Приход под крылом ЮНЕСКО (Часть 2)

Музей истории религии и атеизма был по-своему уникальным институтом, в котором можно было познакомиться с передовыми достижениями шамановедения, буддологии и китаистики, но о христианстве услышать только в форме грубой пропаганды. После того, как «здание-памятник» было передано епархии, здесь звучит проповедь о Христе.
Раздел: Приход
Приход под крылом ЮНЕСКО (Часть 2)
Журнал: № 11 (ноябрь) 2015Автор: Елена Миловидова Опубликовано: 12 ноября 2015
Начало читайте здесь


Клир и клирос

Настоятель и председатель приходского совета Казанского собора протоиерей Павел Красноцветов — священник в пятом поколении, в сане уже 60 лет, магистр богословия, много лет является членом Епархиального совета Санкт-Петербургской епархии, один из самых заслуженных священников епархии, в том числе и по количеству церковных и государственных наград. Почти 20 лет служения отдал Казанскому собору, возглавил его возрождение.

— Когда я 4 ноября 1990 года, еще будучи настоятелем Князь-Владимирского собора, служил в Казанском соборе первую за почти 70 лет Литургию, — вспоминает отец Павел, — главного иконостаса не было, в левом, северном, приделе в честь святых Антония и Феодосия Печерских иконостаса не было, везде стояли статуи языческих божков, прикрытые полотном, окна были завешены попонами, на них какие-то тарелки висели. Первое впечатление было ужасное. Собор было очень жаль. Мы начали усиленно молиться и понемногу возрождать святыню.

Протоиерей Николай Преображенский, также из известной священнической династии, — преподаватель Духовной академии, кандидат богословия. Это важно, ведь в Казанский собор приходит много высокообразованных людей. Отец Николай — бессменный редактор приходской газеты.

Дольше всех в соборе служит протоиерей Сергий Кудряшов. Хороший проповедник, отлично знающий службу, очень отзывчивый человек, он всегда стремится помочь людям.

Послушание ключаря несет протоиерей Андрей Герасимов. Он заведует уставом богослужения, отвечает за порядок в храме, ему подчиняются пономари, чтецы. Словом, незаменимый помощник настоятеля. Протоиерей Михаил Шастин — инициативный, внимательный — возглавляет культурно-просветительский центр и воскресную школу для взрослых. Иерей Алексий Дорофеев помогает настоятелю в сотрудничестве с государственными организациями, а также окормляет детскую воскресную школу; иерей Игорь Марчук совместно с протоиереем Михаилом Шастиным ведет воскресную школу для взрослых, проводит катехизацию для крещаемых, руководит молодежным клубом. Исполнительным человеком зарекомендовал себя молодой священник иерей Кирилл Дашевский. Еще двое священников — иереи Георгий Христич и Георгий Кобрин — прикомандированы к собору. Оба они строят храмы в спальных районах Петербурга: отец Георгий Христич —храм святых Жен-Мироносиц на проспекте Народного Ополчения, а иерей Георгий Кобрин — храм преподобномученицы Марии Гатчинской во Фрунзенском районе.

Вместе с отцом Павлом в собор пришел протодиакон Василий Марков, исполняющий служение председателя Приходского совета. Его путь в Церкви для нынешних времен уже нетипичен: он провел детство в Печорах, когда они еще принадлежали Эстонии, застал времена, когда в школах преподавали Закон Божий и всем классом по воскресеньям ходили на исповедь. Превосходный знаток церковной музыки и отличный хозяйственник, решающий все вопросы снабжения и порядка в соборе, отец Василий пользуется безграничным уважением.

30 апреля 1994 г., в Великую Субботу, был освящен и водружен на купол крест собора. 4 ноября 1996 г. был установлен временный одноярусный иконостас в центральном приделе. 29 марта 1998 г. митрополит Владимир в сослужении соборного и городского священства освятил по полному чину весь собор. 22 декабря 1999 г. указом святейшего Патриарха Алексия II Казанский собор был возведен в кафедральное достоинство. Тогда же была основана газета «Казанский собор», главным редактором которой стал настоятель протоиерей Павел Красноцветов. 

Профессиональный хор собора был организован в 1990-х, вскоре после возвращения храма, сегодня в нем 40 высококвалифицированных певцов. Многие из них поют в Капелле, театрах, Консерватории. Уровень исполнения тут необходим особый: в кафедральном соборе часто проходят архиерейские службы; даже далекие от Церкви горожане уже привыкли и к прямым телевизионным трансляциям Рождественских и Пасхальных богослужений.

— Наш коллектив отличается устойчивостью, — рассказывает главный регент хора Софья Возная. — Большинство людей работает в хоре свыше 15 лет.

Есть в главном соборе города и любительский хор, объединивший прихожан всех возрастов и разных профессий. Хористы поют на ранней Литургии (на поздней звучит профессиональный хор) каждое воскресенье и в двунадесятые праздники. Регент любительского хора Сергей Бердышев — певчий профессионального хора и артист Капеллы.

Богослужения в главном соборе Петербурга отличаются особой торжественностью
Богослужения в главном соборе Петербурга отличаются особой торжественностью

 

После шамановедения

Музей истории религии и атеизма был по-своему уникальным институтом, в котором можно было познакомиться с передовыми достижениями шамановедения, буддологии и китаистики, но о христианстве услышать только в форме грубой пропаганды. После того, как «здание-памятник» было передано епархии, здесь звучит проповедь о Христе.

В  соборе действует центр, созданный для координации социальной и культурно-просветительской деятельности, ведущейся в Казанском кафедральном соборе. В рамках центра действует миссионерский отдел — создавший собственную оригинальную программу «Православный путь веры». Она состоит из трех неформальных встреч-бесед о храме, о сути Литургии и о святости, каждая беседа сопровождается экскурсией. Центр занимается и организацией социальных мероприятий. Например, по его приглашению 9 мая у стен Казанского собора собрались больше двух тысяч людей, чтобы вместе спеть песни военных лет в рамках акции «Народный хор Победы».



— Хоть это и сложно, мы стараемся наладить контакты с профсоюзными организациями, — рассказывает руководитель центра протоиерей Михаил Шастин. — Приглашаем на встречи целыми коллективами. Очень важно, что многие из участников этих встреч начали воцерковляться.

В лектории собора несколько раз в месяц можно встретиться с ведущими преподавателями гуманитарных вузов, духовных школ, учеными. Тематика лекций — культурологическая, связана не только с историей Церкви, литургикой или библеистикой, но и с литературой, философией, живописью, другими видами искусства.

Лекторий Казанского собора открыт для всех желающих
Лекторий Казанского собора открыт для всех желающих


Сбором и сохранением исторического архива храма занимается просветительский отдел Казанского собора.

Наталья Феофанова

— Это редкость для города, потому что чаще всего люди относятся к истории и архиву безответственно, — рассказывает руководитель отдела Наталья Феофанова. — Но наш храм — объект культурного наследия, в нем происходит много разных исторических событий, и всё это должно быть сохранено для потомков. Именно сознание ответственности и принадлежности к двухсотлетней истории собора позволило достойным образом отметить юбилей храма (см. Журнал Московской Патриархии № 9, 2011).

Просветительский отдел представляет собор на православных выставках, ежемесячно оформляет экспозиции в крипте храма, занимается издательской деятельностью. В текущем году подготовлен серьезный том «Патриотическая миссия Казанского собора в годы Великой Отечественной войны» (автор текста профессор М. В. Шкаровский); на следующий запланирован выпуск детской иллюстрированной книги об истории Казанского собора, автором ее стал известный детский писатель В. М. Воскобойников.

 

Территория искусства

Красота Казанского собора словно подталкивает к творчеству. При соборе работает известная по всей стране иконописная школа для детей и взрослых «Святогорье». Ее руководитель — православный иконописец Ростислав Гирвель, автор оригинальной программы обучения (см. «ВЖ» № 1, 2011).

— В иконописных школах сегодня очень часто делают муляжи, примитивные живописные иконы, переводки со старых образов, — рассказывает Ростислав Мартинович. — А мы ищем чистоту древнего византийского стиля, восстанавливаем образы IX–XI веков: они самые благодатные.

Руководитель иконописной школы Ростислав Гирвель считает, что иконописи надо учиться с раннего возраста
Руководитель иконописной школы Ростислав Гирвель считает, что иконописи надо учиться с раннего возраста


Мастериц золотого шитья объединила золотошвейная мастерская Казанского собора. Исключительно вручную около десяти швей вышивают хоругви, закладки, иконы, другие предметы богослужебного обихода. При мастерской организованы курсы, на которые принимают верующих, желающих освоить золотошвейное дело и потрудиться на благо Казанского собора. Руководит мастерской Инна Петрова.

В собственных реставрационных мастерских собора не прекращаются работы по восстановлению внутреннего убранства храма-памятника
В собственных реставрационных мастерских собора не прекращаются работы по восстановлению внутреннего убранства храма-памятника

Применение своим талантам в Казанском соборе могут найти не только взрослые. При детской воскресной школе работают два известных коллектива: хор и изостудия «Красота Божьего мира», возглавляемые опытными педагогами, сестрами Марией и Маргаритой Красноцветовыми. Юные художники радуют прихожан и гостей собора яркими выставками рисунков, а хористы трижды в год в главном приделе, у Царских врат, дают отчетные концерты. В этом году совместно с театром марионеток им. Е.С. Деммени в соборе готовят Рождественский спектакль. Режиссеры, художники, декораторы — профессионалы, а артисты — воспитанники детской воскресной школы. Сестры Красноцветовы учат детей верно распоряжаться своими талантами:

Детская воскресная школа Казанского собора славится яркими пасхальными и рождественскими праздниками
Детская воскресная школа Казанского собора славится яркими пасхальными и рождественскими праздниками


— Уже семь лет мы сотрудничаем с больницей № 8, даем благотворительные концерты на отделении сестринского ухода, где лежат бездомные, одинокие старики, — рассказывает регент детского хора Мария Красноцветова. — Вначале ребятам было тревожно, некоторые носы затыкали, а сейчас идут сознательно, с подарками и иконами. Устраиваем концерты для детей из детских домов. Приучаем наших ребят не только получать, но и отдавать, дарить радость людям. Я думаю, на этом должен быть основан любой приход, любая христианская община.

С июля 2015 г. в соборе проходят ежедневно две Литургии: ранняя в 7 и поздняя в 10 часов утра. Эта дополнительная нагрузка на клир и служащих оправдана тем, что идет на пользу прихожанам. «А польза прихожан — для нас главное», — так считает настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов. 

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Приход"

19 марта, вторник
rss

№ 11 (ноябрь) 2015

Обложка

Статьи номера

ПОДРОБНО
/ Интервью / Ощущение правды
/ Крупный план / Большие вопросы маленького театра
/ Крупный план / День радио митрополии (Часть 3)
/ Крупный план / День радио митрополии (Часть 1)
/ Via Historica / Дома для Мельпомены
ПРОПОВЕДЬ
Деятельная любовь
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Имена / Духовная сцена в ожидании зрителя
/ Имена / Иконописец-авангардист
/ Имена / Из Ленинграда в Санкт-Петербург
/ Имена / Слово петербургского пастыря
/ Умный разговор / Грозный, но не святой царь
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Приход / Приход под крылом ЮНЕСКО (Часть 2)
/ Приход / Приход под крылом ЮНЕСКО (Часть 1)
/ Подари журнал / Подари журнал... кому?
/ Проект / Я бы на журфак пошел... пусть меня научат
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
«Жизнь человека – это самое дорогое, самое ценное и самое святое»
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Младшая сестра блаженной Ксении
Музыка в ноябре
Выставки в ноябре