Предпринимательство как служение

В нашей стране часто к частному бизнесу относятся скептически. Но есть люди, которые хотят возродить дореволюционные традиции предпринимательства и благотворительности — а они как раз были славными, только в наше время об этом мало кто знает. Союзу православных предпринимателей Санкт-Петербурга в этом году исполняется десять лет. Чем православный предприниматель отличается от обычного, как предприниматели реализуются как православные люди?
Журнал: № 05 (май) 2022Страницы: 40-45 Автор: Татьяна Кириллина Опубликовано: 29 мая 2022

Все находят себе место

Создатель и председатель союза Владислав Жукович рассказывает, что, как и многие, пришел к вере, когда оказался на грани жизни и смерти. «Когда я понял, что остался жив только благодаря Богу, произошла переоценка ценностей, — вспоминает он. — Я подумал: раз уж Господь распорядился так, что я стал предпринимателем, я должен совершать какие-то благие дела, но какие именно, совершенно не представлял. Про предпринимателей прошлого не знал практически ничего, других верующих предпринимателей в моем окружении тоже не было».

Владислав Константинович решил найти дело, которое бы решало одну из важных проблем в обществе. И пришел к выводу, что большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся, имеют причиной духовно-нравственное нездоровье людей, от которых что-то зависит. Следовательно, надо заниматься духовным просвещением. «Благотворителей в этой сфере было очень мало, — продолжает он. — Люди с легкостью жертвуют на храмы, помогают больным и бедным, но мало кто готов финансировать какой-то просветительский проект. Статистика из года в год показывает, что из тех, кто ассоциирует себя с православием (а таковых 80 процентов), воцерковленных всего два процента. Получается, что у нас мало людей, живущих церковной жизнью, — и как же мы можем говорить об изменениях в нашей стране! Непонимание того, что такое Церковь, её глубинного, сакрального смысла обедняет человека».

Владислав Жукович узнал про Православный центр духовного возрождения, познакомился с его руководителем Любовью Афанасьевой, которая получила благословение на эту деятельность еще от владыки Иоанна (Снычева). Центр реализовал множество благотворительных проектов в тюрьмах, детских домах, организовал столовую для малоимущих. Любовь Васильевна как раз и предложила Владиславу организовать клуб православных предпринимателей.

Поначалу Владислав Константинович считал, что нужно просто найти предпринимателей, которые хотят заниматься благотворительностью. Но игумен Пётр (Еремеев), тогдашний ректор Православного института святого Иоанна Богослова и наместник Высоко-Петровского монастыря в Москве, посоветовал не делать сразу упор на благотворительность, объяснил, что люди охотнее пойдут не туда, где от них чего-то хотят, а туда, где им готовы что-то предложить; тяга к благотворительности должна созреть, и человек сам изъявит желание включиться в эту деятельность.

Создание Союза православных предпринимателей было благословлено на Святой Горе Афон в 2012 году, а тогдашний ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Амвросий (ныне митрополит Тверской и Кашинский) согласился стать духовным наставником. Связь с петербургскими Духовными школами сохраняется: помещение, где собирается союз, располагается в здании Духовной академии, священники из СПбДА совершают богослужения на собраниях союза. «Мы создавали сообщество при владыке Амвросии, поддерживаем с ним отношения, он продолжает относиться к нам как добрый пастырь», — отмечает Владислав Жукович.

Интересно, что союз никогда не давал никакой рекламы, не заявлял о себе в СМИ — все люди приходили благодаря «сарафанному радио». В сообществе бизнесменов, очевидно, есть вступительный взнос? Удивительно, но нет: ведь это не просто объединение бизнесменов, а объединение православных. Туда могут прийти как вполне благополучные крупные и средние бизнесмены, так и представители малого бизнеса, и те, кто только задумал стартап. Приходят даже обанкротившиеся предприниматели, которые надеются снова вернуться в бизнес. Владислав Жукович считает, что кому-то отказывать — не по-христиански: «Если человек пришел, значит, его Господь привел. Надо понять его проблемы, помочь ему. Обычно в профессиональных сообществах к начинающим, которым нечего предложить, которые не могут поделиться опытом, мягко говоря, не проявляют интереса. Наше сообщество формировалось иначе. Все находят себе место: создают совместные проекты, покупают друг у друга продукцию или услуги. Бывало, что и обанкротившиеся возрождали бизнес. Сила объединения может выражаться и во взаимопомощи, и в общем информационном поле, чего так не хватает нам, православным. Мы очень разрозненные, не привыкли обращаться к „своим“. А в союзе, если у кого-то есть проблемы, мы собираемся и обсуждаем, все жертвуют личным временем, чтобы помочь одному человеку».

Принцип членства простой: человеку, который хочет вступить в сообщество, предоставляют полную информацию, и он решает, подходит ему это или нет. А дальше каждый находит себе применение с учетом своих возможностей. Можно оказать помощь проектам союза финансово, оказать трудовое участие, привлечь свои связи или знакомства, стать экспертом. В союзе есть и молодежное крыло, туда могут прийти молодые люди, которые интересуется предпринимательской деятельностью.

— Мы берем только воцерковленных христиан, это для нас важно, — подчеркивает Владислав Константинович.

— Мы готовы взаимодействовать и с другими людьми, но не принимаем их в сообщество. Даже среди нас, православных христиан, случаются разногласия, и тогда мы собираем совет, приглашаем священников. А если человек неверующий или из другой конфессии, будет еще сложнее договориться.

На традиционной встрече Союза православных предпринимателей
На традиционной встрече Союза православных предпринимателей


Межприходская община

Предприниматели собираются каждый понедельник. Встречи всегда начинаются с молебна трем святым, которых члены союза считают покровителями бизнеса: преподобным Серафиму Вырицкому и Иосифу Волоцкому и святителю Спиридону Тримифунтскому. Молебен служат священнослужители из Духовной академии.

Обычно в программе есть встреча с каким-то гостем. В дни поста это в основном священники, в остальные дни приходят и священники, и светские гости: например, эксперты по маркетингу, юристы, экономисты, видные деятели культуры и искусства. Можно участвовать заочно, особенно это важно для коллег из других регионов — вслед за Петербургом сообщества православных предпринимателей развиваются в Москве, Липецке, Воронеже, Твери и других городах. Петербуржцы также могут присоединиться онлайн к заседанию в другом городе.

— К сожалению, на приходах люди мало знают друг о друге, — продолжает Владислав Жукович. — В храме, куда я хожу, мы семь лет общались с одним человеком, пока я не узнал случайно, что он предприниматель, а он, в свою очередь, что я — председатель Союза православных предпринимателей. И такая ситуация нередко встречается в приходах, хотя бывают исключения. У приснопамятного протоиерея Николая Беляева, старшего священника Иоанновского монастыря, на приходе были организованы общины юристов, бухгалтеров и прочая; была там и община предпринимателей, но это — редчайший случай. Наш Союз — это, по сути, межприходская община. Мы понимаем, что предприниматели стремятся помогать в первую очередь своим приходам, и наше сообщество не призвано это изменить. Мы стараемся создать условия для их духовного развития, личностного, профессионального роста. Наш призыв ко всем православным предпринимателям — приходить, знакомиться, пополнять нашу общину и получать новые возможности для развития.

В деятельности Союза православных предпринимателей — несколько направлений, каждое окормляется священниками, которые входят в попечительский совет. Каждый член союза, или «союзник», должен выбрать из проектов то, что находит отклик в его сердце.

Протоиерей Вячеслав Харинов занимается проектом «Неизвестная незаконченная война» — это увековечение памяти погибших в Великой Отечественной войне, поездки по местам боевой славы. Иерей Илия Макаров курирует образовательные и культурные проекты: православные бизнесмены поддерживают проекты и епархиального отдела религиозного образования и катехизации, и совета по культуре, которыми руководит отец Илия. Протоиерей Александр Дягилев занимается семейными проектами. Многие бизнесмены с женами принимали участие в выездах проекта «Супружеские встречи»: «Мне очень понравилась методика, она работает. Мы с супругой приезжали в одном состоянии, а уезжали совсем в другом», — делится Владислав Жукович.

А иерей Артемий Наумов, настоятель храма преподобного Серафима Вырицкого в Большом Гостином Дворе, занимается популяризацией исторического наследия дореволюционной России.

— Сотрудничество с Союзом православных предпринимателей началось в 2014 году, когда мы стали обустраивать храм на территории Большого Гостиного двора, — рассказывает иерей Артемий Наумов. — Там начинал свою деятельность преподобный Серафим Вырицкий — он работал в лавке своего земляка, и мы обратились к администрации Гостиного двора с предложением посвятить храм памяти этого святого. Позже в том же здании, где расположен храм, был устроен Музей петербургского купечества. Всё это делалось совместно и с администрацией Гостиного двора, и с Союзом православных предпринимателей. Знаковое событие для «союзников» — наш храм преподобного Серафима Вырицкого стал первым храмом, который освятил митрополит Варсонофий по вступлении на Санкт-Петербургскую кафедру.

Раз отец Артемий стал сотрудничать с «союзниками», он стал и особо молиться о них:

— У нас образовалась молитвенная связь: за каждой Литургией в храмах, где я служу настоятелем, стали поминать членов союза в молитвах о здравии, кроме того, у нас есть синодик, в который мы вписали имена некоторых купцов — благотворителей и устроителей храмов; их мы поминаем за заупокойными службами, — продолжает отец Артемий. — Ежегодно мы стараемся выехать в Вырицу, в часовню преподобного Серафима. Организуем и дальнее паломничество — в Рыбинск, впервые мы туда отправились в 2016 году, в год 150-летия со дня рождения преподобного. Под Рыбинском находилось село Вахромеево, родина Серафима Вырицкого. Села уже нет, там чистое поле, к которому подбираться надо через болота и леса на вездеходах. Мы сопровождаем в этих поездках епископа Рыбинского и Даниловского Вениамина. На месте деревни устроена часовня — на средства и «союзников», и местных благотворителей — точная копия часовни на месте захоронения преподобного в Вырице. Раз в год владыка Вениамин служит в ней Литургию.


Новая старая культура

Отец Артемий вместе с «союзниками» разыскивают и восстанавливают могилы купцов-благотворителей. Так, в августе прошлого года был установлен и освящен крест на могиле писателя, издателя и благотворителя Николая Лейкина (1841–1906) на Литераторских мостках. Рядом с надгробием установлена табличка с QR-кодом, с помощью которого можно прослушать на телефоне биографическую информацию о благотворителе. Скоро будет установлена еще одна табличка с QR-кодом — в усыпальнице семьи Русановых. Место это хорошо знакомо петербуржцам как храм святителя Николая Чудотворца на Никольском кладбище Александро-Невской лавры: храм был построен в 1868–1871 годах на средства известного лесопромышленника Николая Русанова (1820–1882) для захоронения членов семьи Русановых. Эта работа проводится совместно с КГИОП.

Историк Вячеслав Минин закончил Университет культуры по специальности «музееведение». В союзе он собирает информацию о дореволюционных предпринимателях и благотворителях в Петербурге, пишет статьи, которые размещаются на сайте «Наследие Петербурга», занимается выпуском календарей о деятельности предпринимателей. Последний по времени календарь был посвящен учебным заведениям и тем, кто благотворил этим заведениям в Петербурге, а также известным благотворителям, которые учились в этих учебных заведениях.

— Мне самому интересно наследие купечества: мои дальние родственники тоже были купцами-благотворителями, — объясняет Вячеслав Анатольевич. — Я собирал материалы и писал статьи и о Воробьёвых, и о Тарасовых. Алла Краско, вице-президент Российского генеалогического общества, к сожалению, недавно ушедшая из жизни, написала книгу о родословной купцов Тарасовых, я помогал ей собирать материал. Интересующие нас имена мы находим в различных источниках — купеческих книгах, заметках в периодике. Сохранились сведения о благотворительных обществах, о тех, кто в них состоял. Если находим имя купца, выясняем, что был за человек, чем занимался, есть ли данные о его семье.

Почему для Союза православных предпринимателей так важно возвращение памяти о прошлом предпринимательства в нашей стране?

— В дореволюционной России большая часть общества была охвачена кооперативным движением, — объясняет Владислав Жукович. — При этом внутри всегда была Церковь, она выступала и гарантом, и помогающей стороной. Кооперация вывела страну на принципиально новый уровень экономического развития. После 1917 года эти традиции по понятным причинам были прерваны. Современная потребительская культура воспитывает из человека эгоиста, одиночку. В дальнейшем развитии России, я считаю, должно быть всё основано на объединении, служении ближнему.

В западной модели построения бизнеса, считает Владислав Константинович, есть много хорошего, но русские предприниматели совершали поступки, которые никак не укладываются в рамки этих моделей.

— Нам как раз просто понять купцов и промышленников прошлого. Например, один купец тридцать лет искал всех, кому был должен его покойный отец, чтобы восстановить доброе имя отца. Другой купец однажды понял, что из-за жаркой погоды у всех торговцев мясом пропадет товар. Он пришел на биржу, взял да и выкупил у всех купцов их товар, хотя был риск банкротства. Вдруг погода поменялась, мясо не испортилось, купец продал весь товар и получил прибыль. В годы кризиса предприниматели искали возможность не поднять цены, а, наоборот, понизить, то есть шли навстречу покупателям. Знаете, что означает выражение «стереть в порошок»? Многие ошибочно думают, что это значит жестоко наказать или даже убить. Но в дореволюционной России это означало совсем другое. Если человек брал в долг, это записывали мелом на доске. Когда подходил срок и он долг не отдавал, надпись стиралась «в порошок», и с этим человеком больше никто не имел дела.

Конечно, православные предприниматели хотят возродить такие подзабытые современным бизнесом понятия, как «репутация», «честное купеческое слово». «Главный пример для предпринимателей — преподобный Серафим Вырицкий, который не только богател материально, но и богател в Бога», — говорит иерей Артемий Наумов.

— 1990-е обесценили само понятие «предпринимательство»: в сознании людей так и осталось представление о бизнесменах как о неких барыгах, хапугах, которые стремятся к прибыли любой ценой, — констатирует исполнительный директор Союза православных предпринимателей Павел Фокин. — Собственно, если говорить о классическом европейском капитализме, то во главу угла положен принцип получения выгоды, а всё остальное отнюдь не обязательно.

Владислав Жукович считает, что негативное отношение к предпринимательству преодолеть до конца вряд ли удастся.

— До сих пор предпринимательская культура находится не на очень высоком уровне. Много примеров, когда предприниматели пытаются обмануть потребителя: продают просроченные продукты, не выполняют обещания, недостойно ведут себя в кризисной ситуации. Сейчас есть программы, которые специально ограничивают срок службы товаров. Выходит новая модель телефона — и старая почему-то сразу начинает плохо работать. Да, конечно, если товары служат людям вечно, это снижает спрос на новые товары. Но эту проблему можно решить довольно просто: не ограничивать срок службы, а придумывать дополнительные способы выстраивания с покупателями долгосрочных и взаимовыгодных отношений, которые позволяют сделать пользование товаром более долговечным и удобным. Должна быть ориентированность на человека, решения должны быть основаны на любви. Не обмануть, а сделать так, чтобы человеку было лучше. В этом ключевая разница. Важно рассматривать свое дело как служение Богу и людям, чтобы за свою деятельность тебе не было стыдно.

Впрочем, никто не отрицает, что бизнесом в России заниматься непросто:

— Главный «конкурент» бизнеса — государство, — считает один из «союзников» Сергей Тельбухов. — Различные законы и постановления, которые транслируются сверху, не всегда возможно выполнять на местах. Кроме того, у нас все хотят работать в «Газпроме», сидеть на нефтяной трубе, в малый бизнес не стремятся. К сожалению, он в России очень уязвим. А в других странах, наоборот, именно представители малого бизнеса наиболее уважаемы. Одна из задач нашего союза — возродить дух предпринимательства. Доверие — основная ценность. Надо донести мысль, что если ты обманываешь — это уже не бизнес.

Встреча «союзников» с владыкой Амвросием. Фото из архива Союза православных предпринимателей
Встреча «союзников» с владыкой Амвросием. Фото из архива Союза православных предпринимателей


Знать не только Елисеевский магазин

Православные предприниматели считают, что самая главная их задача — вырастить новых православных предпринимателей. Поэтому одно из направлений их деятельности — работа со школьниками, студентами.

— Дети на вопрос, каких знают предпринимателей, говорят — Стив Джобс, Илон Маск. Редко кто вспомнит о братьях Елисеевых или о Савве Морозове. Наша задача — показать, что предпринимательство в России родилось не вчера, наши предприниматели были верующими, ставили на первое место не капитал, а нравственные принципы, — отмечает Павел Фокин.

— Когда школьников спрашиваешь, кто такие купцы, предприниматели, они отвечают: «Это те, кто обманывает людей и наживает себе богатство», — дополняет Вячеслав Минин. — Если и знают кого-то из русских купцов, то только Елисеевых, потому что Елисеевский магазин.

В прошлом году Союз православных предпринимателей выиграл президентский грант, благодаря которому создана обучающая программа для работы с несколькими школами Центрального района. Создана передвижная выставка, в которой рассказывается о купцах, имевших отношение конкретно к этим школам. Школьникам не очень интересно читать длинные тексты, поэтому приводится пять ключевых фактов о личности этого купца с инфографикой и QR-кодами, с помощью которых можно посмотреть и послушать. В рамках выставки разработали викторину, примерно тридцать вопросов, на которые можно ответить, если внимательно прочитать материал. Разработана также интерактивная игра «Созидатель», сюжет которой — создание своего дела на примере мыльного предприятия. Она учит этике мышления. Её проводят не только для школьников, но и для действующих предпринимателей.

— Мы должны суметь донести идеи русского предпринимательства следующим поколениям, потому что если мы этого не сделаем, мы будем просто жалкой копией Запада, — говорит Владислав Жукович. — Многие предприниматели в России прошлых веков поднимались «с минуса» — им надо было сначала себя выкупить из крепостных… А потом они замещали экспорт, организовывали импорт, завоевывали европейские страны. Товары из России ценились в мире, многое у нас перенимала Европа.

Хотя в современной России есть бизнесмены, которые широко занимаются благотворительностью, общая картина, считает Владислав Жукович, малоутешительная.

— До революции благотворительность была нормой, а сейчас к такому человеку недоверчиво приглядываются: может, это он деньги отмывает или ему пиар нужен. У нас исчезло ощущение, что это нормально, что всё принадлежит Богу, а ты — временный управленец, который должен правильно этим распорядиться. Многие купцы огромные суммы жертвовали государству, Церкви. Необходимо вернуть память о тех героях в предпринимательском сообществе, чьи имена заслуживают быть размещенными на памятных табличках, пусть о них устраиваются выставки, музеи. Проект «Выдающиеся предприниматели России» действует по всей стране: в одном городе выставку устроили, в другом памятник поставили или фильм сняли, и даже у светских предпринимателей, которые увидят это, может возникнуть вопрос: «А я что сделал в своей жизни?» Да и любой человек, чем бы он ни занимался, может из биографий выдающихся предпринимателей взять что-то для себя.

Союз православных предпринимателей приглашает всех желающих из числа православных христиан, занимающихся предпринимательской деятельностью. 


Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"