Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
  Войти
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Память о подвиге

В издательстве историко-литературного журнал «Странник» и при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир» вышла книга историка Михаила Шкаровского «Страдальцы за веру Христову Санкт-Петербургской земли». Как отмечает в своем обращении, предваряющем книгу, Вячеслав Заренков, «память о подвиге новомучеников и исповедников Российских, все обстоятельства кровавых гонений на нашу Церковь не могут быть преданы забвению, а наоборот, нуждаются в самом серьезном и постоянном изучении, чтобы эта трагедия больше никогда не повторилась на Святой Руси». Предлагаем читателям выдержки из этой книги.
Журнал: № 02 (февраль) 2021 Опубликовано: 3 февраля 2021

Память о подвиге новомучеников всегда жила в Русской Православной Церкви. Возможность же их прославления в лике святых на родине появилась только в конце 1980-х годов. Всероссийский поместный собор 1990 года поручил Комиссии по канонизации святых подготовить материалы к прославлению новомучеников, пострадавших за веру в XX веке. А в 1992 году определением Архиерейского собора был установлен Собор новомучеников и исповедников Российских (в неделю, ближайшую после 25 января). С этого времени канонизация новомучеников непрерывно продолжается до настоящего времени.

Справка

Для книги на материале документальных и нарративных источников подготовлена исчерпывающая информация о последних днях жизни и кончине петербургских новомучеников и исповедников: митрополитов Владимира (Богоявленского), Вениамина (Казанского), Иосифа (Петровых), Серафима (Чичагова), архиепископа Димитрия (Любимова), епископов Григория (Лебедева), Сергия (Дружинина), Антония (Демянского), протоиереев Петра Скипетрова, Алексия Ставровского, Викторина Добронравова, Христофора Варфоломеева, Владимира Рыбакова, Леонида Богоявленского, Алексия Западлова, Алексия Кибардина и Григория Сербаринова, архимандритов Сергия (Шеина), Льва (Егорова), Сергия (Бирюкова), иеромонаха Матфея (Челюскина), схиигумении Ангелины (Сергеевой), монахинь Анастасии (Платоновой) и Иоанны (Лежоевой), мирян Иоанна Ковшарова и Екатерины Арской. Отдельная статья — её автор А. С. Мельков — посвящена храму Рождества на Песках, где служили некоторые новомученики. 

При этом выявился ряд сложностей и проблем, сохраняющих актуальность и в наши дни. Одной из таких проблем является канонизации новомучеников первых двух лет советской власти, прежде всего — расстрелянных во время «красного террора» лета 1918 — весны 1919 годов. Еще в 1992–2000 годах было прославлено несколько таких первомучеников: петроградские протоиереи Иоанн Кочуров, Петр Скипетров, Философ Орнатский, Алексий Ставровский и др. Однако к настоящему времени процесс прославления первомучеников почти прекратился. В 1918–1919 годах не оформлялись следственные дела, отсутствуют протоколы допроса арестованных, акты расстрела и т. п. Это служит препятствием для канонизации погибших в период «красного террора» верующих, что представляется неоправданным. Мучения и смерть первомучеников очень напоминают мучения христианских святых в Римской империи: зачастую сохранились свидетельства людей, присутствовавших при их казни. В тоже время следственные дела 1930-х годов не дают представления о поведении расстрелянных верующих в последние минуты их жизни.

Другой серьезной проблемой стала канонизация представителей так называемой «правой оппозиции» курсу примирения с советской властью Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), прежде всего участников  иосифлянского движения, возникшего в 1927 году и названного по имени митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых). К концу 1990-х годов руководство Московского Патриархата перестало считать иосифлян раскольниками, но их канонизациидет очень медленно и с большими препятствиями. В частности, лишь в августе 2006 года, после третьего предоставления соответствующих материалов в Синодальную комиссию по канонизации была прославлена в лике святых схимонахиня Мария Гатчинская, чьи мощи обрели в марте 2000 года. До сих пор не канонизированы руководители иосифлянского движения: митрополит Иосиф (Петровых), архиепископ Димитрий(Любимов)…[11 марта 2020 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви включен в собор новомучеников и исповедников «иосифлянский» епископ Сергий (Дружинин)].

До сих пор часть архивно-следственных дел, хранящихся в архивах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, остается недоступной исследователям и членам Комиссий по канонизации. В результате в работе этих комиссий в 1990-е — начале 2000-х гг. были допущены некоторые ошибки, которые в настоящее время сложно исправить.

Еще одним существенным затруднением является поиск мест расстрела и захоронения новомучеников, что представляет собой одну из главных тайн органов госбезопасности, в значительной степени не раскрытую до сих пор. Некоторые подобные тайны стали известны относительно недавно. Только в 1997 году, например, было разыскано захоронение жертв «соловецкого» расстрела 1937 года — в урочище Сандормох в Карелии. Лишь летом 2001 года наконец-то с большой долей вероятности удалось найти место расстрела и захоронения осужденных в 1920-е годы под Санкт-Петербургом — на Ржевском артиллерийском полигоне, к северо-востоку от города. В число погибших там входят казненные в августе 1922 года митрополит Петроградский Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин), мученики Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров. Однако до сих пор точно не известны места упокоения мощей многих святых XX века. Там, где такие места удалось найти, они служат важными центрами нравственного воспитания новых поколений (Бутово в Москве, Левашово под Санкт-Петербургом, Сандормох в Карелии и др.).

Важную проблему представляет собой признание Московским Патриархатом канонизации новомучеников, проведенной в 1981-м и последующие годы Русской Православной Церкви за границей. Эта канонизация была проведена без невозможного тогда изучения следственных дел и других архивных документов, поэтому оказались допущены различного рода ошибки. В настоящее время, когда произошло восстановление канонического общения Московского Патриархата и Зарубежной Русской Церкви, автоматическое объединение списков святых было отклонено как нежелательное, но задача составления общего списка является очень актуальной и сложной.

При этом следует отметить, что Русская Православная Церковь за границей, имея возможность в условиях относительной свободы осуществлять свою деятельность и ощущая себя продолжательницейтех традиций политической жизни, которые были характерны для России до Октябрьской революции, попыталась использовать все имевшиеся у нее возможности для того, чтобы продолжать идеологическую борьбу с большевиками. Это было важной нравственной исторической задачей, которую решала Русская Православная Церковь за границей. Опыт зарубежной Церкви в плане воспитания у православных христиан России непримиримого отношения к коммунизму очень важен. Последовательная, духовно исторически трезвая позиция Русской Церкви в отношении коммунизма, которая формулировалась, богословски осмыслялась, и пастырски привносилась в жизнь поколений русских православных христиан, чрезвычайно нужна для живущих в стране, которая еще не стала православной национальной Россией, а во многом остается посткоммунистической страной, в которой рудименты советского сознания порой проявляют себя даже в церковной жизни.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"