Иконостасы, иконы и панно из дерева

Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
  Войти
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

От потерянного рая до Голгофы

Выставка венгерского художника Михаила Мункачи в Государственном Эрмитаже будет организована впервые и откроется 25 апреля.
Журнал: № 4 (апрель) 2018Автор: Мария Сухова Опубликовано: 2 апреля 2018
Картины знаменитого венгерского художника мало известны российскому зрителю. Самая первая выставка Мункачи (1844–1900) прошла в России в 2015 году в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Венгры называют Мункачи князем венгерской живописи: он прославился монументальными полотнами на исторические сюжеты, жанровой и религиозной живописью и портретами. Современники сравнивали Мункачи с Ильей Репиным, который, кстати, высоко отзывался о колорите полотен венгерского живописца, а передвижники ценили художника за социальный резонанс его картин. Прославился Мункачи в 1869 году, как мастер жанровой живописи, — благодаря выставленной на Парижском салоне картине «Камера смертника», за которую он получил почетную золотую медаль.

Михай Либ родился в Королевстве Венгрия, входившем в ту пору в Австрийскую империю. Художник взял себе псевдоним от названия родного городка Мукачево (сейчас территория Закарпатской области Украины). Сын мелкого чиновника, Михай рано остался сиротой. Мастером реалистической живописи он стал после обучения в Вене, Мюнхене и Париже, где в конце XIX века училось много провинциальных художников из разных уголков Европы. Испытав сильное влияние парижской школы, Мункачи в своем творчестве, тем не менее, всегда подчеркивал связь с родной Венгрией. Поселившись в Париже после успеха прославившей его картины, художник продолжал работать над трагическими бытовыми сюжетами, при всём мастерстве техники отдавая предпочтение темному колориту. Однако позже художник стал писать и картины, сюжет которых проникнут юмором, лишенные прежней театральности и отличающиеся яркостью и гармонией красок. Они-то впоследствии и были признаны лучшими работами мастера («Пробуждение юного сапожника», «Мильтон диктует Потерянный Рай своим дочерям», «Кухонные политики»).

Среди лучших работ Мункачи — и картины на религиозные сюжеты. Прежде всего, это «Трилогия о Христе», которая включает картины «Христос пред Пилатом», «Распятие» и «Ecce Homo» («Се Человек»). Известно, что перед тем, как взяться за трилогию, художник от корки до корки перечитывал Библию, изучил «Жизнь Иисуса» Эрнеста Ренана. Михай Мункачи реалистически точно изображает сцену в Иерусалимском претории, а за блестящее изображение Христа и Пилата французская публика рукоплескала художнику, его картина объехала множество стран Европы, после чего была выставлена в Нью-Йорке. Прежде чем написать полотно «Голгофа», созданное в лучших традициях религиозной живописи и так же восторженно встреченное публикой, художник сделал 16 эскизов. Третья картина трилогии, «Ecce Homo», написанная спустя десять лет, считается менее удачной и осталась в тени славы предыдущих его работ. Однако именно ей отдавал должное знаменитый ирландский писатель и поэт Джеймс Джойс: «Вся картина проникнута удивительно глубокой, тихой драмой, как будто она могла бы в один миг, как по взмаху волшебной палочки, стать реальностью... видение художника глубоко задевает своей человечностью». Михай Мункачи ни разу не видел вместе все три картины. Сами же полотна много попутешествовали по миру, меняя владельцев и восхищая зрителей.

В Эрмитаже будут представлены как монументальные работы («Христос перед Пилатом», «Голгофа»), так и ряд этюдов к наиболее известным произведениям мастера. Выставка продлится до 29 июля.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"