Отцы в центре внимания

«Сколько песен мы с вами вместе спели маме своей родной, а про папу до этой песни не было ни одной», — замените в этих строках слово «песни» на слово «фильмы», и узнаете, чем руководствовались участники киностудии «Береста», когда брались за съемку нового документального фильма про отцов многодетных семей. Так этот фильм и называется: «Отцы». И недавно на форуме «Выше крыши» состоялась его премьера.
Кадр из фильма
Журнал: № 10 (октябрь) 2021Автор: Евгений Перевалов Опубликовано: 17 октября 2021

Настоящие лидеры

Образ многодетной семьи, сформированный в современном обществе, нельзя назвать положительным. Люди боятся многодетности — боятся «плодить нищету», «сидеть на шее у родных», «отказывать себе во всем». На многодетных смотрят с подозрением, как на белых ворон: наверное, люди неблагополучные, рожают «за пособие». По крайней мере, так видят проблему создатели студии «Береста».

— Потому мы сняли фильм, в котором показан положительный образ многодетной семьи, — говорит режиссер «Отцов» Марк Ларионов. — Чтобы люди увидели, что такие семьи — это не обязательно алкоголики и наркоманы, что они могут быть успешными. И, главное, что отцы в таких семьях — не только деньги зарабатывают, но и принимают активное участие в воспитании детей.

Героями картины стали три многодетных семьи. В семье Дениса Жукова шестеро детей, в семье Владимира Мыльникова — семеро, а в семье Алексея Курочкина — восемь.

— Сначала у нас была задумка снять картину с участием семей разных национальностей, — говорит Марк Ларионов, — и мы активно искали людей других культур. Я обращался и в мечеть, и в синагогу, и в дацан заходил, у лютеран был. Думал, что пообщаться с раввином столь же просто, как и с православным священником. Оказалось, что нет — нужно написать прошение о встрече, и примерно через полгода мне ответят. В общем, получилось так, что все три наших семьи оказались русскими, православными; о степени их воцерковленности я говорить не могу, но все считают себя христианами.

Всего же сняться в фильме «Отцы» изъявили желание 50 семей. Находили их разными способами: через знакомых, друзей, давали объявления на страничках молодежного отдела Санкт-Петербургской епархии в социальных сетях.

— Нам было важно, чтобы семьи соответствовали двум основным критериям, — говорит Марк. — Во-первых, семья благополучная, в ней царит теплая атмосфера, а во-вторых, отец семейства должен быть настоящим лидером семьи.


Целевая аудитория

Премьера фильма «Отцы» прошла на Всероссийском молодежном форуме «Выше крыши» в начале сентября. На форуме были представлены проекты молодых людей в самых разных сферах: от IT-технологий и моды до музыки и кино. Показ фильма «Отцы» собрал, возможно, не так много посетителей, как некоторые другие площадки, но то, что на премьере оказались люди, действительно интересующиеся проблемой многодетных семей, — несомненно. Одна из зрительниц пришла в кинозал сразу после участия в мастер-классе по шитью:

— Я недавно вышла замуж, детей в нашей семье пока нет, но и я, и муж хотим, чтобы детей было много. Оба мы росли в самых обыкновенных семьях, у мужа есть старший брат, а я и вовсе единственный ребенок. Опыта жизни в многодетных семьях у нас нет, может быть, поэтому мы испытываем некоторый страх перед многодетностью — ведь всё незнакомое пугает. О том, что здесь показывают документальную ленту про многодетные семьи, я узнала случайно. И сразу решила: надо пойти и посмотреть. Жаль только, что мужа с собой не привела.

О том, что целевая аудитория картины — это как раз семьи, которые находятся в некоторой нерешительности, стоит ли им заводить четвертого, третьего или даже второго ребенка, говорит сам режиссер Марк Ларионов:

— Наши зрители — это семьи и те, кто только задумывается о создании семьи. «Потянем или нет?», «как мы будем их воспитывать?», «как найти на всех время?» — обычно такие вопросы ставят перед собой люди, когда задумываются о том, чтобы завести еще одного ребенка, — рассуждает Марк. — И мне кажется, наш фильм мотивирует их сделать правильный выбор. До сегодняшней премьеры у нас прошло несколько закрытых показов, в частности на молодежных форумах «Ладога» и «iВолга», и мы получили немало положительных отзывов о картине. Один из них я даже процитирую: «Этот фильм убрал чувство страха». А если так, то своей цели мы достигли, потому что именно к этому и стремились — побороть страхи и стереотипы.

 Кадр из фильма


На работе и дома

— Я помню времена, когда о многодетных семьях вообще не принято было говорить. Они были как изгои, — делится Денис Жуков, один из главных героев «Отцов». — Да и сейчас в обществе приходится сталкиваться с негативом — не мне, я дядька большой, лысый и страшный, — а супруге. Особенно в разных учреждениях, которые, по идее, должны многодетным помогать. Вплоть до оскорблений: «Нарожали тут! Наверное, не работали ни одного дня, вот и пришли просить денег!» Это, конечно, чепуха полная — я постоянно работаю, раньше занимался ковкой, а теперь я еще и завуч по воспитательной работе в школе, которую мы создали сами вместе еще с несколькими отцами. И супруга до декрета работала — реставратором в музее артиллерии. В нашей семье трудолюбие всегда было в почете, так что слышать такие слова вдвойне обидно. И вот как раз для того, чтобы своим примером опровергнуть эти домыслы, показать, что многодетная семья — это очень здорово, я и решил стать героем «Отцов».

Съемки проходили в трех семьях в течение нескольких месяцев, и не только у них дома. Создатели фильма стремились показать жизнь семей, и особенно отцов, в её полноте. А значит, не обошлось и без съемок на рабочем месте — все-таки на работе взрослый мужчина проводит бóльшую часть своего времени. Поэтому в фильме показаны не только сцены семейной жизни, но и трудовые будни глав семейств, каждого — на своем рабочем месте: Алексея Курочкина с рубанком и лобзиком за работой в собственной мастерской, Дениса Жукова за ковкой в кузнице, а Владимира Мыльникова — в пожарной части и за баранкой пожарного автомобиля.

— Нам было важно показать отцов за настоящей мужской работой, — объясняет Марк Ларионов. — Поэтому я специально искал героев именно таких профессий, при всем уважении к другим специальностям.

— На улице масло машинное продавал, и коржи для тортов пек, и курьером работал, экспедитором работал, — говорит в фильме Владимир Мыльников. — Но симпатию всегда испытывал к армии, к силовым структурам, к форме. А здесь, пожарным, всё это можно воплотить в жизнь.

 

Какой он, отец?

И всё же центральное место в фильме уделено именно дому.

— Хочу поблагодарить наших героев за то, что они впустили нас в свою семью, разрешили делить с ними стол, — говорит режиссер картины. — Смог бы я так на их месте? Думаю, не смог.

Повседневный быт, обеды и ужины, настольные игры, поездки в магазин за покупками — много что попало в объектив съемочной группы. Отдельно создатели фильма постарались рассказать о роли отцов в жизни семей словами домочадцев, особенно детей (что неудивительно, ведь дети в этих семьях — подавляющее большинство):

— Он справедливый.

— Я хочу быть похожим на папу. Пример всегда беру с папы. Мне всё нравится в нем.

— Но он может очень сильно разнервничаться, даже из-за мелочи.

— Когда мои одноклассники или знакомые впервые видят папу, они спрашивают: а это твой папа? Почему он такой большой?

— Когда математику решаем с ним, это страшно!

— Он мужественный. Представляла, каким должен быть мой муж, смотрю на папу, и думаю, что муж должен быть точно таким же, как он.

Создатели фильма постарались избежать исключительно положительных характеристик, однако это дало некоторым зрителям повод думать, что наиболее острые моменты жизни многодетных семей остались за кадром. После показа, когда зрители задавали вопросы съемочной группе и героям ленты, один человек поинтересовался:

— Дети упомянули, папа вспыльчивый, что к нему страшно подходить. Почему вы не показали этот момент, раз дети об этом говорят?

Ответ режиссера, как мне показалось, был предельно честным:

— Мы были ограничены во времени съемок и старались показать по возможности всё, в том числе и какие-то непростые, сложные моменты. Но ведь вы понимаете, что человек в кадре держит себя иначе, чем в обычной обстановке. Но даже если бы из отцов действительно кто-то вспылил, я не уверен, что стал бы вставлять этот кадр в фильм. Ведь наш фильм снят не просто так, это не кино ради кино, это прежде всего инструмент достижения поставленной цели. Во ВГИКе один из моих преподавателей рассуждал о работе военных документалистов. В окопах с обеих сторон сидят люди с камерой. И тот, и другой снимает документальные кадры. И с той стороны документальная правда, и с этой. Но то, с какого ракурса снят фильм, кем снят, с какой стороны находились режиссер и оператор — всё это делает труд документалиста субъективным. Вопрос только в том, какие кадры он выберет, и достигнет ли он тем самым своей задачи. Наша задача была дать молодым ребятам правильный пример построения семьи.

 Кадр из фильма

Ответственность

— Вообще, я не считаю, что я главный герой фильма, — говорит Алексей Курочкин. — Главный герой — это она, моя супруга. А я — так, рядом постоял. Это на её хрупкие женские плечи легло всё хозяйство, воспитание, даже спит она вполглаза, потому что любой детский вздох поднимает жену с постели и на крыльях материнской любви несет к заболевшему ребенку. А я что? Я на работе бóльшую часть времени, деньги зарабатываю.

Всякая семья начинается со знакомства, многодетная — не исключение. Предыстории семей в фильме также уделено свое место:

— И на третий день знакомства я сделал предложение, — рассказывает Денис Жуков. — Говорю: давай поженимся. Мне Господь дает всегда всё самое хорошее. Я счастливый человек. Все действия имеют последствия. Если мужчина живет с женщиной, у них должны быть дети. Это заложено Богом, природой, и противиться Ему как минимум нечестно. Я захотел постараться быть честным и вот так получилось шестеро детей.

— Мы познакомились в храме, я там пела, он был прихожанином, — вспоминает Наталья Курочкина. — И постепенно стал ходить к нам на трапезу. И мы, певчие, тоже ходили на трапезу. И, собственно, сидели друг против друга за одним столом. Это была не моя инициатива — я бы так и училась дальше, жила бы дальше. Так мне поставили и сказали: вот, если откажешься, будешь полной дурой. Не скажу, что прямо сразу я согласилась. Спрашивала себя: а что ты вообще хочешь в этой жизни? А мне всегда хотелось выйти замуж, быть нужной. А какой ты хочешь, чтобы у тебя был муж? И составила себе перечень качеств, какие я хотела бы видеть в своем супруге. И когда появился жених в лице Алёши, я вспомнила эти критерии и поняла: с него писано.

У всех отцов в рассказе о знакомстве с будущей супругой, о начале семьи звучат слова о том, что они были готовы к этому шагу, чувствовали, что могут нести ответственность не только за себя, но и за супругу и детей. Проблему мужской ответственности режиссер Марк Ларионов подчеркивает особо:

— Я сам не женат, и детей у меня нет, но как режиссер я скажу. Одеяло ответственности в современной семье сильно сползло на женщин. — Они строят карьеру из страха, что муж их бросит и детей придется растить и воспитывать в одиночку, поэтому нужно зарабатывать деньги — кормить-то детей надо. Но мне кажется, что выходить замуж за человека, полагая, что он может тебя бросить, — не нужно. Раз сомневаешься, то оставь его. Некоторые же мужчины, видя, что женщины взяли ответственность на себя, согласились с таким порядком вещей, сказали: а ну и ладно, так даже лучше. Отсюда у нас так много разводов, так много детей, растущих без отцов. И ответственность за развал семьи несут в первую очередь именно мужчины, ведь рыба гниет с головы. 


Из ответов героев фильма на вопросы зрителей:

Алексей Курочкин:
«С момента свадьбы у меня не было никаких особых стремлений, кроме как создать семью и её содержать. Никаких противоречий между семьей и работой у меня не было. И то, и другое — части моей жизни. Когда я учился на реставратора, потом работал реставратором, передо мной никогда не стоял вопрос, буду ли я работать по этой специальности. Работа — это 75% твоей жизни. И если нужно 75% процентов жизни отдать нелюбимой работе для того, чтобы обеспечить оставшиеся 25%, то лучше работать на менее оплачиваемой, но любимой работе и жить при этом полноценной жизнью. В любом случае Господь дает возможность прокормить, взрастить эту семью».


Владимир Мыльников: 
«Момента, когда ты осознаешь, что вот, наконец-то готов стать многодетным отцом, не существует. Ты просто живешь с женой, у тебя появляются дети, один, второй, третий, и ты в это вливаешься, всё происходит постепенно. Время всегда находится. В жизни каждого есть пустые занятия, которые отнимают очень много времени. Нужно отказаться от деятельности, которую ты проводишь впустую, без пользы для себя и семьи, и время высвободится».


Денис Жуков:
«Нагрузка возрастала постепенно. Не бывает так, что проснулся — и у тебя шестеро детей, и ты думаешь такой: „Как же дальше жить!“. Всё происходит постепенно. И реально всё выдерживать. Как мы себя сохраняем? Не надо себя сохранять. Ты же не Ленин в Мавзолее, чтобы тебя сохранять. Ты живешь, ты воспитываешь детей, ты получаешь от них эмоциональную отдачу, и она тебя питает. Господь дает силы на всё. Иногда кажется, что не успею, не смогу, не сделаю, но вот и время растягивается, уже по-другому течет. Так ты понимаешь, что в твоей жизни присутствует Бог и дает тебе ровно столько, сколько ты заслужил».  




К вопросам спорта

Снимать фильмы на острые, актуальные вопросы Марк Ларионов хотел всегда. Закончив ВГИК (сначала он учился на отделении документального кино, потом — на отделении художественного), он остался работать в Москве.

— Где Москва, там деньги, — говорит он. — Но мне, православному христианину с консервативными взглядами, приходилось выбирать между принципами и деньгами. В итоге я выбрал принципы и уехал в Петербург. Но из кино не ушел. Давно думал, что хочу не просто снимать, а заниматься миссионерством через свои фильмы. Для этого нужно становиться независимым режиссером. Так у меня с коллегами — Александром Аверьяновым и Александром Смоляковым — родилась идея создать собственную киностудию «Береста».

Фильм «Отцы» — первый социальный проект «Бересты». Сразу после премьеры начался прокат фильма по школам, колледжам, вузам и другим молодежным площадкам Санкт-Петербурга. Получили руководители студии приглашение и из Великого Устюга. На съемку фильма «Отцы» и на его последующий прокат «Береста» выиграла самый большой грант в России за 2020 год от Федерального агентства по делам молодежи. Во время проката в учебных заведениях «Береста» будет не только показывать «Отцов», но и организует последующее обсуждение фильма с участием зрителей и многодетных отцов, для обмена опытом и ответов на вопросы.

— Такой формат — просмотр плюс обсуждение — видится нам наиболее эффективным, — объясняет Марк.

А в дальнейших планах у «Бересты» заняться другой немаловажной темой — на сей раз вопросом Паралимпийского движения.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"