеством, с таким подъемом совершили чин обретения мощей святого адмирала, что все паломники и просто любопытствующие действительно увидели силу православия. И вот этот опыт убедил меня, что участие Церкви в жизни армии важно, показал, насколько оно важно.

Армия помогает в становлении личности, готовит ее к жизни, в том числе и христианской, а Церковь освящает и преображает воинское служение, указывая его подлинную цель.

Епархиальный отдел по связям с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями существует в Санкт-Петербургской епархии уже десять лет, и очень отрадно, что работа с военнослужащими, сотрудниками МВД и МЧС ведется систематически и основательно. Надеюсь, что читатели нашего журнала, прочитав этот специальный выпуск, посвященный первому юбилею «военного» отдела, увидят, как много сделано за этот период.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА"