Иконостасы, иконы и панно из дерева

Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
  Войти
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Придворный собор для простых жителей

Парки, дворцы, фонтаны, дореволюционные особняки, неуклюжие хрущевки пролетают в окне маршрутки…И даже в этой пестрой череде взгляд не может не зацепиться за островерхие, закутанные в леса шатры Петропавловского собора. Храм этот интересен не только в архитектурном плане, не только как туристический объект. Неравнодушный настоятель и деятельная община, много сделанного и еще больше загаданного на будущее — из этого складывается приходская жизнь.
Раздел: Приход
Придворный собор для простых жителей
Журнал: № 9 (сентябрь) 2017Страницы: 32-35 Автор: Татьяна МазепинаФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 19 сентября 2017

ТУРИСТЫ В ХРАМЕ

Протоиерей Георгий Лаврушин, один из клириков храма святых Петра и Павла в Петергофе, рассказывает, что в теплое время года, когда в Петербурге начинается туристический сезон, с раннего утра в собор приходят жители Юго-Восточной Азии. Осматривают храм, стоят на утренней службе и даже подают записки, судя по аккуратно вписанным в них иероглифам. «„Господи, имена их Сам веси“, говорим мы в таких случаях, потому что такими языками не владеем», — рассказывает священник.

Итальянцы часто берут благословение. Арабские туристы много фотографируют, что, впрочем, не запрещено, если делать это с благоговением. Интересно, что расположенный рядом отель поддерживает с приходом теплые отношения. На его сайте дублируется информация о службах и разных событиях в соборе.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ

Всё в Церкви, начиная с облика храма, преследует одну единственную цель — ввести человека в присутствие Божие. Этому служат и церковные искусства. Среди храмов Петергофа, построенных в традициях европейской архитектуры, храмсвятых апостолов Петра и Павла выделяется своим русским стилем. В аналогичном архитектурном стиле решены храм Воскресения Христова («Спас-на-Крови») в Петербурге и собор Покрова Пресвятой Богородицы («Василия Блаженного») в Москве. Изразцы, своды, главки… В петергофском храме множество таких деталей, которых нет больше ни в одном храме Петербурга, а возможно, и страны. Это крытая галерея для крестного хода, опоясывающая храм по периметру.Боковые приделы святого благоверного князя Александра Невского и святой Ксении Римлянки на втором этаже, которые, правда, пока, к сожалению, не действуют. Отдельные помещения для крещения, отпевания, венчания. Архитектор Николай Владимирович Султанов, по словам настоятеля, вложил в храм свою душу. Он лично занимался проектированием (как сейчас сказали бы, дизайном) интерьера, вникал во всё вплоть до деталей — подсвечники, водосвятная чаша, семисвечник в алтаре. «Это будет моя лебединая песнь», — говорил он. И действительно, храм стал последним его творением.

Справка

Первым с ходатайством о строительстве нового храма в Петергофе в 1892 году обратился заведующий придворным духовенством протопресвитер Иоанн Янышев. Ходатайство было вызвано тем, что, несмотря на множество церквей, в городе отсутствовал храм, способный вместить большое количество прихожан — рядовых жителей. Александр III лично определил место для строительства около Царицынского (Ольгина) пруда. Закладка храма состоялась 25 июля (6 августа) 1895 года. Проект был разработан Н. В. Султановым, а работами руководил В. А. Косяков. Строительство собора велось на средства Министерства Императорского Двора. Собор был освящен 12 (25) июня 1905 года тем же протопресвитером Иоанном Янышевым в присутствии императорской семьи и причислен к придворному ведомству. После революции стал приходским собором. В 1938 году собор был закрыт. Предполагалось взорвать его. Как и многие другие здания Петергофа, собор сильно пострадал во время войны. Северная часть его была разрушена в связи с тем, что в храме находился немецкий корректировщик, следивший за передвижением советских кораблей. Его пытались уничтожить. После войны здание храма использовалось под склад тары. Только в 1974 году собор был взят под охрану государства как памятник истории и культуры. В 1989 году петергофская община добилась возвращения храма Церкви. С 1990 года начался ремонт собора. 9 июля 1994 года храм был полностью освящен патриархом Алексием II.


13-Й НАСТОЯТЕЛЬ

Протоиерей Павел Кудряшов получил свое имя в честь апостола Павла. И вот уже шесть лет он служит в храме своего небесного покровителя. До отца Павла у собора в новейшее время было 12 настоятелей. В 1990–1995 годах настоятелем собора официально являлся митрополит Иоанн (Снычев). Он назначал в храм священника, «исполняющего обязанности настоятеля». Почетным настоятелем храма сейчас является протоиерей Александр Кудряшов — отец протоиерея Павла,недавно отметивший свой 80-летний юбилей и 54 года священнического служения. Павел с семи лет помогал отцу в алтаре. Ему сшили маленький стихарь и даже маленький подрясник.

— Мне с детства это нравилось, — вспоминает он. — Помню, по субботам я убегал с последних уроков, чтобы помогать во время Всенощного бдения. Отец тогда служил в храме святителя Николая на Большеохтинском кладбище.

Все четверо сыновей отца Александра Кудряшова стали священно- и церковнослужителями, а шесть дочерей вышли замуж за священников.

— Когда я сам встал у престола Божия, то почувствовал, что и священники в алтаре, и прихожане в храме — это одно целое, одна семья, члены которой связаны духовными узами.


ОТЕЦ БОЛЬШОГО СЕМЕЙСТВА

— Став настоятелем, я, конечно, почувствовал большую ответственность, — рассказывает отец Павел. — Теперь уже не только за тех людей, которых я как священник привожу к Богу, а и за самих священников прихода и за всю общину нашего собора.

Отец Павел — благочинный Петродворцового округа. Вместе с другими священнослужителями округа он призван заботиться о реставрации храмов, которые в большинстве своем являются памятниками архитектуры. Собор святых Петра и Павла в этом смысле требует больше всего внимания, так как имеет особый статус памятника федерального значения. Кроме того, приходу благочинного полагается подавать остальным приходам округа пример во всех направлениях церковной жизни.

Также отец Павел еще и в буквальном смысле отец большого семейства. Вместе с матушкой Любовью они воспитывают пятерых детей. Люди часто спорят, кто служит Богу лучше — священник, который женат, или который не женат. И никто не думает о том, что семья не обременяет священника, а наоборот, приносит ему силы и радость.


ОБЩИНА

Среди качеств, необходимых настоятелю храма, отец Павел выделил уважительное отношение к людям. Как часто нам не хватает этого не только в обществе, но и в православных храмах.

— Я стараюсь всячески воспитывать в нашей общине уважительное отношение друг к другу, а прежде всего к тем, кто приходит в храм первый раз, — рассказывает он. — Не разрешаю делать никаких грубых замечаний, потому что этоэлементарно может оттолкнуть человека и от Церкви, и от Бога. Человек часто приходит с каким-то горем, внутренним неустройством, и наша первая задача — успокоить его, показать, что мы — такие же, как он, что он нам не чужой.

Для того чтобы люди узнавали друг друга, сплачивались и участвовали в приходской жизни, их можно попросить о помощи, например, в наведении порядка у храма или в нем самом, объясняет настоятель. С этого года духовенство прихода решило каждые две недели проводить с прихожанами, да и со всеми желающими, беседы на духовные темы. Говорили о таинствах, об обрядоверии и его пагубных последствиях, об актуальных вопросах церковной жизни. В такие дни после Литургии всех угощают чаем со сладостями, что, естественно, тоже способствует укреплению связей в общине.


МИССИЯ

Община занимается и миссионерской деятельностью. Её возглавляет помощник благочинного по Петродворцовому округу диакон Антоний Сацута. Регулярно устраиваются открытые для всех просмотры фильмов, идет живое общение, изданы памятки с описанием двунадесятых праздников, церковных таинств, с основными православными молитвами. Такие памятки раздают прихожанам во время больших церковных праздников.

— Но в целом надо признать, что мы — как Церковь, как собрание верующих — недорабатываем, — рассуждает отец Антоний. — Тот язык, на котором мы сейчас говорим, непонятен молодым людям. Нас должен вдохновить опыт Пятидесятницы, когда каждый из присутствовавших при этом событии услышал апостолов, говорящими на его родном языке. Должен вдохновить опыт апологетов II века, которые создавали специальные школы, чтобы учиться ораторскому искусству и в диспутах с языческими мыслителями говорить на понятном им языке.

По мнению отца Антония, миссионерская проблема заключается в наши дни еще и в том, что огромное наследие Церкви зафиксировано на бумажных носителях, а ими теперь молодежь пользуется нечасто.

— Нам нужно научиться грамотно использовать интернет, — говорит он. — Если бы молодые люди узнали, что святые отцы были прогрессивно мыслящими людьми, что их миропонимание выходило за рамки современного им бытия, то оценили бы это. Ведь молодость — время романтики, мечты и дерзновения.


ЦЕРКОВЬ, ШКОЛЬНИКИ И ПЕДАГОГИ

— Когда нам пришел циркуляр о том, что мы в сжатые сроки должны наладить связь между благочинием и светскими образовательными учреждениями, я отправился к начальнику отдела образования района и сказал: «Знаете, настали такие времена, когда мы должны думать о детях вместе», — говорит директор центра духовной культуры и образования благочиния протоиерей Георгий Лаврушин.

На уровне Предстоятеля Русской Православной Церкви и российского правительства существует соглашение о сотрудничестве. Возможно, этот решительно-доверительный тон, а возможно, тот факт, что существуют определенные директивы о сотрудничестве, помогли запланировать множество совместных мероприятий.

В рамках внеклассной воспитательной деятельности в старших классах 529-й и 411-й школ были проведены экспресс-семинары, посвященные основным проблемам социальной жизни молодежи, взаимоотношений мужчин и женщин и т. д. Их разработал епархиальный молодежный отдел. Отец Георгий заранее изучил все материалы и сам, как и директор каждой из школ, участвовал в занятиях.

— Мы говорили с детьми светским языком, не использовали репродукций икон, не совершалась молитва, — вспоминает священник. — Но один только факт присутствия священнослужителя и ценности Церкви, на которых была основана беседа, делали свое дело. Занятия проходили так. После вводного слова детей разбивали на группы для интерактивной беседы, у каждой группы — своя тематика. Нам интересна была реакция детей. Они же такого не ожидали — что кому-то интересно не информацией их пичкать, а выслушать. У старшеклассника вообще существует дефицит самовыражения, поэтому часто последнее присутствует в его жизни в очень извращенной форме. По окончании семинара ребята расходятся каждый в свою жизнь, но мы надеемся, что зерно, посеянное на этих встречах когда-нибудь прорастет.

Другим проектом центра стала встреча с педагогами. Всех желающих пригласили в информационно-методический центр при отделе образования. Каждый верующий преподаватель, как считает отец Георгий, может внести в свой предмет вектор христианского мировоззрения.

Справка

Клуб «Ангелос» возник при соборе в Петергофе в январе 2012 года. Первым служением клуба стала организация костюмированных балов. Сейчас двумя самыми важными направлениями его работы являются миссия и изучение Библии — проводятся евангельские чтения. Со временем клуб организовал велоэкскурсии по храмам Петергофа, молодежные Литургии в Троице-Сергиевой пустыни. Во время церковных праздников волонтеры раздают листовки. Встречи в клубе проходят по четвергам с 19 до 21 часов. Вход свободный. Адрес: Новый Петергоф, Санкт-Петербургский пр., дом 43А.
Председатель клуба — Данил Сергеевич Иванов, 8 (905) 205-22-06;
vk.com/club_angelos

О ВЕРНЫХ ПРИОРИТЕТАХ

— Христианин не должен противопоставлять себя миру, — считает отец Павел Кудряшов. — Он должен быть нормальным человеком во всех смыслах этого слова.

Настоятель напоминает, что Христос обличал мнимую праведность фарисеев, а Сам же Он всегда был с людьми. Мы помним, как Он превратил воду в вино на браке в Кане Галилейской и помог людям продолжить праздник. Если рассуждать, как некоторые сегодняшние «православные фарисеи», Он должен был, напротив, превратить вино в воду.

— Христианин — нормальный человек, который живет в обществе, несет какое-то служение, трудится. «Трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10, 10), достоин, чтобы в его жизни было благополучие. Он общается с другими людьми, отдыхает с семьей, занимается спортом. Просто нужно знать во всем меру. Ведь известно, что нет такой хорошей вещи, которую нельзя было бы испортить. Пей, но не упивайся, ешь, но не объедайся, заводи семью, но не распутствуй. Между материальным и духовным не должно быть противоречия. Важны приоритеты. Человек живет в полноте лишь тогда, когда не только его тело, но и душа живет. Когда он пребывает в духовном общении с Богом. Как цветы оживают от влаги, так душа человека — от общения с Богом.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Приход"