Прихожане в образе. Приходской театр Спасо-Парголовского храма

Поставить пьесу Евгения Шварца об осажденном фашистами Ленинграде. Именно такую задачу взяло на себя творческое объединение «Образ» Спасо-Парголовского храма. Появившись совсем недавно, труппа успела уже дать несколько концертов и съездить с гастролями за границу.
Журнал: № 3 (март) 2017Автор: Евгений ПереваловФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 28 марта 2017

БЫЛЬ СКАЗОЧНИКА

— Эх, праздничка, праздничка хочется. Ох, сестрицы, братцы золотые, дорогие, как же праздничка хочется! Чтоб лег веселый, а встал легкий! — с этого монолога простого ленинградского монтера Захара Лагутина начинается спектакль «Одна ночь», поставленный по одноименной пьесе Евгения Шварца любителями сценического искусства из храма Спаса Нерукотворного Образа в Парголово.

Евгений Шварц известен прежде всего как сказочник, поэтому, найдя в поступившем из интернет-магазина полном собрании его сочинений пьесу про войну, Наталья Павловская, руководитель творческого объединения, сначала удивилась:

— Шварца ли книгу в руках держу? Но никакой ошибки быть не могло.

На дворе стоял 2015 год — 70-летие Великой Победы. Многие театральные коллективы готовили постановки, посвященные годовщине праздника. «Образ» не стал исключением.

— Я рассказала всем нашим о находке, и мы решили: будем ставить!

Труппа «Образа» собрана по преимуществу из участников детского приходского хора и их родителей
Труппа «Образа» собрана по преимуществу из участников детского приходского хора и их родителей

БЕДА, СПЛОТИВШАЯ ВСЕХ

Евгений Шварц написал «Одну ночь» в эвакуации, в городе Котельниче Кировской области. Пьеса произвела огромное впечатление на Леонида Малюгина, заведующего литературной частью БДТ им. М. Горького, который в то же время находился в Кирове. Театр начал даже готовить спектакль, но советский зритель его так и не увидел — распоряжением сверху было решено приостановить постановку. Аргументация, что удивительно, была следующей: историю блокады Ленинграда нужно изображать в эпически-монументальном жанре, а здесь показана всего лишь история маленьких людей, мир которых никому не интересен.

По сюжету, всё действие пьесы происходит в одном месте ­­— кабинете управхоза
По сюжету, всё действие пьесы происходит в одном месте ­­— кабинете управхоза

Маленькие люди — жители ежедневно подвергающегося бомбежкам осажденного города, незаметные герои. Управдом Павел Васильевич, монтер Захар Иванович, командир санзвена Елена Осиповна, домохозяйка Ольга Петровна, местные подростки Оля, Нюся и Шурик и главные герои пьесы — пришедшая с «большой земли» в блокадный город Марфа Васильевна и её потерявшиеся дети: сын Серёжа, мечтающий бежать на фронт и, скорее всего, попавший в ленинградскую школу бойцов, — за ним-то и прорывается в осажденный город мать, и дочь Даша, которая так и не вернулась с последней рабочей смены.

Александра Гусева сыграла в спектакле главную роль — мать, отправившуюся в блокадный Ленинград на поиски сына
Александра Гусева сыграла в спектакле главную роль — мать, отправившуюся в блокадный Ленинград на поиски сына

Марфу Васильевну играет Александра Гусева. Она, как и все остальные актеры, — прихожанка Спасо-Парголовского храма. По сюжету, её героиня приходит поздно вечером в многоквартирный дом в поисках своих детей.

— Эта женщина появляется в доме прямо среди царящего вокруг ужаса: постоянных авианалетов и бомбежек, артобстрелов, надвигающегося голода и холода зимы 1941–42 годов, — рассказывает исполнительница главной роли. — И, чтоудивительно, несмотря на весь этот ужас, её появление меняет жизнь окружающих — от управхоза до балующихся подростков. Кажется, какое им дело вообще до чьей-то чужой беды — своего горя хватает. Но, оказывается, всё наоборот: на одну ночь она меняет нелегкую и трагическую действительность этих людей, которые из своего мира погружаются в её проблемы. Она объединяет всех вокруг себя, дает каждому проявить свои лучшие качества.


РОЖДЕНИЕ «ОБРАЗА»

Театральное объединение «Образ» появилось на приходе вместе с началом репетиций пьесы Шварца. Наталья Павловская, руководитель и режиссер, рассказывает, что сама стала прихожанкой Спасо-Парголовского храма более 20 лет назад, к Богу её привели жизненные трудности. В приходской школе ей предложили заниматься организацией праздников — таким было начало пути, который приведет к постановке серьезной пьесы о блокаде.

— У меня музыкальное образование, — рассказывает Наталья Святославовна. — Я заканчивала музыкальный факультет университета имени А. И. Герцена по специальности «Теория музыки». Долго преподавала в музыкальной школе. А в начале 1997 года получила предложение поработать в приходской школе Спасо-Парголовского храма.

Параллельно с организаторской работой Наталья Павловская пела в любительском хоре прихода и начинала вести свои первые хоровые занятия с детьми.

— Ребятам хотелось общаться, — продолжает она. — И мы подумали: давайте создадим детский хор, начнем разучивать богослужебные, духовные, классические, народные песни — всё, что нам близко. Так родился коллектив, а мне пришлось потихоньку становиться регентом.

С тех пор прошло более 10 лет. Хор уже регулярно поет на богослужениях в Спасо-Парголовском храме и других храмах города и Ленинградской области, выступает с концертами в школах, детских домах, участвует в фестивалях, ездит в паломнические поездки, принимает самое активное участие в подготовке и проведении всех приходских праздников. Конечно, ставить пасхальные и рождественские спектакли для хора стало привычным делом, но душа просила чего-то нового. Когда книжный сборник раскрылся на «Одной ночи» Шварца, сомнений не осталось — это то, что нужно!.. Труппу собрали по преимуществу из ребят хора и их родителей, а также из певчих взрослого хора «Благовест».

— Когда репетиционный период подходил к концу и настал черед первых выступлений, мы задумались над афишей, — говорит Наталья Павловская. — Что писать на ней, как себя называть? Перечислять все коллективы-участники: детско-юно­шеский хор имени святого праведного Иоанна Кронштадтского, любительский хор «Благовест»? Нет, нужно общее имя. Так родился наш «Образ».


ПОНЯТЬ СУТЬ ЭПОХИ

Даша, героиня Анастасии Карповой, даже на больничном одре думала о том, что нужно успеть к утренней смене на завод
Даша, героиня Анастасии Карповой, даже на больничном одре думала о том, что нужно успеть к утренней смене на завод

Театральной режиссуре Наталья Павловская училась самостоятельно — по книгам таких мэтров, как К. Станиславский, Г. Товстоногов, М. Чехов, и видеоурокам ведущих российских театров. И это заметно: объем работы, проделанныйпостановщиками, впечатляет. Всё — от костюмов, декораций и реквизита до игры актеров — исполнено на уровне, явно превышающем обычные стандарты любительских коллективов. Актеры признаются, что просмотрели многие сотни метров кинохроники, прочитали не один том блокадных воспоминаний, пытаясь погрузиться в атмосферу, в которой приходилось жить защитникам осажденного Ленинграда.

— Подумайте, кто бы в наше время стал поступать, как моя героиня? — задается риторическим вопросом Анастасия Карпова, исполнительница роли Даши. — Чтобы еле живой, только-только пришедшей в себя после тяжелой болезни, рваться снова на завод?

— А как вы думаете, образ Даши — правдивый, или автору пришлось добавить своим персонажам героизма?

— Я думаю, такое поведение в то время не было редкостью. Я читала и смотрела воспоминания переживших блокаду, у меня нет сомнений, что многие из поколения наших дедушек и бабушек были именно такими, готовыми жертвовать собой.


СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО

В театральном объединении «Образ» собралось несколько семей актеров. Игорь Гусев, муж Александры Гусевой, сыгравшей главную героиню пьесы, пришел в спектакль благодаря супруге. В обычной жизни Игорь предприниматель, у него своя небольшая логистическая компания. В спектакле он сыграл управхоза Павла Васильевича:

— Сложно ли было мне втянуться в роль? Нет. Для меня театр не совсем в новинку. В детстве я пять лет занимался в драмкружке, кое-какие навыки остались, — улыбается он.

А вот Вячеслав Меркунов, муж создателя «Образа» Натальи Павловской, никогда раньше в театре не играл. Но с ролью своей сжился быстро, а сыграл он монтера Захара Лагутина.

— Мне с ролью повезло, — делится Вячеслав Меркунов. — Она хотя и не многословная, но  в своем роде основополагающая: монологом Захара начинается и заканчивается пьеса.


СЦЕНЫ И ЗРИТЕЛИ

Дебютировал «Образ» на сцене 623-го лицея. Правда, уточняет Наталья Павловская, выступали артисты не перед школьниками и учителями, а перед своими же прихожанами — учебное заведение просто предоставило свою сцену.

— Затем был клуб «Форпост», духовно-просветительский центр Александро-Невской лавры «Святодуховский», театр «Странник», в нем мы показали спектакль на День снятия блокады, — рассказывает Наталья Святославовна. — А в сентябре 2016 года стали победителями гранта «Православная инициатива», ездили в Белоруссию, выступали перед студентами политехнического колледжа. Скорее всего, детей на постановку привели вместо уроков, добровольно и в свободное время они вряд ли бы согласились пойти на спектакль. Но смотрели и слушали они очень внимательно, а после выступления подходили к нам и благодарили.

Сегодня «Образ» снова выступает на сцене православного театра «Странник». Среди зрителей люди всех возрастов. Вот трое подростков — перед началом постановки они были настроены явно скептически, но уже после первого акта стало видно, что им интересно. А вот пожилая пара: до самого конца они просидели почти молча, а потом, также не говоря ни слова, поднялись и ушли. Может быть, они были свидетелями блокадных дней города?

В перерывах между актами детский хор Спасо-Парголовского храма исполнял песни военного времени
В перерывах между актами детский хор Спасо-Парголовского храма исполнял песни военного времени


МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ

Состав творческого объединения «Образ» очень стабилен. Руководителю удалось сделать так, чтобы заглянувшие попробовать себя на сцене не уходили через несколько недель занятий. Почти каждый пришедший становится постоянным членом команды. А ведь обязанности на новоиспеченного актера ложатся немалые: еженедельные многочасовые репетиции, домашняя подготовка, выступления. Многие из этой команды ко всему прочему поют в разных хорах храма, что тоже занимает немало времени… Может быть, дело в том, что для каждого участника «Образ» — это любимое дело?

— Конечно, мечты стать актером у меня никогда не было, — говорит одиннадцатиклассница Татьяна Румянцева, исполнительница роли девочки Оли, — но мне очень нравится петь в нашем хоре, я в нем уже десять лет. Получается, что и в театре я с самого начала его создания.

А вот у Анастасии Карповой другая работа — она занимается недвижимостью, по образованию она журналист. В «Образ» она попала благодаря Наталье Павловской, которая заметила девушку на совершенно постороннем мероприятии.

— Мы с Натальей Святославовной оказались за одним столом, я задавала вопросы нашему священнику, протоиерею Александру Зелененко, — вспоминает Анастасия. — Ей понравилось, как я держу себя. И потом через батюшку Наталья Святославовна нашла меня, предложив присоединиться к их команде.


ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

Сейчас «Образ» готовится взять новую для себя тему — поставить спектакль, посвященный проблемам подросткового возраста. За основу взята советская картина «Ключ без права передачи». Главная трудность в том, чтобы перевести действие с экрана на сцену:

— В «Одной ночи» в этом плане довольно просто. Всё действие происходит в кабинете управхоза. А тут требуется смена декораций, — говорит руководитель. Мы долго думали, как быть, и в конце концов придумали сцену-трансформер.Закажем изготовление специалистам. А ролики для передвижения декораций сделаем сами — у нас умельцев хватает.

Сценарий фильма Наталья Святославовна уже переработала в сценарий пьесы. Чтение произведения, разучивание танцев идет полным ходом. Репетиции же начнутся, когда появятся декорации. У «Образа» всё впереди.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"

19 марта, вторник
rss

№ 3 (март) 2017

Обложка

Статьи номера

ПОДРОБНО
Несколько месяцев свободы. Протоиерей Георгий Митрофанов о церковной политике Временного правительства
Пять сердец и девять рук. Фонд "Вера и надежда" помогает подопечным ПНИ
Всем скорбящим помощь. Храм Иверской иконы Божией Матери при ПНИ № 10
Их молитва мгновенно доходит до Бога. Храм Иоанна Кронштадтского при ПНИ № 7
Психиатрия в церковной ограде. Протоиерей Григорьев Григорьев об окормлении душевнобольных
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Имена / Обер-охранитель. К юбилею К.П. Победоносцева
/ Умный разговор / Святыни Запада и вера Востока. Михаэль Хесеманн о христианских реликвиях
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
Прихожане в образе. Приходской театр Спасо-Парголовского храма
Музей между землей и небом. Церковный музей в Новой Ладоге
/ По душам / Лужский рубеж русского православия. Воспоминания протоиерея Николая Денисенко
/ Приход / Единственный государев. Феодоровский собор в Царском Селе
/ Служение / "Вера и свет" меняет жизнь. Община для людей с ментальными ограничениями
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Как ангелы спасают людей от внезапной гибели
«Слова, которые выражают нас»: школа молитвы по митрополиту Антонию
Музыка в марте
Идеал и реальность в Русском музее