Пост,  который  избрал Бог

Пост — неотъемлемая часть жизни верующего, установленная Богом.  Но именно эта религиозная дисциплина часто оказывается на острие Его жесточайшей критики. Одних ограничения ведут к укреплению отношений с Господом, а для других они могут стать основой для духовной гордыни и спеси.  Как настроиться на постный лад, угодный Богу?
Раздел: Острый угол
Пост,  который  избрал Бог
Журнал: № 2 (февраль) 2010Автор: иерей Алексей ВолчковФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 19 марта 2013
Пост — неотъемлемая часть жизни верующего, установленная Богом. Но именно эта религиозная дисциплина часто оказывается на острие Его жесточайшей критики. Одних ограничения ведут к укреплению отношений с Господом, а для других они могут стать основой для духовной гордыни и спеси. Как настроиться на постный лад, угодный Богу?

Христианство антисовременно. Между современностью и религией Иисуса Христа существует огромная пропасть в стиле и вкусе, в самом подходе к жизни. В христианстве несовременно, а отсюда «ретроградно» и «реакционно» все самое важное: богослужение, мораль, учение. Современность, служащая духу эффективности и комфорта как своим первейшим богам, проходит мимо христианства, искренне полагая, что с этим «рудиментом» средневековья уже покончено. В этой ситуации у сообщества тех, кто поклоняется Иисусу Христу как своему Господу, есть святая обязанность оставаться человеком несовременным, находящимся в оппозиции к ценностям мира. Тут христианина ожидает незаметная, но от этого еще более опасная ловушка: «быть несовременным» вовсе не означает быть поклонником церковной архаики и принципиальным противником какого-либо изменения или развития в Церкви. Общество, привыкшее к эклектике, без всякого ущерба способно объединить традиционализм старообрядцев и модерновость протестантских течений. Мозаика нашего мира даже нуждается в том, чтобы в него входили разноцветные элементы. Святость и милосердие всегда несовременны, тогда как фанатизм, церковный карьеризм и жажда власти вполне гармонично вписываются в матрицу современного мира. Драма исторического христианства и каждого христианина в отдельности состоит в том, что Церковь и христианин призваны быть людьми «не от мира», несовременными, однако при этом мы снова и снова осознаем себя, яростных традиционалистов и консерваторов, находящимися в полной гармонии с современностью. 

Пост, как церковное установление и традиция, не может находиться вне этой драмы. Он является частью того, что Бог устанавливает как важный элемент религиозной жизни христианина, и при этом часто оказывается на острие жесточайшей критики, автором которой становится Сам Бог. 

Библейская и церковная история единогласно понимают пост как воздержание, отказ от известного рода пищи в определенные дни. Это изменение режима приема пищи всецело подчинено нуждам религиозной жизни: человек во время поста кается перед Богом, молится о важном деле, отказывается от радости трапезы после того, как Бог каким-то важным образом проявил Себя в его жизни. Верующий ограничивает себя в приеме пищи ради того, чтобы общение с Богом стало более интенсивным и глубоким. 

Современность не терпит такой пост, нападает на него, пытается по-своему с ним разобраться. Пост превращается в диету, оказывающую положительное влияние на здоровье и общий жизненный тонус человека. В нашем обществе исключительно мало христиан, но огромные массы людей называют себя «постящимися», хотя правильнее было бы назвать их «соблюдающими диету». Еще хуже, что многие верующие занимаются исключительно соблюдением церковной диеты, хотя полагают, что держат пост. Наконец, как верующие, так и неверующие нередко рассматривают практику поста как инструмент власти и орудие для поддержания своего авторитета («вот я-то, Господи, пощусь по-настоящему в отличие от других!»). 

ПОСТ КАК НАШЕ «НЕТ» 
Чтобы восстановить изначальное, оригинальное значение поста, надо еще раз подчеркнуть его негативную составляющую. Во время поста человек не может делать тех дел, которые Бог считает греховными. Неядение мяса или масла — лишь внешний символ, материальное выражение того, что верующий отказывается на кого-то гневаться, отвечать злом за зло. 

Это понимание поста является глубоко соприродным содержанию самой христианской вести. Настоящего христианина можно с полным основанием назвать «человеком постящимся». Каждый верующий, которого коснулась благодать Божия во время Таинства Крещения, оказался связанным на всю свою жизнь обещаниями, которые он лично (или через своих крестных) дал Богу. Эти обещания касаются необходимости жить праведной жизнью, которая невозможна без сердца чистого и пламенеющего лю­бовью к Богу. Внешним проявлением этого состояния является то, что верующий, как правило, не делает некоторых вещей, не совершает определенных поступков. Отказ от дел греха (при том, что для мира часто это не грех, а норма), сама жизнь каждого христианина — уже и есть пост. Девиз нашего мира — «Не отказывай себе!», «Попробуй все!», «Ты достоин этого», главная интуиция христианства — ограничь свою свободу ради Бога и ближнего.

Пост напоминает нам об этой стороне христианской жизни, настоятельно требует от нас отказаться от развлечений, излишних трат, пустого времяпрепровождения и, наконец, соблюдать известную пищевую диету. Общий смысл ее может быть сведен к следующему совету: христианин, питайся скромно, почувствуй на время состояние голода. 

Если мы внимательно взглянем на весь тварный мир живых существ, от микробов до человека, на основные законы, которыми все живое руководствуется и по которым развивается, то мы не много погрешим против истины, сказав, что для всего живого на земле именно «хлеб насущный» является богом! Без пищи не может быть самой жизни, размножения, дальнейшего существования вида. Организмы борются друг с другом за доступ к пище, сильный поедает слабого. Иначе ли устроено общество людей? Кажется, что единственной, по-настоящему влиятельной религией человека является религия еды. Ради нее покоряются новые страны, совершаются открытия, люди добиваются успеха. Каждую неделю (обычно в субботу или в воскресенье) люди в нарядной одежде целыми семьями отправляются в храмы этой религии: торговые центры и супермаркеты. Итог этой, как и иных лжерелигий, — депрессия, невроз, разочарование каждого поклонника бога-пищи. 

Эти рассуждения позволяют нам по-новому взглянуть на всю историю спасения. Адам в раю предстает перед нами тем, кто первым из людей нарушил положенную Богом иерархию. Воистину для него на мгновение пища оказалась в большей степени богом, чем Творец вселенной. С другой стороны, Иисус Христос, верный Отрок Божий, в пустыне отказался идти по пути «дешевых чудес», претворяя камни в хлеба, чем остался верным Божию слову. 

Во время поста человек ограничивает себя во вкусной, изобильной пище ради того, чтобы понять очевидную истину — «не хлебом единым жив человек». Мы зависим от еды, это вовсе не исчерпывается тем, что и с какой частотой мы потребляем. Единственное, от чего по-настоящему зависит каждый из нас, это отношения с Хлебом Небесным.

ПОСТ КАК НАШЕ «ДА» 
Врагу рода человеческого было бы крайне выгодно ограничить понимание поста исключительно негативной составляющей. То есть детерминировать пост как время, когда христианину нельзя что-либо делать. Мы часто спрашиваем священников исключительно в этом ключе: «Батюшка, скажите, а это в пост можно?» Малоактивные и пассивные православные христиане превращают пост в период, когда у нас появляется полное право ничем себя не утруждать. Исключение делается для дел сугубо религиозной направленности (посещение богослужения, чтение молитв, участия в Таинствах). Однако, открыв Евангелие и прочитав, чему учил Своих учеников Иисус Христос, мы с удивлением обнаруживаем, сколь мало внимания уделял Он сугубо религиозным делам в Своей проповеди. Жизнь христианина прежде всего должна реализовываться в делах служения ближнему, смиренной любви к тем, кто нас окружает. Часто ли мы остаемся верными этому завету? Разве наши приходские общины или православное сообщество в целом превратились в этакий остров любви в бушующем море интриг, нетерпимости, зависти и жажды власти? 

Мы — армия Христова (militia Dei), которая откровенно плохо воюет. Мы, православные христиане России, побросали свое оружие, покинули свои посты, вступили в «братание» с грехом и беззаконием в себе и окружающем мире. Время поста — прекрасная возможность вспомнить о том, что мы «мобилизованы» занять свои ряды, вернуться на свой пост!

Пост — время начать делать то, что мы, как правило, в обычное время не делаем. Честно спросим себя: является ли Писание нашей настольной книгой, уделяем ли мы необходимое внимание своим пожилым родителям, являем ли мы образец веры, христианской любви и смирения по отношению к своим коллегам по работе или соседям по коммунальной квартире?

Когда мы поймем пост не только как НЕТ, но как наше христианское ДА, нам станет ясно одно ветхозаветное пророчество. Пророк Захария говорит, что однажды пост — время покаяния и грусти — «соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством» (Зах. 8, 19). Радость поста познается исключительно на пути служения своему ближнему, то есть в позитивной христианской деятельности. 

За долгие недели Великого поста можно сделать то полезное и важное, что давно было запланировано, но осуществлению чего постоянно мешала житейская суета. Можно позвонить по телефону старому другу, с кем-то примириться, вспомнить о тех несчастных и одиноких, кто нас окружает. Единственные руки, которыми располагает Бог на земле, — это руки христиан.

Все, о чем говорилось выше, требует от христианина определенных жертв (эмоциональных, временных, материальных). Пусть нас ободряет, что потраченные нами силы — жертва Богу. Важно, что именно жертва Богу обладает уникальным свойством преумножать в человеке то, что он готов Ему отдать. У христиан, озабоченных активным служением в Церкви, сил, свободного времени, радости (а иногда и денег!) оказывается в конечном итоге больше, чем у тех, кто живет, не утруждая и не тратя себя. Характерно, что пост, понимаемый исключительно как время, уделяемое сугубо религиозным делам, требует от нас гораздо меньших усилий. 

ПОСТ КАК БЛАГОСЛОВЕНИЕ ОТ БОГА
Видя в посте время, когда мы говорим «нет» комфорту и греху, когда мы отвечаем «да» на просьбы о помощи, важно помнить, что в конечном итоге наша цель — сделать так, чтобы постное время, как и вся наша жизнь, оказались нашим ДА по отношению к Богу. 
Одной из основных тем православной популярной литературы является вопрос аскетизма. При этом сам аскетизм представляется уделом исключительно монахов, которые посвятили себя всецело «религиозным делам». Немонахам остается издалека любоваться и восхищаться их подвигами. 

Однако важно понимать, что, призывая Своих учеников «отвергнуться себя», Иисус ожидает от каждого из христиан, чтобы он был аскетом. Пост — чудесное время для аскезы, упражнений, чтобы обернуться всем нашим существом к Богу и одновременно встретиться с собой таким, каким каждый из нас в действительности является. 

Надо иметь мужество признаться, что мы почти всецело наполнены разными идолами и привязанностями, в высшей степени зависим от своего имиджа, статуса, репутации, нами управляет гнев, мода, мнение окружающих, политические симпатии, забота о завтрашнем дне. Мы уже не являемся хозяевами своего языка, в отношениях к людям мы склонны к ссорам, интригам и сплетням.

Дорогой христианин, во время своих постных подвигов, когда ты будешь мужественно отказываться от одного, самоотверженно отдаваться другому, найди немного времени, чтобы побыть с Богом наедине, послушать Его, потому что Он говорит именно тогда, когда человек на время замолкает… 

Алексей Волчков
фото: Станислав Марченко

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Острый угол"